ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2914
Скачиваний: 118
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.
60—70-е гг. XIX в. — время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:
-
социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права); -
политические реформы (изменения в системе управления — судебная, земская, городская, военная реформы); -
реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).
Большинство историков полагает, что Александр II (1855—1881) не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роли Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он не только осознал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.
Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг.
Толчком к преобразованиям послужили:
-
во-первых, проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I; -
во-вторых, Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции; -
в-третьих, Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830—1831 гг., петрашевцам, приостановил на три года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1856 г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений. В начале 1857 г. был учрежден Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.
У исследователей существуют различные точки зрения на отмену крепостного права. В советской исторической науке утвердилась точка зрения, согласно которой в России в конце 50-х—начале 60-х гг. XIX в. сложилась
196
революционная ситуация. Советские исследователи считали, что не только Крымская война, но и революционная ситуация (в том числе крестьянские выступления) заставили царизм поспешить с освобождением крестьян и произвести частичные изменения политических институтов.
Сегодня ряд исследователей считает, что крепостническая система еще не исчерпала все свои резервы и еще могла существовать и далее. Антикрепостнические выступления крестьян сильно преувеличены. И действительно, отменяя крепостное право, самодержавие было вынуждено пойти вразрез с желаниями большей части своей собственной опоры: основная масса дворян была по-прежнему настроена против отмены крепостного права. Однако невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической была ясна Александру I.
По мнению М. М. Горинова, А. А. Горского, А. А. Данилова: «Революционной ситуации в России в середине XIX в. не было, ...в стране разразился социально-политический кризис, вызванный крахом внешнеполитического могущества и основанной на нем идеологии национально-государственной исключительности страны, быстрым отставанием России от европейских государств и угрозой превращения ее во второстепенную державу. Главной причиной такого отставания явилось исторически задержавшееся господство в стране феодально-крепостнических отношений. Таким образом, крестьянская реформа не была продуктом революционной борьбы».
18 февраля 1861 г. после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.
Основные положения крестьянской реформы.
-
Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет. -
До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину. -
Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили '/5 прежних крестьянских наделов. -
Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной. -
Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.
Ю. В. Тот, оценивая крестьянскую реформу, подчеркивал следующее:
— во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было;
197
-
во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы; -
в-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. — восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии; -
в-чётвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.
Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.
Развитие системы государственных учреждений. В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом.
В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган — Совет министров.
Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60—70-х гг. провел большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подменен Комитетом министров.
В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так, в 1865 г. Главное управление путей сообщений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений.
Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов.
В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.
В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:
-
бессословность суда; -
равенство всех подданных перед законом; -
независимость суда от администрации;
198
создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);
на судебные заседания допускались публика и представители прессы.
В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные и общие.
Местными были волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, а общими — окружные суды и судебные палаты. Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков. Мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами из местных жителей с определенным образовательным и имущественным цензом, решали дела единолично. Апелляцией для пересмотра их приговора являлся съезд мировых судей.
Окружные суды, назначаемые императором, учреждались на несколько уездов, большей частью на всю губернию, для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Они рассматривали все дела, за исключением должностных, совершаемых чиновниками старше 9-го ранга, а также политические дела.
При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура. При судебных палатах также состоял совет присяжных поверенных.
Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, в составе которого в ходе судебной реформы было создано два кассационных департамента — гражданский и уголовный. В 1872 г. в составе Сената было образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах —
высший политический суд России. С 1878 г. часть политических дел переходит к военно-окружным судам.
Земская реформа 1864 г. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы.
Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала.
В земских органах преобладали помещики и дворяне (около 40%). Согласно закону земства были избраны только в 33 (по некоторым данным в 34) из 50 российских губерний. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.
Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.
199
Реформа городского самоуправления 1870 г. Всесословные органы общественного самоуправления — городские думы — создавались в соответствии с новым «Городовым положением». Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы соответственно сумме выплачиваемых ими налогов. Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Один голос богатых плательщиков, избиравших '/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких. Гласные городской думы избирали из своей среды городскую голову и членов городской управы.
Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.
Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.