Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2914

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребно­стями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

60—70-е гг. XIX в. — время коренных преобразований в России, которые за­тронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:

    • социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права);

    • политические реформы (изменения в системе управления — судебная, земская, городская, военная реформы);

    • реформы в области образования и культуры (школьная, университет­ская, печати).

Большинство историков полагает, что Александр II (1855—1881) не толь­ко не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роли Александра II в реформиро­вании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он не только осо­знал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.

Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг.

Толчком к преобразованиям послужили:

  • во-первых, проигранная Крымская война, показавшая полную несо­стоятельность политической и экономической системы Николая I;

  • во-вторых, Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции;

  • в-третьих, Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чинов­ников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходи­мость преобразований.

С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественно-полити­ческой жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830—1831 гг., петрашевцам, приостановил на три года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1856 г. Александр II возгла­вил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепост­ном праве». В 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений. В на­чале 1857 г. был учрежден Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.


У исследователей существуют различные точки зрения на отмену крепост­ного права. В советской исторической науке утвердилась точка зрения, со­гласно которой в России в конце 50-х—начале 60-х гг. XIX в. сложилась

196

революционная ситуация. Советские исследователи считали, что не только Крымская война, но и революционная ситуация (в том числе крестьянские выступления) заставили царизм поспешить с освобождением крестьян и про­извести частичные изменения политических институтов.

Сегодня ряд исследователей считает, что крепостническая система еще не исчерпала все свои резервы и еще могла существовать и далее. Антикрепост­нические выступления крестьян сильно преувеличены. И действительно, от­меняя крепостное право, самодержавие было вынуждено пойти вразрез с же­ланиями большей части своей собственной опоры: основная масса дворян была по-прежнему настроена против отмены крепостного права. Однако не­возможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической была ясна Александру I.

По мнению М. М. Горинова, А. А. Горского, А. А. Данилова: «Революци­онной ситуации в России в середине XIX в. не было, ...в стране разразился социально-политический кризис, вызванный крахом внешнеполитического могущества и основанной на нем идеологии национально-государственной исключительности страны, быстрым отставанием России от европейских го­сударств и угрозой превращения ее во второстепенную державу. Главной причиной такого отставания явилось исторически задержавшееся господство в стране феодально-крепостнических отношений. Таким образом, крестьян­ская реформа не была продуктом революционной борьбы».

18 февраля 1861 г. после обсуждения в Главном комитете и Государствен­ном совете Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы.

  • Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный зе­мельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сум­му помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

  • До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

  • Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так назы­ваемые «отрезки»). Они составили '/5 прежних крестьянских наделов.

  • Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

  • Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, всту­пать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.


Ю. В. Тот, оценивая крестьянскую реформу, подчеркивал следующее:

— во-первых, по мнению большинства современных историков, кресть­янская реформа стала результатом компромисса между помещиками, кресть­янами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было;

197

  • во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повин­ностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы;

  • в-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. — восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензен­ской губернии;

  • в-чётвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый адми­нистративный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобла­дании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имев­ших целью создать новую систему государственного управления.

Продолжением отмены крепостного права в России были развитие систе­мы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная ре­формы. Их основная цель — привести государственный строй и администра­тивное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Развитие системы государственных учреждений. В соответствии с Основ­ными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом.

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых ре­форм, был учрежден новый правительственный совещательный орган — Со­вет министров.

Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, ко­торый в 60—70-х гг. провел большую работу по рассмотрению проектов зако­нов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подме­нен Комитетом министров.

В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так, в 1865 г. Главное управление путей со­общений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений.
Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной вы­платой крестьянами кредитов.

В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежа­щими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:

  • бессословность суда;

  • равенство всех подданных перед законом;

  • независимость суда от администрации;

198

создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверен­ных (адвокатов);

на судебные заседания допускались публика и представители прессы.

В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной рефор­мы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные и общие.

Местными были волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, а общими — окружные суды и судебные палаты. Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков. Мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами из местных жителей с определенным образовательным и имущест­венным цензом, решали дела единолично. Апелляцией для пересмотра их приговора являлся съезд мировых судей.

Окружные суды, назначаемые императором, учреждались на несколько уездов, большей частью на всю губернию, для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Они рассматривали все дела, за исключением должностных, совершаемых чиновниками старше 9-го ранга, а также политические дела.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура. При судебных палатах также состоял совет присяжных поверенных.

Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, в составе которого в ходе судебной реформы было создано два касса­ционных департамента — гражданский и уголовный. В 1872 г. в составе Сена­та было образовано Особое присутствие для суждения о государственных пре­ступлениях и противозаконных сообществах —
высший политический суд Рос­сии. С 1878 г. часть политических дел переходит к военно-окружным судам.

Земская реформа 1864 г. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Зем­ства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядитель­ные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы.

Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу изби­рательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала.

В земских органах преобладали помещики и дворяне (около 40%). Со­гласно закону земства были избраны только в 33 (по некоторым данным в 34) из 50 российских губерний. Земства ведали хозяйственными делами, касаю­щимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством бла­готворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.

Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреж­дения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

199

Реформа городского самоуправления 1870 г. Всесословные органы обще­ственного самоуправления — городские думы — создавались в соответствии с новым «Городовым положением». Все жители, платившие налоги, разделя­лись на три группы соответственно сумме выплачиваемых ими налогов. Каж­дая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Один голос богатых плательщиков, избиравших '/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких. Глас­ные городской думы избирали из своей среды городскую голову и членов го­родской управы.

Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах со­ответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.

Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессив­ных изменений в налоговой системе.