Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2930

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том,

что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элемен­тов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство го­сударства в хозяйственную жизнь выражалось:

  • в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;

  • в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строи­тельством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);

  • в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;

  • в существовании значительного государственного сектора в экономике;

  • в установлении государством протекционистских тарифов, предостав­лении государственных кредитов и заказов;

  • в создании государством условий для привлечения иностранных ин­вестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа, ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируе­мость).

Государство активно покровительствовало развитию отечественной про­мышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали посту­пать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

  • во-первых, многоукладный характер экономики — наряду с частнока­питалистическим, монополистическим и государственно-монополистиче­ским сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукре­постнический и натурально-патриархальный (община) уклады;

  • во-вторых, неравномерность и глубокие диспропорции в развитии от­дельных отраслей;

217

  • в-третьих, зависимость от внешних рынков зерна и иностранных ин­вестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898—1904 и 1907—1910 гг.;

  • в-четвертых, сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2—3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в про­изводстве продукции на душу населения и технической вооруженности труда;

  • в-пятых, российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гиль­дейского купечества;

  • в-шестых, наличие мощного бюрократического капитала, представляв­шего собой громадное государственное хозяйство — колоссальный земель­ный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, пред­приятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами.


Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удель­ному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы.

Особенности сельского хозяйства:

  • зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному перенаселению и истощению земель;

  • зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившей­ся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;

  • маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост про­дукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15—20% всех крестьян);

  • месторасположение России — «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим не­урожаям и голоду;

  • сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в де­ревне (помещичье землевладение, общинная система землевладения и земле­пользования).

Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономи­ческой, социальной и политической жизни страны начала века.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в мо­дернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития явля­лись самодержавие и политическое засилье дворянства.

Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина; их влияние на дальнейшее разви­тие России. Важная роль в реформировании России на рубеже XIX—XX вв. принадлежит

С. Ю. Витте и П. А. Столыпину.

218

Сергей Юльевич Витте — государственный деятель, мемуарист, действи­тельный тайный советник, статс-секретарь, граф, почетный член Петербург­ской АН (1893), министр путей сообщения (1892); в 1892—1903 гг. — министр финансов; председатель Комитета министров и Совета министров в 1903— 1906 гг.; из семьи голландского происхождения, получившей российское дво­рянство в 1856 г. Окончил физико-математический факультет Новороссий­ского университета (Одесса).

Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского ка­питализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением российской мо­нархии. В работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

При Витте значительно расширилось вмешательство государства в эконо­мику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торгов­ли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, госу­дарство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфлик­ты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно­добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железно­дорожное строительство и др.), а также активно развивало казенное хозяй­ство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комп­лектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономичес­кие мероприятия:

  1. усиление роли государства в экономике:

  • введение единых тарифов на железных дорогах;

  • государственное регулирование внутренней и внешней торговли через систему налогов;

  • сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

  • расширение государственного сектора в промышленности;

  • активизация деятельности Госбанка;

  • введение государственной монополии на торговлю спиртным;

    • укрепление частного предпринимательства:

    • гибкое налоговое законодательство;

    • борьба с дефицитом бюджета;

    • укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);

    • умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов.


    Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превра­щение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения ра­бочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окруже­нии царя.

    219

    Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было развернуто строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, сущест­венно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета.

    Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуще­ствить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.

    После революции была сделана попытка разрешить противоречия путем постепенного реформирования страны. Определяющим моментом реформа­торской деятельности стала перестройка отношений собственности в сель­ском хозяйстве. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладе­ния, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на зем­лю путем разрушения общины. Попытку реализовать запланированное на практике предпринял П. А. Столыпин.

    Петр Аркадьевич Столыпин — русский государственный деятель, предсе­датель Совета министров в 1906—1911 гг. Он был сыном героя Севастополь­ской обороны А. Д. Столыпина и княжны Горчаковой, представительницы знаменитой в то время фамилии.

    П. А. Столыпин закончил Петербургский университет и в качестве юриста начал свою деятельность в министерстве внутренних дел. Проявив незауряд­ное служебное старание, он в 1899 г. был назначен ковенским предводителем местного дворянства, а в 1903 г. переведен на должность саратовского гене­рал-губернатора.

    П. А. Столыпин в годы первой русской революции отличался решитель­ностью и бескомпромиссностью по отношению к любым лицам, основой деятельности которых была революционность. Это привлекло внимание к его личности со стороны властей, и после отставки С. Ю. Витте и его правитель­ства П. А. Столыпин получил пост министра внутренних дел. Главную задачу момента он видел в наведении в стране порядка при проявлении со стороны государства воли и умения ее реализовать. Это был жесткий, умелый и умный противник революционеров.

    Действуя силой государственного принуждения, Столыпин не исключал и компромисса с оппозиционными силами и готов был пойти на формирова­ние коалиционного правительства из числа представителей либеральных партий. К сожалению, большинство оппозиционеров свои партийные инте­ресы поставили выше интересов Отечества, что свело на нет попытки П. А. Сто­лыпина.


    После назначения Столыпина на пост премьер-министра (председателя Совета министров) на него посыпались не только нападки со стороны коллег, но и покушения со стороны террористов. Самой страшной и чудовищной из них была попытка взорвать виллу премьера на Аптекарском острове в Петер­бурге. Взрыв произошел во время приема посетителей — погибли 27 человек и 32 были ранены, в том числе и члены семьи Столыпина; был ранен един­ственный сын и искалечена 14-летняя дочь. Скорее всего, эта трагедия и под­толкнула премьера на подписание указа от 19 августа 1906 г. о чрезвычайном

    220

    порядке. Это был Указ о военно-полевых судах, согласно которому судопроиз­водство над «бунтовщиками» завершалось в пределах 48 ч, а приговор испол­нялся в 24 ч по распоряжению командующего округом. Это был жестокий, но и в какой-то мере справедливый указ, который дал новое понятие — «столыпин­ский галстук», т. е. петля, так как решения военно-полевых судов в основном мерой пресечения считали смертную казнь. Эти суды немало вынесли суровых приговоров террористам и участникам крестьянских волнений.

    Однако П. А. Столыпин вошел в историю нашего Отечества не только как реакционная фигура. Он был прекрасным оратором и не боялся полемики. Столыпин смело выходил на трибуну Думы и своими речами мог не только по­давлять оппонентов, но и убеждать депутатов в правильности выбранного им курса политических, социальных и экономических преобразований. При всей приверженности идее самодержавия Столыпин все же был реформатором.

    Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями, не за­трагивая причин социальной нестабильности. 9 ноября 1906 г. был издан указ, позволявший крестьянам закреплять за собой свой надел и разрешавший им выход из общины, а закон 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным. На­чалась столыпинская аграрная реформа. Основной ее целью было создать креп­кое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности. Это дало бы возможность, во-первых, успокоить Россию, избежать новой ре­волюции, расширить социальную опору власти, и, во-вторых, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.

    В аграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько на­правлений:

    1. разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от об­щинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного се­вооборота, т. е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестья­нин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению рас­поряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.