ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2908
Скачиваний: 118
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Европейское направление, основные задачи:
-
борьба с европейским революционным движением; -
поиск поддержки с целью выгодного для России решения восточного вопроса.
В 1830—1831 гг. — революционный кризис в Европе (установление Июльской монархии во Франции, завоевание независимости Бельгией, восстание в Польше).
В сентябре 1833 г. заключена русско-австрийская конвенция «О взаимной гарантии польских владений» (предусматривала взаимопомощь в случае польского восстания, второй вопрос — гарантия неприкосновенности Османской империи).
В конце 40-х гг. XIX в. разразился очередной революционный кризис в Европе. Россия приняла участие в подавлении революционных выступлений в Европе: в 1846 г. русскими, австрийскими и прусскими войсками была
186
ликвидирована Краковская республика (территория республики включена в состав Австрии); весной 1848 г. русские войска участвовали в подавлении революций в Молдавии, Валахии (совместно с турецкой армией) и в Венгрии (совместно с Австрийской армией). Россия превратилась в «жандарма Европы».
-
Кавказское направление; основные задачи:
-
закрепление Кавказа и Закавказья в составе Российской империи; -
обеспечение безопасности южных границ России; -
помощь национально-освободительной борьбе армянского народа против иранского владычества.
В июле 1826 г. иранская армия вторглась в Закавказье. Русские войска под руководством А. П. Ермолова освободили Закавказье и перенесли военные действия на территорию Ирана.
В апреле 1827 г. — наступление русской армии в Восточной Армении. В феврале 1828 г. заключен Туркманчайский мирный договор России с Ираном. Из отходивших к России ханств была образована Армянская область с русским административным управлением; Иран обязан был выплатить России контрибуцию в 20 млн.. руб. и предоставить на своей территории преимущества в торговле; Ирану запрещалось держать на Каспии военные суда; российские суда могли свободно плавать по Каспийскому морю; договор гарантировал свободу переселения в Россию армянского населения. В феврале 1829 г. произошло нападение на Российское посольство в Тегеране. Повод: бегство из гарема двух армянок и евнуха, укрывшихся в посольстве. В результате разгрома посольства произошла гибель российской миссии во главе с А. С. Грибоедовым (38 чел. — спасся I чел.). Россия удовлетворилась личными извинениями шаха.
Стремление России закрепиться в Кавказском регионе (Дагестан, Чечня, Адыгея) привело к многолетней войне (1817—1864). Горцы Кавказа, направляемые мусульманским духовенством, объявили «газават» (священную войну против неверных). В течение 25 лет (с 1834 г.) это движение возглавлял Шамиль — волевой, энергичный деятель, обладавший полководческим талантом.
-
Наступление на среднеазиатские ханства, присоединение Казахстана. Причины наступления России на среднеазиатские ханства (Кокандское, Бухарское, Хивинское): а) рост промышленности (Средняя Азия — источник сырья и рынок сбыта для развивающейся русской промышленности); б) экспансия Англии в этом регионе. Итоги: подчинить Среднеазиатские ханства не удалось, велись переговоры о заключении русско-хивинского торгового соглашения (1839). С добровольным принятием русского подданства Старшим Жузом (1846) Россия утвердилась в Казахстане.
Четвертый период — Крымская война (1853—1856). Причины военных действий:
-
во-первых, Англия, Франция и Австрия стремились упрочить свое влияние в европейских владениях Османской империи, вытеснить Россию из Черноморского региона, тем самым ограничить ее продвижение на Ближний Восток;
187
-
во-вторых, Турция, поощряемая Англией и Францией, вынашивала планы отторжения от России Крыма и Кавказа; -
в-третьих, Россия стремилась разгромить Османскую империю, захватить черноморские проливы и расширить свое влияние на Ближнем Востоке.
В 1853 г. был заключен англо-французский секретный договор, направленный против России (эти страны, а также и Австрия не желали усиления влияния России на Ближнем Востоке, стремились вытеснить Россию с берегов Черного моря и с Кавказа).
Характер войны — захватнический с обеих сторон.
Этапы Крымской войны: 1) ноябрь 1853—апрель 1854 гг. — русско-турецкая кампания (Дунайский фронт); 2) апрель 1854—февраль 1856 гг. — англо- франко-сардинская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье (Кавказский фронт), попытки высадки англичан на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском.
Основные сражения: на реке Альма, оборона Севастополя, бои за Малахов курган.
Полководцы: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Н. Н. Муравьев.
В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Турцией, Англией, Францией, Австрией, Пруссией, Сардинией, с одной стороны, и Россией — с другой. Условия:
-
от России отторгалась южная часть Бессарабии с устьем Дуная; -
в обмен на Каре с областью России возвращались Севастополь, Евпатория и другие города в Крыму; -
Черное море становилось нейтральной территорией: России и Турции запрещалось иметь военный флот и береговые укрепления на Черном море; -
черноморские проливы объявлялись закрытыми в мирное время для военных кораблей всех стран; -
Россия лишалась права защиты православного населения Османской империи, покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.
Причины поражения в войне: 1) неверная оценка международной ситуации, приведшая к дипломатической изоляции России и войне не с одним, а с несколькими сильнейшими противниками; 2) отсталая военная промышленность (базировавшаяся в основном на крепостном труде); 3) устаревшее вооружение; 4) отсутствие развитой дорожно-транспортной системы.
Значение поражения России в Крымской войне:
-
во-первых, южные границы России оказывались беззащитными; -
во-вторых, это подорвало влияние России на Ближнем Востоке и ее престиж на международной арене; -
в-третьих, Россия оказалась в международной дипломатической изоляции.
Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы.
Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:
-
во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;
188
— во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.
В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов.
В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П. Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.
Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.
189
Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).
Основные идеи славянофилов:
-
убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали; -
большое значение придавали крестьянской общине; -
Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью; -
резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра; -
единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие; -
верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.
Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рамки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет летописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеханова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три главных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно римским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преобладании социально-экономических интересов. Ярким представителем первого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шестидесятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григорьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).
В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться
190
прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.
Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.
В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Белинского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.
Основные идеи западников:
-
благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право; -
необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество; -
особая позиция была у радикальных западников (в отечественной историографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция.