ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2942
Скачиваний: 118
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и пролетарские. Такая классификация связана с оценкой с точки зрения классового подхода: пролетарские — революционные, все остальные — контрреволюционные. В такую классификацию необходимо внести существенные изменения.
В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии следует разделить на несколько категорий:
-
левые [социал-демократическая — меньшевики; социалистическая (пролетарская) — большевики; неонародническая (социалисты-революционеры) — эсеры, трудовики и др.]; -
либеральные [кадеты (конституционные демократы)]; -
консервативные [октябристы (Союз 17 октября)]; -
монархические [«Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела»]; -
анархические [более 20 групп, разделявших идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина].
Усиление рабочего движения в России способствовало распространению социал-демократических идей среди радикальной интеллигенции. На повестку дня был поставлен вопрос о создании в стране партии, выражающей интересы рабочего класса. Так называемые экономисты (Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович, В. П. Акимов, А. С. Мартынов и др.) полагали, что рабочим следует выдвигать только экономические требования и что ведущую роль в рабочем движении должны играть профсоюзы. Главной же задачей партии они считали борьбу за расширение политических прав и свобод пролетариата. Печатные органы — газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». Свои взгляды экономисты изложили в документе, получившем название «Кредо». Авторы — члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е. Д. Кускова и С. Н. Прокопович. В ответ на «Кредо» В. И. Лениным был написан «Протест», подписанный находившимися в сибирской ссылке 16 членами социал-демократического движения. В нем резкой критике были подвергнуты идеи, изложенные в «Кредо», и подчеркнута необходимость создания самостоятельной рабочей партии, нацеленной на захват пролетариатом политической власти для организации социалистического общества.
Серьезными противниками социал-демократов были «легальные марксисты» (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.). Некоторое время революционные социал-демократы сотрудничали с легальными марксистами (в легальных журналах «Новое дело», «Мир божий», «Начало», «Научное обозрение» и др.), критикуя народничество.
Легальные марксисты полагали, что борьба рабочего класса за свои права должна проходить в рамках борьбы за демократию. И «экономисты» и «легальные марксисты» были противниками крайних, насильственных методов борьбы, выступали за отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Лидером радикально настроенных социал-демократов стал В. И. Ульянов (Ленин). Он полагал, что партия должна стать передовым борцом за права рабочих. Она должна организоваться, сплотиться и повести борьбу за сверже-
239
ние самодержавия. Подготовить объединение социал-демократических групп в партию должна была газета «Искра».
I съезд РСДРП прошел в 1898 г. в Минске (9 участников). В июле-августе 1903 г. был созван II съезд РСДРП, который проходил сначала в Брюсселе, затем в Лондоне. В дискуссиях, разгоревшихся на съезде, участвовали «экономисты», «мягкие искровцы» (Л. Мартов, Г. В. Плеханов), «твердые искровцы» (В. И. Ленин) и др. Съезд принял программу партии, состоявшую из двух частей: программа-минимум и программа-максимум.
Первая предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики, меры по улучшению положения рабочих (в том числе 8-часовой рабочий день), демократическое решение национального и аграрного вопросов и т. д. Вторая часть программы провозглашала в качестве конечной цели РСДРП социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата.
В программе предусматривались и такие требования демократического характера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Кажущиеся на первый взгляд простыми и легкими, многие из этих требований сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поскольку не все из них воплотились в жизнь (а многие только провозглашены Конституцией, но им далеко до реального исполнения).
В программу партии было внесено положение о признании за всеми нациями, входившими в состав многонационального российского государства, права на самоопределение вплоть до выхода из его состава и образования самостоятельного государства. Это требование в значительной мере носило декларативный характер и было продиктовано потребностью объединения всех революционно-демократических сил в борьбе против царизма, а затем и буржуазии. В конечном счете реализация права наций на самоопределение привела к развалу России после прихода к власти большевиков.
Наиболее несовершенной была аграрная часть программы. Программа РСДРП выдвигала требования отмены выкупных и оброчных платежей, возвращения отрезков. Крестьянство в своей борьбе пошло дальше аграрных требований РСДРП и повело борьбу не за ликвидацию отрезков, а за уничтожение помещичьего землевладения.
Организационное устройство РСДРП определило Устав. Все пункты его (за исключением первого) были утверждены без каких-либо существенных изменений. В них последовательно проводился принцип демократического централизма, определялись нормы и правила внутрипартийной жизни. Что касается первого параграфа Устава — об условиях членства в партии, то он был принят в формулировке Л. Мартова, который рассматривал партию как широкую, доступную для всех организацию. В соответствии с таким подходом, следуя уставам западноевропейских партий II Интернационала, закреплялось положение о необязательности участия в работе той или иной парторганизации.
240
Дебаты по первому параграфу Устава крайне обострили отношения между сторонниками Ленина и Мартова на съезде и тем ускорили раскол, завершившийся во время выборов центральных органов партии — ЦК, ЦО и Совета партии. В их ходе сторонники Ленина — твердые искровцы — получили большинство, а сторонники Мартова — мягкие искровцы — меньшинство. Первых стали называть большевиками, вторых — меньшевиками.
Раскол имел более глубокие корни, которые проявились задолго до съезда. Они были связаны с различной опорой как сторонников Ленина, так и Мартова на разные пласты наследия Маркса-Энгельса. По-разному ими оценивалась социально-экономическая и политическая ситуация в стране, а отсюда предлагался различный выбор средств и методов борьбы.
Для большевиков были характерны абсолютизация революционно-политической стороны в марксизме, стремление максимально ускорить революционный процесс с помощью субъективного фактора и наступление мировой социалистической революции. Меньшевики же в большей мере, чем большевики, ориентировались на общность революционного процесса в России и Европе, а отсюда — на образцы западной демократии, на реформистско- экономическую сторону марксизма. Отрицая любые формы политического экстремизма и авантюризма, меньшевики предпочитали действовать не методами обструкции и бойкота, чем нередко грешили большевики, а методом конструктивного политического диалога с любым возможным союзником, как бы ни были велики расхождения с ним.
Умеренное крыло партии — меньшевики во главе с Л. Мартовым — выступали за признание революции буржуазной и ориентировались на опыт западноевропейской социал-демократии. Меньшевики считали, что главную роль в революции должна играть либеральная буржуазия, остальные революционные силы должны были поддержать ее в борьбе за демократические преобразования. Крестьянство в качестве революционной силы они не рассматривали.
Большевики-ленинцы полагали, что русская революция носит особый характер: она буржуазно-демократическая по целям и задачам, но пролетарская по движущим силам. Союзником пролетариата в революции они видели крестьянство, буржуазии же отводили реакционную роль. Большевики выступали за применение вооруженных форм борьбы, за перевод политической стачки в вооруженное восстание. Они практически единственные среди революционных сил бойкотировали выборы в I Государственную думу (Ленин потом признал это ошибкой).
В 1906 г. партия несколько скорректировала свои действия на IV (объединительном) съезде. Была уточнена аграрная программа. Большевики предлагали конфисковать помещичьи, удельные и монастырские земли и передать их в государственную собственность. Меньшевики выступали за муниципализацию земли, т. е. передачу конфискованной земли в собственность местным органам власти, и сохранение мелкой крестьянской собственности на землю.
Летом 1900 г. началось возникновение ПСР — партии социалистов-революционеров (эсеров), в 1902 г. было провозглашено создание партии. Ее руко-
241
водителями были
В. М. Чернов, А. Р. Гоц, М. А. Натансон, Е. К. Брешко-Брешковская и др. В партию входили учителя, агрономы, инженеры, представители рабочего класса и крестьянства.
Численность ПСР составляла около 65 тыс. человек. Идеологической платформой эсеров являлось неонародничество. На проходившем в декабре 1905 г. — январе 1906 г. I съезде партии были приняты ее программа и устав. Главным теоретиком и лидером стал В. М. Чернов.
Своей основной задачей эсеры считали подготовку народа к «социалистической» революции. Главную движущую силу этой революции они видели в «рабочем классе», под которым понимали всех живущих своим трудом. Эсеры выступали за установление народовластия в стране. Решать вопрос о форме правления должно было Учредительное собрание. Партия отстаивала демократические права и свободы, федеративное устройство страны по национальному принципу, право наций на самоопределение.
Центральным требованием аграрной программы эсеров являлась «социализация» земли: земля должна была быть изъята из рыночного обращения и стать общенародным достоянием. Право распоряжаться землей получали крестьянские общины, которые должны были уравнительно распределять ее «по едокам», т. е. по количеству рабочих рук.
В качестве действенного средства борьбы с властями эсеры признавали индивидуальный террор. Осуществляла его боевая организация партии, которой руководили Г. А. Гершуни и Е. Ф. Азеф (агент царской охранки). За 1905—1907 гг. эсеры провели 204 террористических акта.
К революционным силам относились и многочисленные (более 20) группы анархистов, разделявшие идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина, М. Штир- нера. Отрицая государственность как форму насилия над личностью, анархисты выступали за «социалистическое переустройство общества» путем создания конфедерации крестьянских общин и рабочих синдикатов. Средством такого переустройства они считали народную революцию, «экспроприацию экспроприаторов». В годы первой русской революции анархисты совершали нападения на почтовые отделения, банкирские конторы и др.
В начале XX в. начинается формирование многочисленных национальных партий: Всеобщий еврейский союз Литвы, Польши и России (Бунд), Революционная украинская партия (РУП), Белорусская революционная партия, Латышский социал-демократический союз, в Польше — Лига народова (Народная лига), Армянский революционный союз (Дашнакцутюн) и др.