Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2892

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начало правления для Екатерины II было трудным, прежде всего в нрав­ственном отношении. Как ни был непопулярен Петр III в России, но он был законный (Божьей милостью) государь, к тому же внук Петра Великого, пусть и недостаточный. Екатерина же была чистокровной немкой, которая в глазах общества узурпировала древний престол московских царей. Неясна была и роль Екатерины II в убийстве мужа.

Прежде всего Екатерина II поспешила с коронацией, которая должна была узаконить ее восшествие на престол. Торжественная церемония состоялась 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Екатерина щед­ро наградила всех, кто способствовал ее победе. Главные участники переворота (40 человек) получили чины, земельные владения с крепостными крестьянами и крупные денежные суммы. Императрица приказала вернуть из ссылки тех, кто «невинно» пострадал, в их числе — бывшего великого канцлера графа Бестужева-Рюмина, бывшего генерал-прокурора князя Шаховского.

Желая расположить к себе влиятельное в России православное духовен­ство, Екатерина II отменила указ Петра III об изъятии у монастырей земель­ной собственности и крестьян. Правда, укрепив свое положение, императри­ца уже в 1764 г. все-таки отобрала у монастырей в пользу государства 990 тыс. крестьян. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн... душ муж-

152

ского пола) стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. Число монастырей в России сократилось с 881 до 385.

Действуя осторожно, избегая опасных конфликтов, Екатерина II с самого начала твердо дала понять, что не намерена поступаться самодержавной вла­стью. Она отвергла идею графа Н. И. Панина об учреждении Постоянного императорского совета в составе четырех государственных секретарей, кото­рые должны были решать все важнейшие государственные дела. За Екатери­ной в этом случае оставалось бы лишь право утверждения принимаемых ре­шений. В проекте Панина нашли отражение олигархические надежды арис­тократии на ограничение самодержавной власти, что вовсе не устраивало Екатерину II.

Одновременно Панин предложил разделить правительствующий Сенат на шесть департаментов, что приводило к ослаблению роли этого высшего учреждения в пользу Постоянного императорского совета. Екатерина II умело воспользовалась этим предложением Панина. В декабре 1763 г. импе­ратрица осуществила реформу Сената, разделив его на шесть департамен­тов, два из которых должны были находиться в Москве, а четыре в Петер­бурге. Так правительствующий Сенат потерял прежнюю политическую роль, превратившись в бюрократическо-канцелярскую надстройку над цент­ральными учреждениями империи. В результате проведенной реформы произошло усиление самодержавной власти. «Но Екатерине II, — писал С. М. Соловьев, — нужно было много лет искусного, твердого и счастливого правления, чтобы приобрести тот авторитет, то обаяние, которое она произ­водила в
России и в целом в Европе, чтобы заставить признать законность своей власти».

«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дво­рянству» (1785) Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворян­ства. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увели­чилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государствен­ные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. Период правления Екатерины II в исторической науке получил название золотого века россий­ского дворянства.

Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и эконо­мической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей — Вольтера, Руссо, Дидро, Д'Аламбера — и считала себя их уче­ницей. В 1763 г. Екатерина начала переписку с Вольтером, которая продолжа­лась до 1777 г., т. е. почти до самой смерти известного французского просве­тителя. В письмах к Вольтеру Екатерина рассказывала «учителю» о деятель­ности на пользу своих подданных и о военных событиях, а Вольтер осыпал «ученицу» лестью и комплиментами. Екатерина II подчеркивала, что книга

Олигархия — греч. oligarchia — власть немногих.

153

французского просветителя Монтескье стала ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о «великой Семирамиде севера».

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось опре­деленное представление о том, что необходимо делать для процветания госу­дарства. В соединении со знаниями российской действительности эти пред­ставления повлияли на формирование политической программы императри­цы. Как представляла себе Екатерина задачи просвещенного монарха, каковым себя искренне считала, видно из ее черновой записки: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый по­рядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать зако­ны. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям» («Записки»).

Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя поли­тика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенный аб­солютизм» (Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский).



Эта политика была характерна дня стран со сравнительно медленным раз­витием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои поли­тические права и экономические привилегии. Временем просвещенного абсолю­тизма называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г.

В Большом энциклопедическом словаре мы читаем следующее опреде­ление: «Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в ряде евро­пейских стран во 2-й половине XVIII в., выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упраздне­ние некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, ре­формы — крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма — Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России (до начала 70-х гг. XVIII в.) и др., используя популярность идей французского Просвещения, изобража­ли свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещенный аб­солютизм был направлен на утверждение господства дворянства, хотя неко­торые реформы способствовали развитию капиталистического уклада».

Итак, просвещенный абсолютизм характерен такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важ­ной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монар­хов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки.

Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился со­зыв в 1767 г. комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комис­сия). Следует заметить, что созыву Уложенной комиссии предшествовали оз­накомительные поездки Екатерины II по России. «После Петра Великого

154

Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путеществия по России с правительственными целями» (С. М. Соловьев). »

Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения.

В качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила «Наказ», который состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти чет­верть текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей (Беккариа, Бильфельда, Монтескье, Юсти). Эти цитаты были тщательно подобра­ны, и «Наказ», таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в Рос­сии и сословного устройства русского общества.


Екатерининской комиссии не удалось составить новый кодекс законов, так как было трудно привести старое законодательство в согласие, с одной стороны, с либеральным «Наказом» Екатерины (построенным на книжных теориях, без учета реальных фактов русской жизни), а с другой — с противо­речивыми нуждами, пожеланиями и множеством отдельных наказов от раз­ных групп населения.

Все же работа Комиссии не пропала даром. Содержание местных наказов и суждения депутатов дали правительству богатый материал для ознакомле­ния с нуждами и пожеланиями разных групп населения, и эти материалы оно могло использовать в будущем в своей реформаторской деятельности.

Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и началом русского парламентаризма. В конкретных условиях Рос­сии второй половины XVIII в. Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии (А. С. Орлов, В. А. Ге­оргиев, И. Г. Георгиева).

На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияли два со­бытия XVIII в.: крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция в Европе. В России же последней попыт­кой реализации идей европейского Просвещения была деятельность Алек­сандра I (И. Г. Кислицына).

Оценивая правление Екатерины II, надо иметь в виду, что императрице пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной преобразо­вательной программе, а последовательно браться за решение тех задач, кото­рые выдвигала жизнь. Отсюда — впечатление некоторой хаотичности ее цар­ствования. Даже если это и так, то не прихоти часто менявшихся фаворитов тому причиной. Составленные различными историками перечни официаль­ных фаворитов включают от 12 до 15 персон. Некоторые из них, прежде всего Г. А. Потемкин, стали выдающимися государственными деятелями, другие находились в ее покоях на положении любимых собачек. Несомненно, такие люди влияли на политику государства, но лишь в той мере, в какой это допус­кала сама императрица, никогда не поступавшаяся и частицей своей само­державной власти.

155

Итоги царствования Екатерины И.

  1. Имперские мероприятия во внешней и внутренней политике.

  2. Укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства, защита мо­нархии от любых посягательств.

  3. Социально-экономические мероприятия по дальнейшей «европеиза­ции» страны и окончательному оформлению и усилению дворян.

  4. Либерально-просветительские начинания, попечение об образова­нии, литературе и искусствах.

  5. Неготовность российского общества не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам.


По мнению С. В. Бушуева, в правлении Екатерины II произошло «...несо­ответствие привносимых «сверху внешних форм и внутренних условий», «души» и «тела» России, а отсюда все противоречия XVIII в.: раскол нации, раскол народа и власти, власти и созданной ею интеллигенции, раскол культуры на народную и «официальную», неразрешимая дилемма Пушкина о «просвещении» и «рабстве». Все это имеет отношение к Екатерине, потому что объясняет глубинные причины ее впечатляющих успехов, когда она по- петровски действовала «сверху», и ее поразительного бессилия, как только она по-европейски пыталась получить поддержку «снизу» (Уложенная ко­миссия).

Если Петр не задумывался над всеми этими противоречиями или, скорее, просто их не замечал, то Екатерина уже начинала понимать, но не в силах разрешить их, вынуждена была притворяться и лицемерить: просвещенная государыня — и первая помещица, корреспондент Вольтера — и неограни­ченная властительница, сторонник гуманности — и восстановитель смертной казни... Одним словом, по пушкинскому определению, «Тартюф в юбке и ко­роне». Но ложь здесь скорее всего не для обмана как такового, а для самоза­щиты, не столько для других, сколько для себя самой, желающей совместить «просвещение» и «рабство».

Противоречия личности и политика Павла I (1796—1801). В исторических исследованиях нет единства в оценке правления Павла I. Одни историки на­зывают время его правления «непросвещенным абсолютизмом», другие — «военно-полицейской диктатурой», третьи считают Павла «русским Гамле­том», четвертые — «романтическим императором».

По мнению В. О. Ключевского, деятельность Павла носила характер «не столько политический, сколько патологический», и «анекдоты составляют все содержание этого царствования».

Просветитель Д'Аламбер находил в Павле Петровиче «возвышенный ха­рактер» и образованность. Павел всю жизнь мучился сомнениями по поводу своего происхождения (существует версия, что его отец не Петр III, а один из фаворитов Екатерины). При жизни матери он жил фактически под домаш­ним арестом в Гатчине. Современники отмечали ум, память, наблюдатель­ность Павла. Суждения о его безумии, вздорности дошли до нас благодаря «мемуарной» традиции, прочно обосновавшейся в историографии.

156

По мнению исследователей, основными мотивами деятельности Павла были следующие:

  • во-первых, желание противопоставить себя матери, переиначить все сделанное Екатериной и строить свое царствование наперекор заложенным ею традициям государственного управления;

  • во-вторых, страх, боязнь аристократической оппозиции, крестьянских волнений, французских республиканских идей.