ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2938
Скачиваний: 118
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следующим шагом стало изменение закона о выборах. По новому закону от 11 декабря 1905 г. были утверждены четыре избирательные курии: от помещиков, городского населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне, батраки и некоторые «инородцы». Система представительства в Думе была разработана следующим образом: земледельческая курия направляла одного выборщика от 2 тыс. чел., городская — от 7 тыс., крестьянская — от 30 тыс., рабочая — от 90 тыс. чел. Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Члены Государственной думы избирались сроком на 5 лет.
По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. В компетенции Думы должны были находиться вопросы, требующие законодательного решения: государственная роспись доходов и расходов; отчет госу-
230
дарственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и др. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.
19 октября 1905 г. был опубликован указ о мерах, направленных на укрепление единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с указом был реорганизован Совет министров, на который теперь возлагались руководство и объединение действий главных начальников ведомств по вопросам управления и законодательства.
Царское правительство, не полагаясь только на избирательную систему, накануне открытия первой Государственной думы опубликовало новое Положение о Государственном совете. По положению от 20 февраля 1906 г. Государственный совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября. Государственный совет стал верхней палатой парламента с правом вето. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним. Именным указом царь мог распустить Думу и назначить новые выборы. Он имел право принимать решения без ведома Думы. Поэтому форму правления в России нельзя назвать конституционной монархией. Это была «думская» монархия.
Резиденцией Государственной думы был Таврический дворец в Петербурге.
На выборах в первую Государственную думу победили кадеты (члены партии конституционных демократов, председатель С. А. Муромцев — кадет), которые имели 179 мест, или 37,4% (на июль 1906 г.). Большинство крестьянских депутатов вошли в группу трудовиков, которая от крестьян получила более 400 наказов к началу заседаний Думы. Центральным вопросом работы первой Государственной думы стал аграрный вопрос. На обсуждение Думы представили свои законопроекты кадеты, трудовики и эсеры (члены партии социал-революционеров).
Проект 104-х (трудовиков) предусматривал:
ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли тем, кто ее обрабатывает, т. е. крестьянам;
уравнительное распределение государственных, удельных и помещичьих земель между крестьянами «по трудовой норме» или «по едокам»;
наделение землей должно было осуществляться крестьянскими общинами;
выкуп земель крестьянами не предполагался.
Проект 42-х (кадетов) предусматривал:
ограничение помещичьего землевладения; в собственности помещиков оставались только «образцовые хозяйства»;
передачу государственных, удельных и части помещичьих земель крестьянам в частную собственность за выкуп (операция должна была совершаться через Крестьянский поземельный банк);
231
ликвидацию общинных структур как сковывающих крестьянскую инициативу;
участие специальных земельных комитетов в передаче земли крестьянам.
Проект 33-х (эсеров) предусматривал:
ликвидацию помещичьего землевладения и «социализацию» земли;
уравнительное распределение земли среди крестьян без выкупа;
сохранение общины.
Представленные думскими фракциями аграрные проекты не могли устроить правительство, так как все они затрагивали интересы помещиков.
Еще до созыва Государственной думы царское правительство приняло решение о ее роспуске в случае, если будет поставлен вопрос об отчуждении помещичьей земли. Назначенный председателем Совета министров И. Л. Горемыкин (1839—1917) относительно решения аграрного вопроса заявил, что отчуждение помещичьей земли недопустимо, крестьянство удовлетворения своих нужд должно ждать от правительства, а не от Думы.
Первая Государственная дума, поставившая вопрос о принудительном отчуждении помещичьей земли, превращалась в революционную трибуну. И поэтому 9 июля 1906 г. Государственная дума была разогнана. Было объявлено о созыве второй Думы.
Роспуск Думы вызвал взрыв возмущения среди членов наиболее влиятельных фракций — кадетов и трудовиков. В составе 230 человек они провели в Выборге конференцию, где приняли Выборгское воззвание, в котором призывали население страны к актам гражданского неповиновения в виде отказа от воинской службы, уплаты налогов и т. д., вплоть до созыва органа народного представительства. Какого-либо серьезного значения это воззвание не имело, а сами бывшие депутаты были подвергнуты административным наказаниям.
В выборах во II Государственную думу также приняли участие основные политические партии, в том числе и левые. Вновь, как и на первых выборах, лидирующее место заняли кадеты (председатель — Ф. А. Головин). Они изменили свою тактику и выступали за «мирную парламентскую работу», призывали «беречь Думу» и «не давать правительству повода для ее роспуска». Однако по-прежнему остро ставились аграрный вопрос и обсуждение бюджета государства на 1907 г. Не менее остро обсуждались и репрессивные меры правительства, применяемые для подавления революционного движения. Эта деятельность шла вразрез с интересами власти, и та пошла на грубую провокацию, обвинив фракцию социал-демократов в подготовке государственного переворота. Дума была распущена 3 июня 1907 г.
Роспуск II Государственной думы и создание нового избирательного законодательства оценивается как государственный переворот, так как была нарушена ст. 86 Основ гражданского законодательства России. Однако политическую жизнь государства было уже невозможно заморозить, и она развивалась с учетом новых факторов — существования Государственной думы, политических партий, профессиональных союзов, общественных организаций различного толка и др.
232
III Государственная дума, по мнению властей, должна была полностью соответствовать государственной политике. По новому закону о выборах, один голос помещика приравнивался к 4 голосам представителей крупной буржуазии, 68 — мелкой городской буржуазии, 260 — крестьян и 543 — рабочих. Таким образом, выборы, проведенные по новому закону, качественно изменили и партийный состав Думы, обеспечив победу правых партий. Председатели Думы: Н. А. Хомяков (октябрист, 1907—1910); А. И. Гучков (октябрист, 1910—1911); М. В. Родзянко (октябрист, 1911—1912). Возник помещичье-буржуазный союз. Буржуазия, зависящая от царизма политически и экономически, ставила целью разделить с ним власть. Николай II продемонстрировал единоличную власть самодержца, который «никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Оппозиционные правительству депутаты уже не составляли большинства.
В III Думе сложилось определенное равновесие между правыми — черносотенцами (144 депутата), центром — октябристами (148 депутатов) и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов в составе 54 депутатов. В деятельности Думы складывалась примерно следующая ситуация: правые поддерживали внутреннюю политику, но не одобряли реформы, левые и либералы старались противостоять реакции, но готовы были поддерживать преобразования, однако ни одна из группировок не могла самостоятельно обеспечить утверждение того или иного законопроекта. Поэтому все решала позиция центра — октябристов. И с самого начала деятельности Думы эта практика стала успешно осуществляться. Она получила название «октябристского маятника». Когда в Думе принималось решение реакционного характера, октябристы поддерживали монархически настроенных черносотенцев; когда же нужно было принимать законопроекты, связанные с экономическими преобразованиями, октябристы образовывали левооктябристский блок и при голосовании получали большинство. Такая практика вполне устраивала правительство, и П. А. Столыпин был в состоянии проводить ту политику, какую считал нужной на настоящий момент.
Таким образом, в отличие от первой и второй дум третья Государственная дума была угодливой и преданной самодержавию. Ее реакционность проявлялась в поддержке правительственной политики, финансировании нужд полиции, жандармерии, в принятии антидемократического рабочего законодательства.
Третьеиюньский политический акт означал государственный переворот, обеспечивший сохранение за правительством подлинной власти в стране и Думе.
Оживление оппозиционной деятельности проявилось лишь в 1911 г., когда разразился конституционный кризис в связи с временным роспуском Государственного совета и Думы, а также неудовлетворительной деятельностью последней. Однако выборы в IV Государственную думу, проведенные в конце 1912 г., лишь незначительно изменили ее состав. Были сохранены два большинства — правооктябристское и октябристско-кадетское. В это же время организационно оформилась новая партия — прогрессистов, которая высту-
233
пала за конституционно-монархический государственный строй, расширение прав Государственной думы и ответственность министров перед ней. Появление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил страны. Председателем Думы стал
М. В. Родзянко (октябрист, 1912—1917).
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение в России. На совместном заседании Государственной думы и Государственного совета 26 июля 1914 г. было заявлено об отказе от оппозиционной деятельности. Однако военные неудачи, рост стачечного движения и полная неспособность властей обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и консолидацию либеральных сил — прогрессистов, кадетов и октябристов. Либералы создали Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов, которые стали центрами либерального движения.
В августе 1915 г. на собрании Государственной думы был создан Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть представителей национальных партий и три группы Государственного совета. Фактическим руководителем этого блока стал Я Я. Милюков. Это была попытка компромисса, которая предусматривала создание правительства «общественного доверия», куда входили бы и думские деятели. В условиях назревания общенационального кризиса в 1916 г. был поставлен вопрос о полной ответственности министерств перед Думой.
В феврале 1917 г. активизировались революционные выступления. Государственная дума потребовала отставки бездарных министров царского правительства, создания «правительства доверия». 26 февраля после разгона демонстрации царское правительство объявило о роспуске Думы. Но уже утром 27 февраля царское правительство было низложено, революция победила. Государственная дума, несмотря на запрет царя, заседала в Таврическом дворце. Перед ней встал вопрос: как реагировать на приближение восставших к дворцу. Депутат Думы А. Ф. Керенский вопреки мнению большинства депутатов бросился с приветствием к восставшим. Этим он сохранил союз Думы с участниками революционных событий.
Первым шагом к формированию нового правительства стало создание 27 февраля Временного комитета Государственной думы во главе с М. В. Родзянко. Неуверенная позиция царя Николая II и генерального штаба относительно сохранения престола позволила Временному комитету Думы с участием эсеро-меньшевистского исполкома Петроградского Совета сформировать Временное правительство. В его состав вошло большинство членов Прогрессивного блока, созданного в 1915 г.