Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2908

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Европейское направление, основные задачи:

  • борьба с европейским революционным движением;

  • поиск поддержки с целью выгодного для России решения восточного вопроса.

В 1830—1831 гг. — революционный кризис в Европе (установление Июль­ской монархии во Франции, завоевание независимости Бельгией, восстание в Польше).

В сентябре 1833 г. заключена русско-австрийская конвенция «О взаимной гарантии польских владений» (предусматривала взаимопомощь в случае польского восстания, второй вопрос — гарантия неприкосновенности Ос­манской империи).

В конце 40-х гг. XIX в. разразился очередной революционный кризис в Европе. Россия приняла участие в подавлении революционных выступле­ний в Европе: в 1846 г. русскими, австрийскими и прусскими войсками была

186

ликвидирована Краковская республика (территория республики включена в состав Австрии); весной 1848 г. русские войска участвовали в подавлении революций в Молдавии, Валахии (совместно с турецкой армией) и в Венгрии (совместно с Австрийской армией). Россия превратилась в «жандарма Ев­ропы».

  • Кавказское направление; основные задачи:

  • закрепление Кавказа и Закавказья в составе Российской империи;

  • обеспечение безопасности южных границ России;

  • помощь национально-освободительной борьбе армянского народа против иранского владычества.

В июле 1826 г. иранская армия вторглась в Закавказье. Русские войска под руководством А. П. Ермолова освободили Закавказье и перенесли военные действия на территорию Ирана.

В апреле 1827 г. — наступление русской армии в Восточной Армении. В феврале 1828 г. заключен Туркманчайский мирный договор России с Ираном. Из отходивших к России ханств была образована Армянская область с рус­ским административным управлением; Иран обязан был выплатить России контрибуцию в 20 млн.. руб. и предоставить на своей территории преимуще­ства в торговле; Ирану запрещалось держать на Каспии военные суда; рос­сийские суда могли свободно плавать по Каспийскому морю; договор гаран­тировал свободу переселения в Россию армянского населения. В феврале 1829 г. произошло нападение на Российское посольство в Тегеране. Повод: бегство из гарема двух армянок и евнуха, укрывшихся в посольстве. В ре­зультате разгрома посольства произошла гибель российской миссии во гла­ве с А. С. Грибоедовым (38 чел. — спасся I чел.). Россия удовлетворилась личными извинениями шаха.


Стремление России закрепиться в Кавказском регионе (Дагестан, Чечня, Адыгея) привело к многолетней войне (1817—1864). Горцы Кавказа, направ­ляемые мусульманским духовенством, объявили «газават» (священную войну против неверных). В течение 25 лет (с 1834 г.) это движение возглавлял Ша­миль — волевой, энергичный деятель, обладавший полководческим талантом.

  • Наступление на среднеазиатские ханства, присоединение Казахстана. Причины наступления России на среднеазиатские ханства (Кокандское, Бу­харское, Хивинское): а) рост промышленности (Средняя Азия — источник сырья и рынок сбыта для развивающейся русской промышленности); б) экс­пансия Англии в этом регионе. Итоги: подчинить Среднеазиатские ханства не удалось, велись переговоры о заключении русско-хивинского торгового соглашения (1839). С добровольным принятием русского подданства Стар­шим Жузом (1846) Россия утвердилась в Казахстане.

Четвертый период — Крымская война (1853—1856). Причины военных дей­ствий:

  • во-первых, Англия, Франция и Австрия стремились упрочить свое вли­яние в европейских владениях Османской империи, вытеснить Россию из Черноморского региона, тем самым ограничить ее продвижение на Ближний Восток;

187

  • во-вторых, Турция, поощряемая Англией и Францией, вынашивала планы отторжения от России Крыма и Кавказа;

  • в-третьих, Россия стремилась разгромить Османскую империю, захва­тить черноморские проливы и расширить свое влияние на Ближнем Востоке.

В 1853 г. был заключен англо-французский секретный договор, направ­ленный против России (эти страны, а также и Австрия не желали усиления влияния России на Ближнем Востоке, стремились вытеснить Россию с бере­гов Черного моря и с Кавказа).

Характер войны — захватнический с обеих сторон.

Этапы Крымской войны: 1) ноябрь 1853—апрель 1854 гг. — русско-турец­кая кампания (Дунайский фронт); 2) апрель 1854—февраль 1856 гг. — англо- франко-сардинская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье (Кавказский фронт), попытки высадки англичан на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском.

Основные сражения: на реке Альма, оборона Севастополя, бои за Малахов курган.

Полководцы: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Н. Н. Муравьев.

В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Турцией, Анг­лией, Францией, Австрией, Пруссией, Сардинией, с одной стороны, и Рос­сией — с другой. Условия:

  • от России отторгалась южная часть Бессарабии с устьем Дуная;

  • в обмен на Каре с областью России возвращались Севастополь, Евпа­тория и другие города в Крыму;

  • Черное море становилось нейтральной территорией: России и Турции запрещалось иметь военный флот и береговые укрепления на Черном море;

  • черноморские проливы объявлялись закрытыми в мирное время для военных кораблей всех стран;

  • Россия лишалась права защиты православного населения Османской империи, покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.


Причины поражения в войне: 1) неверная оценка международной ситуации, приведшая к дипломатической изоляции России и войне не с одним, а с не­сколькими сильнейшими противниками; 2) отсталая военная промышлен­ность (базировавшаяся в основном на крепостном труде); 3) устаревшее во­оружение; 4) отсутствие развитой дорожно-транспортной системы.

Значение поражения России в Крымской войне:

  • во-первых, южные границы России оказывались беззащитными;

  • во-вторых, это подорвало влияние России на Ближнем Востоке и ее престиж на международной арене;

  • в-третьих, Россия оказалась в международной дипломатической изо­ляции.

Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы.

Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:

  • во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;

188

— во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась дея­тельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В общественном движении первой половины XIX в. началось размежева­ние трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия по­лучает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения муд­рого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Рос­сию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало дви­жение декабристов.

В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодер­жавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как един­ственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассмат­ривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.


Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (из­датели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Москов­ского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах раз­вивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П. Шевыревым (профессор фило­логии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только про­пагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либера­лов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. под­черкивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славяно­фильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славя­нофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофиль­ство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

189

Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литера­туры, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области филосо­фии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической нау­ке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

Основные идеи славянофилов:

  • убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;

  • большое значение придавали крестьянской общине;

  • Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;

  • резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;

  • единственно верной и глубоко нравственной религией считали право­славие;

  • верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возро­дить Земские соборы.


Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими исто­рии народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на призна­нии общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рам­ки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет ле­тописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеха­нова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три глав­ных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно рим­ским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выра­зившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преоб­ладании социально-экономических интересов. Ярким представителем пер­вого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шести­десятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григо­рьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).

В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться

190

прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.

Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западни­ков были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.

В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Бе­линского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некра­сов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

Основные идеи западников:

  • благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;

  • необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (пози­ция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;

  • особая позиция была у радикальных западников (в отечественной исто­риографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее дей­ственным средством для этого являются не реформы, а революция.