Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2915

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Военные преобразования 60—70-х гг. Одним из наиболее последовательных и важных преобразований александровского царствования стала военная ре­форма. Ее начало относится к 1860—1861 гг., завершение — к 1874 г.

Успеху этой реформы способствовало то, что ее подготовкой и проведе­нием в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изме­нить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офи­церский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.

Главное достижение военной реформы — переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (закон утвержден Александром II 1 января 1874 г.). Согласно закону мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок военной службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший выс­шее образование, служил полгода, среднее — полтора года.

Первое серьезное испытание — Русско-турецкая война 1877—1878 гг. — показало высокий уровень боевой подготовки армии.

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на терри­торию университета без разрешения его ректора. Делами университетов ру­ководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

200

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гим­назии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили глав­ным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие техниче­ские учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сфе­ру начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутрен­них дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась пред­варительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей час­ти книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — приме­нение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.


Таким образом, реформы 60—70-х гг. XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако по­литическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.

Тем не менее проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освобо­дитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы). Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Николае I, сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных демокра­тов да ультраконсервативных помещиков. Либералы, получив поле деятель­ности — земства, суды, университеты, — смогли перейти от слов к конкрет­ным делам.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Но главное было даже не в этом. Монолог власти, характерный для Николаевской эпохи, по мне­нию И. Н. Ионова, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.

В феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления — Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и обществен­ного спокойствия во главе с М. Г. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным под­польем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», по­лучил поддержку императора. Процесс реформ был прерван 1 марта 1881 г. в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

Правительственный курс 80—90 гг. XIX в. Александр III. Рассматривая правительственный курс Александра III (1881—1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период «контрреформ».

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Г. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был

201

обнародован манифест

«О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах по сохранению государственной безопасности и обществен­ного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в ссылку. На­чалась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

Ближайшее окружение Александра III составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. К. Катков.

По мнению исследователей, реакционный курс во внутренней политике Александра III окончательно восторжествовал лишь в мае 1882 г., когда ми­нистром внутренних дел был назначен граф Д. А. Толстой, а министром про­свещения стал И. Д. Делянов, «рабски покорный Толстому и Победоносцеву» (А. А. Корнилов).

С. П. Рябикин суть нового курса определяет в следующих положениях.

Во-первых, причины политического кризиса новое правительство видело не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заим­ствованных у Запада.

Во-вторых, цель внутренней политики Александра III — укрепление са­модержавия, насаждение православия и русификация окраин России.

В-третьих, новый курс .предполагал борьбу с революционным движением, искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение законов и учреждений, по­явившихся в «эпоху реформ».

Практическая реализация нового курса сводилась к следующему.

  • Введен институт земских начальников (1889). Они назначались минист­ром внутренних дел из местных дворян — помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюде­нием порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укре­пила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.

  • Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них иму­щественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Спи­сок гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах са­моуправления.

  • Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказ­чиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким об­разом, городское самоуправление практически было под контролем прави­тельства.

  • Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседа-


202

телей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889), ограни­чивалась публичность и гласность заседаний (1887).

  • По мнению правительства, от печати и образования исходила опасность устоям государства. Ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями. Университетский устав 1884 г. фактически упразд­нил автономию университетов; ректор и профессора назначались правитель­ством; возрастала почти в два раза плата за обучение; особая инспекция осу­ществляла надзор за студентами. Представителям «низших» сословий затруд­нялась возможность получения образования. Циркуляр о кухаркиных детях (1887) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей. В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.

  • В соответствии с Положением о мерах к охранению государственной безо­пасности и общественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 Лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

  • В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религи­озному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероис­поведания, в особенности евреев. Правительство проводило политику руси­фикации национальных окраин.

  • Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне перево­дились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была сни­жена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о по­рядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.

  • Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреж­дена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению.


Таким образом, в 80—90-е гг. XIX в. во время правления Александра III происходит отход от главных целей и принципов реформаторских преобразо­ваний предыдущего периода. Вместе с тем сам Александр III вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. По своим политическим симпатиям Александр III также отличался от предшественников. Он был

203

близок к славянофильству, но лишь в той мере, в какой это не мешало ему оставаться самодержцем. JI. М. Ляшко полагает, что император скорее напо­минал не Романовых, а первых московских царей, скопидомов, собирателей. Национальное для него всегда было выше иноземного, а жесткой экономией государственных средств Александр был похож на Петра I: даже брюки и шаро­вары ему штопал и перештопывал ординарец.

Убежденный приверженец традиций, Александр III считал патриархаль­ность лучшим образом мыслей и действий для всех граждан империи. Он ста­рался быть строгим, но справедливым отцом для подданных и того же требо­вал от чиновников, военных, священников — всех, имевших власть над людь­ми. Его вполне устраивала известная формула С. С. Уварова — «православие, самодержавие, народность». Исключительно сильный физически (завязывал узлом кочергу), уступавший в образовании отцу и Александру I, Александр III был очень волевым и патриотически настроенным человеком, что сделало его политику в целом весьма успешной, а империю при нем — прочной.

Внешняя политика России. Во внешней политике России второй полови­ны XIX в. можно выделить три основных направления:

  1. европейская политика России: борьба за пересмотр итогов Крымской войны, укрепление позиций России на Ближнем Востоке и Балканах;

  2. завершение процесса территориального формирования Российской импе­рии: присоединение Средней Азии и Дальнего Востока, война на Кавказе;

  3. участие России в формировании военно-политических блоков. Талантливый политик и дипломат А. М. Горчаков (1798—1883), возглавив­ший министерство иностранных дел в 1856 г., попытался вывести Россию из международной изоляции. Новая внешнеполитическая концепция была за­ключена им в следующую формулу: «собирание сил». Это означало, что Рос­сия должна воспользоваться возникшими в определенный момент разногла­сиями между европейскими государствами, для того чтобы вернуть себе пре­жнее влияние на европейскую политику.