Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2942

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и пролетарские. Такая классификация связана с оценкой с точки зрения клас­сового подхода: пролетарские — революционные, все остальные — контрре­волюционные. В такую классификацию необходимо внести существенные изменения.

В зависимости от политических целей, средств и методов достижения це­лей партии следует разделить на несколько категорий:

  • левые [социал-демократическая — меньшевики; социалистическая (про­летарская) — большевики; неонародническая (социалисты-революционе­ры) — эсеры, трудовики и др.];

  • либеральные [кадеты (конституционные демократы)];

  • консервативные [октябристы (Союз 17 октября)];

  • монархические [«Союз русского народа», «Русский народный союз име­ни Михаила Архангела»];

  • анархические [более 20 групп, разделявших идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина].

Усиление рабочего движения в России способствовало распространению социал-демократических идей среди радикальной интеллигенции. На повест­ку дня был поставлен вопрос о создании в стране партии, выражающей инте­ресы рабочего класса. Так называемые экономисты (Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович, В. П. Акимов, А. С. Мартынов и др.) полагали, что рабочим следует выд­вигать только экономические требования и что ведущую роль в рабочем движении должны играть профсоюзы. Главной же задачей партии они счита­ли борьбу за расширение политических прав и свобод пролетариата. Печат­ные органы — газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». Свои взгляды экономисты изложили в документе, получившем название «Кредо». Авто­ры — члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е. Д. Кускова и С. Н. Прокопович. В ответ на «Кредо» В. И. Лениным был написан «Про­тест», подписанный находившимися в сибирской ссылке 16 членами соци­ал-демократического движения. В нем резкой критике были подвергнуты идеи, изложенные в «Кредо», и подчеркнута необходимость создания само­стоятельной рабочей партии, нацеленной на захват пролетариатом полити­ческой власти для организации социалистического общества.

Серьезными противниками социал-демократов были «легальные марксис­ты» (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.). Некоторое время революционные социал-демократы сотрудничали с легальными марксистами (в легальных журналах «Новое дело», «Мир бо­жий», «Начало», «Научное обозрение» и др.), критикуя народничество.


Легальные марксисты полагали, что борьба рабочего класса за свои права должна проходить в рамках борьбы за демократию. И «экономисты» и «ле­гальные марксисты» были противниками крайних, насильственных методов борьбы, выступали за отказ от идеи социалистической революции и диктату­ры пролетариата.

Лидером радикально настроенных социал-демократов стал В. И. Ульянов (Ленин). Он полагал, что партия должна стать передовым борцом за права ра­бочих. Она должна организоваться, сплотиться и повести борьбу за сверже-

239

ние самодержавия. Подготовить объединение социал-демократических групп в партию должна была газета «Искра».

I съезд РСДРП прошел в 1898 г. в Минске (9 участников). В июле-августе 1903 г. был созван II съезд РСДРП, который проходил сначала в Брюсселе, затем в Лондоне. В дискуссиях, разгоревшихся на съезде, участвовали «эконо­мисты», «мягкие искровцы» (Л. Мартов, Г. В. Плеханов), «твердые искровцы» (В. И. Ленин) и др. Съезд принял программу партии, состоявшую из двух час­тей: программа-минимум и программа-максимум.

Первая предусматривала свержение самодержавия и установление демо­кратической республики, меры по улучшению положения рабочих (в том числе 8-часовой рабочий день), демократическое решение национального и аграрного вопросов и т. д. Вторая часть программы провозглашала в качестве конечной цели РСДРП социалистическую революцию и установление дикта­туры пролетариата.

В программе предусматривались и такие требования демократического ха­рактера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое мест­ное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограни­ченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Кажущие­ся на первый взгляд простыми и легкими, многие из этих требований сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поскольку не все из них воплотились в жизнь (а многие только провозглашены Конституцией, но им далеко до реального исполнения).

В программу партии было внесено положение о признании за всеми на­циями, входившими в состав многонационального российского государства, права на самоопределение вплоть до выхода из его состава и образования само­стоятельного государства. Это требование в значительной мере носило декла­ративный характер и было продиктовано потребностью объединения всех ре­волюционно-демократических сил в борьбе против царизма, а затем и бур­жуазии. В конечном счете реализация права наций на самоопределение привела к развалу России после прихода к власти большевиков.



Наиболее несовершенной была аграрная часть программы. Программа РСДРП выдвигала требования отмены выкупных и оброчных платежей, воз­вращения отрезков. Крестьянство в своей борьбе пошло дальше аграрных требований РСДРП и повело борьбу не за ликвидацию отрезков, а за уничто­жение помещичьего землевладения.

Организационное устройство РСДРП определило Устав. Все пункты его (за исключением первого) были утверждены без каких-либо существенных изменений. В них последовательно проводился принцип демократического централизма, определялись нормы и правила внутрипартийной жизни. Что касается первого параграфа Устава — об условиях членства в партии, то он был принят в формулировке Л. Мартова, который рассматривал партию как широкую, доступную для всех организацию. В соответствии с таким подхо­дом, следуя уставам западноевропейских партий II Интернационала, закреп­лялось положение о необязательности участия в работе той или иной парт­организации.

240

Дебаты по первому параграфу Устава крайне обострили отношения между сторонниками Ленина и Мартова на съезде и тем ускорили раскол, завершив­шийся во время выборов центральных органов партии — ЦК, ЦО и Совета партии. В их ходе сторонники Ленина — твердые искровцы — получили боль­шинство, а сторонники Мартова — мягкие искровцы — меньшинство. Пер­вых стали называть большевиками, вторых — меньшевиками.

Раскол имел более глубокие корни, которые проявились задолго до съез­да. Они были связаны с различной опорой как сторонников Ленина, так и Мартова на разные пласты наследия Маркса-Энгельса. По-разному ими оценивалась социально-экономическая и политическая ситуация в стране, а отсюда предлагался различный выбор средств и методов борьбы.

Для большевиков были характерны абсолютизация революционно-поли­тической стороны в марксизме, стремление максимально ускорить револю­ционный процесс с помощью субъективного фактора и наступление мировой социалистической революции. Меньшевики же в большей мере, чем боль­шевики, ориентировались на общность революционного процесса в России и Европе, а отсюда — на образцы западной демократии, на реформистско- экономическую сторону марксизма. Отрицая любые формы политического экстремизма и авантюризма, меньшевики предпочитали действовать не ме­тодами обструкции и бойкота, чем нередко грешили большевики, а методом конструктивного политического диалога с любым возможным союзником, как бы ни были велики расхождения с ним.


Умеренное крыло партии — меньшевики во главе с Л. Мартовым — высту­пали за признание революции буржуазной и ориентировались на опыт запад­ноевропейской социал-демократии. Меньшевики считали, что главную роль в революции должна играть либеральная буржуазия, остальные революцион­ные силы должны были поддержать ее в борьбе за демократические преобразо­вания. Крестьянство в качестве революционной силы они не рассматривали.

Большевики-ленинцы полагали, что русская революция носит особый ха­рактер: она буржуазно-демократическая по целям и задачам, но пролетарская по движущим силам. Союзником пролетариата в революции они видели кре­стьянство, буржуазии же отводили реакционную роль. Большевики выступа­ли за применение вооруженных форм борьбы, за перевод политической стач­ки в вооруженное восстание. Они практически единственные среди револю­ционных сил бойкотировали выборы в I Государственную думу (Ленин потом признал это ошибкой).

В 1906 г. партия несколько скорректировала свои действия на IV (объеди­нительном) съезде. Была уточнена аграрная программа. Большевики предла­гали конфисковать помещичьи, удельные и монастырские земли и передать их в государственную собственность. Меньшевики выступали за муниципа­лизацию земли, т. е. передачу конфискованной земли в собственность мест­ным органам власти, и сохранение мелкой крестьянской собственности на землю.

Летом 1900 г. началось возникновение ПСР — партии социалистов-рево­люционеров (эсеров), в 1902 г. было провозглашено создание партии. Ее руко-

241

водителями были
В. М. Чернов, А. Р. Гоц, М. А. Натансон, Е. К. Брешко-Брешковская и др. В партию входили учителя, агрономы, инженеры, представите­ли рабочего класса и крестьянства.

Численность ПСР составляла около 65 тыс. человек. Идеологической платформой эсеров являлось неонародничество. На проходившем в декабре 1905 г. — январе 1906 г. I съезде партии были приняты ее программа и устав. Главным теоретиком и лидером стал В. М. Чернов.

Своей основной задачей эсеры считали подготовку народа к «социалисти­ческой» революции. Главную движущую силу этой революции они видели в «рабочем классе», под которым понимали всех живущих своим трудом. Эсе­ры выступали за установление народовластия в стране. Решать вопрос о фор­ме правления должно было Учредительное собрание. Партия отстаивала демократические права и свободы, федеративное устройство страны по нацио­нальному принципу, право наций на самоопределение.

Центральным требованием аграрной программы эсеров являлась «социа­лизация» земли: земля должна была быть изъята из рыночного обращения и стать общенародным достоянием. Право распоряжаться землей получали крестьянские общины, которые должны были уравнительно распределять ее «по едокам», т. е. по количеству рабочих рук.

В качестве действенного средства борьбы с властями эсеры признавали индивидуальный террор. Осуществляла его боевая организация партии, кото­рой руководили Г. А. Гершуни и Е. Ф. Азеф (агент царской охранки). За 1905—1907 гг. эсеры провели 204 террористических акта.

К революционным силам относились и многочисленные (более 20) груп­пы анархистов, разделявшие идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина, М. Штир- нера. Отрицая государственность как форму насилия над личностью, анар­хисты выступали за «социалистическое переустройство общества» путем со­здания конфедерации крестьянских общин и рабочих синдикатов. Средством такого переустройства они считали народную революцию, «экспроприацию экспроприаторов». В годы первой русской революции анархисты совершали нападения на почтовые отделения, банкирские конторы и др.

В начале XX в. начинается формирование многочисленных национальных партий: Всеобщий еврейский союз Литвы, Польши и России (Бунд), Револю­ционная украинская партия (РУП), Белорусская революционная партия, Ла­тышский социал-демократический союз, в Польше — Лига народова (Народ­ная лига), Армянский революционный союз (Дашнакцутюн) и др.