Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2934

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные воз­можности влияния на политическую и экономическую жизнь страны. Неред­ко их действия противоречили интересам иных групп в царском окружении. Вот почему влияние членов императорской фамилии на царя постоянно под­вергалось критике, вызывало недовольство. Политическая формула «добрый царь — плохое окружение» получала все большее распространение в различ­ных слоях общества.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Но наи­более разрушительной оказалась деятельность «святого старца» Григория Рас­путина (Г. Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодер­жавия в последние годы царствования Николая II.

Известный французский исследователь Анри Труайа считал Распутина личностью неоднозначной, могучей и таинственной. Родившись в глухом Уральском селе Покровское, Григорий Распутин в молодости производил впечатление полуграмотного парня, падкого на выпивку, но увлеченного та­инством веры в Бога. Одаренный исключительным магнетизмом, он втирает­ся в доверие к православному духовенству. Церковь находит в нем пример той и святой народной мудрости и помогает проникнуть в избранные уги Санкт-Петербурга. В короткий срок Распутин собирает около себя круг последовательниц, охновенный и порочный одновременно, он становится близким другом ператорской семьи. Царица, с ослабленной нервной системой, маленьким

226

сыном, страдающим гемофилией, очень быстро поверила, что только мо­литвами «святого человека» можно спасти наследника тронами вместе с ним весь народ.

То, что представляло всего лишь скандал в пределах дворца, быстро ста­новится угрозой для страны. Война 1914 г., ненависть к Распутину сплачива­ют вокруг императорской семьи всех, кто опасается, что выскочка исподтиш­ка будет держать в руках судьбу государства. Заговор на заговоре, жестокое убийство Распутина ускоряют крушение империи. «Редко человек из таких низов поднимался так высоко, редко такая вдохновенная вера такого размаха вызывала политический всплеск, редко тайна русской души со своими мета­ниями и противоречиями так воплощалась бы в одном человеке. Распутин — не тот ли ключ, с помощью которого можно попытаться проникнуть в тайны России?» (Анри Труайя).


«Старец», несмотря на свое темное прошлое, скандальный образ жизни и полную безграмотность, стал одним из «центров силы» в правящей верхуш­ке, особенно в период Первой мировой войны, и оказывал прямое влияние на принятие важнейших государственных решений.

Государственное управление России в начале XX в. К началу XX в. в Россий­ской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация.

Первое место среди высших государственных учреждений страны при­надлежало Государственному совету, созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должно­сти в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуж­дение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департа­ментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмот­ренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного со­вета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он еди­нолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий прави­тельственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по су­дебным делам. А Святейший Синод по-прежнему руководил русской право­славной церковью.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие — внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иност­ранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет ми­нистров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный еще в 1857 г.). Если Ко­митет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, ко­торые требовали согласования между несколькими ведомствами, еще иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

227

В России не существовало должности премьер-министра, которому бы подчинялось правительство. Каждый министр докладывал о делах своего ми­нистерства непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с услож­нением задач государственного управления в начале XX столетия стала все чаще давать сбои (В. П. Островский, А. И. Уткин).



Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочислен­ным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 чел. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок, большой критике подверга­лась коррумпированность бюрократии. Маленькие оклады чиновников, осо­бенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточ­ничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отме­нено принятое вскоре после убийства террористами императора Александ­ра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и обще­ственного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не су­дом, а субъективным мнением чиновников.

Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции. Его сотрудники и агентура действовали достаточно эффективно и были не­плохо осведомлены о многих явлениях в нарастающем антиправительствен­ном движении.

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX в. численность армии превысила 900 тыс. человек. В стра­не действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существо­вала и развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространя­лись на единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский кор­пус был высокопрофессионален.

В организации жизни страны значительную роль играло местное само­управление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горо­жан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строи­тельство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. Земства способствовали росту народной инициативы, направленной на пе­реустройство местной жизни. Нередко земства подвергались критике за


228

обилие бесплодных дискуссий вместо конкретных дел. К началу века в зем­ствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрокра­тическая опека.

Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. К выборам в го­родские думы допускались только домовладельцы.

В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими схо­дами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.

Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Ква­лификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения ра­ботодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить тради­ционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, ко­нечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убеж­денности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и ид­ти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большин­ства населения страны.

Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе при­вычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г. государственный секретарь, впослед­ствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобра­зованиям, на пороге которых стояла Россия.

Возникновение российского парламентаризма. Роль Государственной думы в истории страны. Возникновение российского парламента проходило в Рос­сии в специфических условиях и имело свои особенности.

Во-первых, запоздалое складывание системы парламентаризма по срав­нению с таковым в Западной Европе (например, в Англии в 1265 г., во Фран­ции в 1302 г. и др.).

Во-вторых, предпосылками складывания парламента в России было раз­витие земского движения и возникновение так называемого либерального земства.


В-третьих, происходит начало формирования партийной системы России.

В-четвертых, развитие революционных событий и неудачи во внешней политике (поражение в Русско-японской войне) заставили самодержавие принимать решения об обновлении монархии.

Разработка законопроекта об учреждении Государственной думы была поручена министру внутренних дел А. Г. Булыгину. В июле 1905 г. им был

229

представлен проект создания высшего законосовещательного представи­тельного органа (так называемой Булыгинской думы).

Предусматривалось, что Дума будет обсуждать законы, сметы минис­терств и главных управлений, государственные доходы и расходы, дела о по­стройке железных дорог и т. д.

Устанавливался порядок выборов в Думу: по губерниям и областям и круп­ным городам. Выборы на окраинах должны были осуществляться на основе особых правил. Политический маневр правительства был рассчитан на при­влечение «надежных, монархических и консервативных сил» и прежде всего крестьянства. Высокий избирательный ценз лишал права участия в выборах рабочих, значительную часть городского населения, безземельных крестьян и батраков. Однако надежда царского правительства не оправдалась. Булыгинскую думу бойкотировала подавляющая часть населения России. Рево­люция распространялась вширь и вглубь, вовлекая в борьбу новые отряды трудящихся, проникала в армию и на флот, а к осени 1905 г. достигла куль­минационного момента.

Революция заставила Николая II подписать 17 октября Манифест «Об усо­вершенствовании государственного порядка», провозгласивший:

  • дарование свободы слова, совести, собраний и союзов;

  • привлечение к выборам широких слоев населения;

  • обязательный порядок утверждения Государственной думой всех изда­ваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политиче­ского преобразования существующего строя и участвующие в выборах в Думу.

Манифест положил начало складыванию парламентаризма в России. Это был новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. По Манифесту Государственной думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуждения го­сударственных вопросов, необходимость направлять в Совет министров раз­личные запросы, делать попытки объявлять недоверие правительству и т. п.