Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2885

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


упразднялись торговые монополии, стеснявшие развитие предприни­мательства;

провозглашалась свобода внешней торговли и др.

Петр III проводил указы, как бы продолжавшие линию его предшествен­ников, порой он шел даже дальше их. Однако полностью ставить в заслугу Петру III принятие этих указов, на наш взгляд, совершенно неправомерно. Эти-меры были задуманы еще в предыдущее царствование и осуществлены по инициативе приближенных к императору сановников — канцлера М. И. Во­ронцова, его брата Р. И. Воронцова, генерал-прокурора А. И. Глебова и сек­ретаря императора Д. В. Волкова.

Политически мудрые и экономически целесообразные, эти внутренние преобразования не добавили популярности императору. Отрицание им всего русского как «архаичного», разрыв с традициями, перекраивание многих по­рядков по западному образцу оскорбляли национальные чувства русских лю­дей. Падение императора Петра III было предрешено, и оно произошло в ре­зультате дворцового переворота 28 июня 1762 г. Петра вынудили отречься от престола, а спустя несколько дней он был убит.

Недолго правил Россией этот «случайный гость русского престола» (В. О. Ключевский). Но в принятых им указах, действиях, если отрешиться от предубеждений, по мнению С. П. Рябикина, можно найти и рациональное содержание. Видимо, эти преобразования были потребностью времени, а осу­ществить их довелось по чистой случайности императору Петру III.

Социально-экономическое развитие. Отличительной чертой социального развития России стало значительное расширение привилегий дворянства, получение которых облегчала относительная нестабильность государствен­ной власти.

Это было время глубоких изменений в сознании российского дворянства. При Петре I новый образ жизни навязывался дворянам силой. В условиях правления императриц-женщин, многие из которых были по происхожде­нию или культуре немками, это стало насущной необходимостью. От при­дворного поведения дворянина прямо зависела его карьера.

По мнению И. Н. Ионова, в России XVII в. наибольшие шансы на власть давал традиционализм. Рамки поведения были ограничены раз и навсегда установленными обычаями. Возможности продвижения по службе сдержива­лись системой местничества. Поэтому стимулы к изменению социального положения были незначительны. Рациональность поведения не могла стать его определяющей чертой.

В XVIII в. стимулы в борьбе за власть стали громадными. Побежденный оказывался в далекой ссылке, как А. Д. Меньшиков, или даже подвергался казни. Изворотливость помогала некоторым придворным надолго сохранить свое положение. Так, начавший свою карьеру при Петре I дипломат А. И. Ос­терман пережил трех императриц. Расчетливость поведения придворного дворянина сильно отличалась от рациональности ученого или предприни-


144

мателя. Нужно было произвести впечатление на очередную императрицу, за­помниться ей. Поэтому с этой точки зрения наиболее выгодным было устройство грандиозных праздников, покупка в Париже новой модной одеж­ды, следование последней европейской моде в придворном этикете.

Особенно характерным для этого времени было появление множества чу­даков и оригиналов. Вокруг каждой императрицы существовал кружок знат­ных дам, сообщавших ей все сплетни. Через такие «интимные кабинеты» пе­редавались прошения, а порой и велась внешняя политика.

Эти явления распространялись на всех уровнях власти. На местах стреми­лись подражать петербургскому двору. Поэтому новые веяния моды быстро, без принуждения распространялись среди всего дворянства страны. Быстро менялись его привычки, язык. Придворные нравы и обычаи порождали но­вые материальные потребности, вводили моду на расточительство, не свой­ственное традиционному обществу. В результате этого хозяйство дворян из натурального, каким оно было еще в начале XVIII в., превращалось в денеж­ное. Роскошь стала жизненной необходимостью. Приобретение новой одеж­ды, званые вечера требовали огромных расходов. Это вызывало разорение поместий, отвлекало дворян от службы. Для предотвращения массового разо­рения дворянства в 1754 г. был создан Дворянский банк, кредитовавший поме­щиков под залог имений.

Стремясь поправить свои дела, дворяне во второй половине XVIII в. начи­нают заниматься предпринимательством. В том же 1754 г. правительство объявило дворянской монополией винокурение. Началось строительство вотчинных мануфактур на основе труда крепостных крестьян. Приближен­ные ко двору вельможи, такие как графы Шуваловы и Воронцовы, стали строить металлургические заводы на Южном Урале. Дворянское предприни­мательство становилось почти на один уровень с предпринимательством куп­цов. Наблюдалась и обратная тенденция — переход крупнейших купцов в дво­рянство (Демидовы — уже в 1720 г.).

Манифест Петра III, закрепивший право дворян не служить государству, произвел переворот в их жизни. Из служилого сословия дворянство превра­тилось в свободное привилегированное сословие.

Во многих случаях помещичьи усадьбы были центрами культуры. При по­средничестве помещиков в крестьянское хозяйство внедрялись новые сель­скохозяйственные культуры (картофель, помидоры). Дворяне, такие как А. Т. Болотов, впервые начали применять многопольный севооборот, более совершенные методы обработки земли. Постепенно формировалось провин­циальное

дворянское общество со своим самосознанием и интересами. Оно сыграло большую роль в возникновении либерального дворянства и дворян­ской интеллигенции.

Возрастание роли сельского хозяйства в жизни дворянства вело к усиле­нию крепостного права. Установилась рыночная цена на крепостных кресть­ян, законодательно закреплено право продавать их без земли. Крестьяне потеряли право иметь недвижимую собственность, выступать в качестве по­ручителей, торговать без особого разрешения помещика и т. д. Жизнь крепост-

145

ных определялась вотчинными инструкциями, регламентировавшими не толь­ко повинности крестьян, но и их хозяйственную инициативу, семейную и ду­ховную жизнь.

Вторая половина XVIII в. была временем укрепления и развития всерос­сийского рынка. Переломной датой стал 1754 г., когда были отменены внут­ренние таможенные пошлины. Страна покрылась сетью ярмарок, тесно свя­занных с местным производством.

В середине XVIII в. в России появляются первые симптомы разложения феодально-крепостнических порядков и начала развития капиталистических отношений. Первые признаки этого процесса: развитие товарно-денежных отношений и складывание капиталистической мануфактуры. Основателями мануфактур выступают преимущественно частные лица. В некоторых отрас­лях, особенно в легкой промышленности, начинает преобладать вольнонаем­ный труд. Получает развитие рассеянная мануфактура, раздача ремесленной работы на дом крестьянам (стала одной из форм зарождения в России воль­нонаемного труда, создания рынка рабочей силы, без которого была невозмож­на последовательная модернизация экономики).

В некоторых отраслях промышленности были достигнуты значительные успехи. Благодаря быстрому развитию горнозаводской промышленности к середине XVIII в. Россия вышла на второе место в мире по выплавке чугуна, уступив только Швеции. Так, если в 1725 г. в стране действовал 31 завод, то к 1750 г. — 74. В выгодное металлургическое производство активно вкладыва­ли капиталы дворянские предприниматели — братья Шуваловы, Воронцовы, С. П. Ягужинский.

Одновременно росла и внешняя торговля. К середине XVIII в. Россия стала занимать важное место на мировом продовольственном рынке. В больших количествах вывозились зерно, лес, кожа, пенька, сало, меха и др. Русская внешняя торговля носила активный характер, т. е. вывоз превышал ввоз.


Таким образом, импульс Петровских преобразований оказался настолько силен, что страна в основном продолжала развиваться по тому пути, на кото­рый ее направил царь-реформатор. Однако для этого периода времени были также характерны противоречивые тенденции — начало развития капиталис­тических отношений в условиях сохранения крепостничества.

Внешняя политика. Во внешней политике России после Петра I по-преж­нему преобладали три основных направления:

балтийское (приоритетной задачей русской дипломатии являлось пре­дотвращение реванша Швеции, удержание всех своих владений и господ­ствующего положения на Балтике);

польское (закрепление влияния России в Польше);

черноморское (возвращение Приазовья, стремление выйти к Черному морю).

Особенности:

    1. внешняя политика России во второй четверти XVIII в. носила менее активный характер, чем при Петре I;

    2. началась перестройка армии на европейский манер;

    3. 146

    4. много сил отнимало строительство оборонительных линий на юге и юго-востоке страны;

    5. командные посты в армии находились в руках иноземцев.

Польско-русские отношения. В Польше в 1733 г. после смерти Августа II началось бескоролевье, обусловленное борьбой шляхетских группировок за власть. Претендентом на польский престол был поддерживаемый Францией Станислав Лещинский, зять французского короля. Россия при поддержке Австрии настаивала на воцарении Августа III, сына умершего короля. На пре­стол избрали Станислава Лещинского, что стало поводом для Русско- польской войны 1733—1735 гг. Важнейшим событием войны было взятие войсками Б. К. Миниха города Гданьска (Данцига). Лещинский бежал на французском корабле. Август III стал королем Польши.

Русско-турецкая война. Поводом для Русско-турецкой войны 1735—1739 гг. стало нарушение турками границ России. Союзником России в войне была Австрия. В 1736 г. русская армия взяла Бахчисарай и Азов, а в следующем го­ду — Очаков. В 1739 г. османы были разбиты под Ставучанами (на р. Днестр). Русская армия была готова перейти Дунай. Однако союзница России Авст­рия, потерпев ряд поражений, пошла на сепаратный мир с Турцией. В 1739 г. Турция и Россия заключили Белградский мир. К России перешли Азов (прав­да, без укреплений) и небольшая территория между Северским Донцом и Бу­гом. Выход к Черному морю оставался за Турцией.

Русско-шведская война. Швеция попыталась взять реванш за поражение в Северной войне и объявила войну России. Русско-шведская война (1741— 1743) велась на территории Финляндии и закончилась Абосским миром. Швеция подтвердила итоги Северной войны. К России отошла небольшая территория в Финляндии до реки Кюмень.


Семилетняя война. В результате обострения англо-французской борьбы за колонии и столкновения агрессивной политики Пруссии с интересами Авст­рии, Франции и России в 1756—1763 гг. вспыхнула война. В войне участвовали две коалиции держав. Одну из них составляли Пруссия, Англия и Португалия. Их противниками были Франция, Испания, Австрия, Швеция и Саксония, на стороне которых выступила Россия. Канцлер А. П. Бестужев в 40—50-х гг. при­ложил максимум усилий для создания антипрусской коалиции.

Война начиналась в 1756 г. с нападения Пруссии на Саксонию и разгрома австрийской армии. Через год, летом, в войну вступила Россия. 19 августа 1757 г. русские войска разбили под Гросс-Егерсдорфом прусские войска, и вскоре вся Восточная Пруссия была занята русскими войсками.

14 августа 1758 г. при Цорндорфе Пруссия потерпела новое поражение от русских войск. А через год, 1 августа 1759 г., русская армия вышла к реке Одер и вновь нанесла поражение прусским войскам. На этот раз у Кунерсдорфа разгромлен был сам король Фридрих II, который лишь чудом избежал плена. В 1760 г. русские войска заняли Берлин, и Пруссия оказалась на грани катаст­рофы. От этого ее спасла лишь смерть императрицы Елизаветы Петровны. Ключ от Берлина был передан на вечное хранение в Казанский собор в Пе­тербурге. В сражениях Семилетней войны одержали первые крупные победы

147

П. А. Румянцев и А. В. Суворов, впоследствии прославившие русское военное искусство. Однако победы русских не дали стране реальных результатов. Раз­ногласие среди союзников и особенно воцарение Петра III резко изменили позицию России в войне. В 1762 г. Россия заключила мир с Пруссией и верну­ла ей все завоеванные территории. После воцарения Екатерины II Россия ан­нулировала заключенный Петром III союз с Пруссией.

В ходе войны Россия была экономически истощена, но международный авторитет России укрепился. Главным же итогом Семилетней войны стала победа Англии над Францией в борьбе за колонии и торговое первенство. Антинациональная внешняя политика Петра III, а также вспышки со­циального протеста подтолкнули гвардейцев на новый переворот в пользу Екатерины II.

Общественная мысль. Наглядным свидетельством роста политического сознания дворянства явилась попытка Верховного тайного совета в 1730 г. из­менить форму правления России. Наиболее ярким выразителем этих настро­ений был князь Д. М. Голицын — видный государственный деятель, в разное время занимавший посты киевского губернатора, президента Камер- и Коммерц-коллегий, члена Верховного тайного совета. Образную характеристику Голицыну дал историк XIX в. Д. А. Корсаков. По его словам, Голицын — «двуликий Янус, стоящий на рубеже двух эпох нашей цивилизации — мос­ковской и европейской. Одним своим лицом он вдумчиво глядит в былое Руси, другим — самонадеянно приветствует ее грядущее». Составленные под