Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2820

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д. Шостакович, С. Проко­фьев, А. Хачатурян, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антинародному направлению. Это привело к сокращению числа новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, снижению их художественного уровня.

Система образования. В области народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная поли­техническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на род­ном национальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что спо­собствовало развитию национальной культуры.

В 1930 г. было принято постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении все­общего обязательного начального образования для всех детей в СССР», а в 1937 г.

522

началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжайся рост де­сятилетних средних школ.

Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамот­ного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2% (мужчин — 90,8%, жен­щин — 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Со­ветский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьшилась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3—3,5 года. К концу войны чис­ленность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, при­близилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики имела созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая ака­демиком В. Т. Потемкиным.

После окончания Великой Отечественной войны продолжился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обуче­ния. Особенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, ког­да подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образова­ния. В 1945—1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и инсти­тутов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и за­очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Возрастало количество средств, выделяемых государственным бюджетом на образование (1940 — 2,3 млрд. руб., 1946 — 3,8 млрд. руб., 1950 — 5,7 млрд. руб.). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразо­ван в Министерство высшего образования СССР.


Несмотря на успехи в развитии системы образования, страна испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которы­ми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения образо­вательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учите­лей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институ­тах по укороченной программе.

Наука. Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. К концу первой пятилетки организо­ваны уральский, дальневосточный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно- исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 на­учных сотрудников.

Больших успехов добился выдающийся селекционер И. В. Мичурин, про­должал исследования физиолог И. П. Павлов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюз­ный институт растениеводства (ВИР) (руководитель — Я. И. Вавилов).

523

Развитие науки тормозилось репрессивной системой тоталитарного госу­дарства. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие ряда перс­пективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т. Д. Лысенко).

Вместе с тем в 30-х гг. учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы первоклассные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолетах АНТ-:24 (конструктора А. К. Туполева) В. П. Чкалов, Т. Ф. Байдуков и А. В. Беля­ков совершили беспосадочный перелет Москва—Портленд (США) через Се­верный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний пе­релет совершили М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина. Начали штурм стратосферы.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических реше­ний, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкто­ров, рабочих. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее со­юзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результа­ты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, про­водились работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.



В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных сотрудни­ков. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии — на Урале, по гумани­тарным дисциплинам — в Ташкенте и Алма-Ате. Тематика научных исследо­ваний была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка воен­но-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

Ученые-геологи А. Е. Ферсман, К. И. Сатпаев, В. А. Обручев и другие разведа­ли новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиков — П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова и др., физиков — А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. И. Мандель­штама, химиков — Н. Д.Зелинского, И. В. Гребенщикова, А. Н. Несмеянова и др.

В области биологии и сельского хозяйства ученые находили новые расти­тельные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожай­ности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделывание сахарной свеклы). Ученые-медики Н. Н. Бурденко, А. Н. Ба­кулев, А. И. Абрикосов и др. — вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к кон­цу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, М. К. Янгель, Ю. Б. Харитон продолжили работы по развитию ракетной техники.

524

Во второй половине 40-х гг. значительно увеличиваются расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов — Ин­ститут точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехни­ки и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конструкторские бюро, находив­шиеся в системе МВД СССР.

В 40—начале 50-х гг. советская наука и техника достигли успехов в физи­ке, химии, точной механике. Но основной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.


В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, финансировались по остаточному принципу, подвергались жесткому конт­ролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противоречащими законам материализма, что привело к серьезному отстава­нию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально извест­ная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Лени­на (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запреще­на в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т. Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение уро­жайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капиталь­ных вложений.

Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После по­становления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И. В. Сталина «О не­которых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставле­ны под жесткий партийный контроль.

Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению ду­ховного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается препо­давание истории в университетах и школах, создается Историко-археографический институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической акаде­мии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 универ­ситетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде.

Были велики давление и контроль со стороны партийно-государственно­го аппарата. Художественные и научные установки не считались приорите­том творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун,

525

после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в
дискуссии по фи­лософии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. — сам Сталин.

В 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных за­ведений. Развитие науки в России в послевоенные годы сочеталось с ужес­точением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «за­дач социалистического строительства».

Литература. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О пере­стройке литературно-художественных организаций», которым ликвидировал­ся относительный плюрализм периода нэпа в области художественного твор­чества: на смену многим литературным группам было признано целесообраз­ным создать единый Союз писателей СССР (Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в 1934 г.).

С этого времени утверждаются попытки объединить все художественное творчество рамками социалистического реализма. Однако и в эти годы как в рамках господствующего течения (соцреализма), так и вне его (произведе­ния второго типа в основном стали известны намного позже) создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой цели­ны» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, стихи и поэмы А. А. Ахматовой, М. Цветаевой, романы и повести А. М. Горького, А. Н. Тол­стого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

В эти годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее больши­ми достижениями стали стихи для детей В. В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в со­ветской литературе стала патриотическая тема. В Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты об обстановке в тылу и на фронтах. В центральных газетах печатались и звуча­ли по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова и др. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных га­зетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман и др. Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы