Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2938

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующим шагом стало изменение закона о выборах. По новому закону от 11 декабря 1905 г. были утверждены четыре избирательные курии: от поме­щиков, городского населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав выбо­ра женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне, батраки и некоторые «инородцы». Система представительства в Думе была разработа­на следующим образом: земледельческая курия направляла одного выборщи­ка от 2 тыс. чел., городская — от 7 тыс., крестьянская — от 30 тыс., рабочая — от 90 тыс. чел. Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Члены Государственной думы избирались сроком на 5 лет.

По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законо­дательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. В ком­петенции Думы должны были находиться вопросы, требующие законода­тельного решения: государственная роспись доходов и расходов; отчет госу-

230

дарственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и др. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных ми­нистрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

19 октября 1905 г. был опубликован указ о мерах, направленных на укреп­ление единства в деятельности министерств и главных управлений. В соот­ветствии с указом был реорганизован Совет министров, на который теперь возлагались руководство и объединение действий главных начальников ве­домств по вопросам управления и законодательства.

Царское правительство, не полагаясь только на избирательную систему, накануне открытия первой Государственной думы опубликовало новое Поло­жение о Государственном совете. По положению от 20 февраля 1906 г. Госу­дарственный совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября. Государственный совет стал верхней палатой парламента с правом вето. Им­ператор сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было от­ветственно только перед ним. Именным указом царь мог распустить Думу и назначить новые выборы. Он имел право принимать решения без ведома Думы. Поэтому форму правления в России нельзя назвать конституционной монархией. Это была «думская» монархия.


Резиденцией Государственной думы был Таврический дворец в Петербурге.

На выборах в первую Государственную думу победили кадеты (члены партии конституционных демократов, председатель С. А. Муромцев — кадет), которые имели 179 мест, или 37,4% (на июль 1906 г.). Большинство крестьян­ских депутатов вошли в группу трудовиков, которая от крестьян получила бо­лее 400 наказов к началу заседаний Думы. Центральным вопросом работы первой Государственной думы стал аграрный вопрос. На обсуждение Думы представили свои законопроекты кадеты, трудовики и эсеры (члены партии социал-революционеров).

Проект 104-х (трудовиков) предусматривал:

ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли тем, кто ее обрабатывает, т. е. крестьянам;

уравнительное распределение государственных, удельных и помещичь­их земель между крестьянами «по трудовой норме» или «по едокам»;

наделение землей должно было осуществляться крестьянскими общи­нами;

выкуп земель крестьянами не предполагался.

Проект 42-х (кадетов) предусматривал:

ограничение помещичьего землевладения; в собственности помещиков оставались только «образцовые хозяйства»;

передачу государственных, удельных и части помещичьих земель крес­тьянам в частную собственность за выкуп (операция должна была совершать­ся через Крестьянский поземельный банк);

231

ликвидацию общинных структур как сковывающих крестьянскую ини­циативу;

участие специальных земельных комитетов в передаче земли крестьянам.

Проект 33-х (эсеров) предусматривал:

ликвидацию помещичьего землевладения и «социализацию» земли;

уравнительное распределение земли среди крестьян без выкупа;

сохранение общины.

Представленные думскими фракциями аграрные проекты не могли устро­ить правительство, так как все они затрагивали интересы помещиков.

Еще до созыва Государственной думы царское правительство приняло ре­шение о ее роспуске в случае, если будет поставлен вопрос об отчуждении помещичьей земли. Назначенный председателем Совета министров И. Л. Горемыкин (1839—1917) относительно решения аграрного вопроса заявил, что отчуждение помещичьей земли недопустимо, крестьянство удовлетворения своих нужд должно ждать от правительства, а не от Думы.

Первая Государственная дума, поставившая вопрос о принудительном от­чуждении помещичьей земли, превращалась в революционную трибуну. И поэтому 9 июля 1906 г. Государственная дума была разогнана. Было объяв­лено о созыве второй Думы.



Роспуск Думы вызвал взрыв возмущения среди членов наиболее влия­тельных фракций — кадетов и трудовиков. В составе 230 человек они провели в Выборге конференцию, где приняли Выборгское воззвание, в котором при­зывали население страны к актам гражданского неповиновения в виде отказа от воинской службы, уплаты налогов и т. д., вплоть до созыва органа народ­ного представительства. Какого-либо серьезного значения это воззвание не имело, а сами бывшие депутаты были подвергнуты административным нака­заниям.

В выборах во II Государственную думу также приняли участие основные политические партии, в том числе и левые. Вновь, как и на первых выборах, лидирующее место заняли кадеты (председатель — Ф. А. Головин). Они изме­нили свою тактику и выступали за «мирную парламентскую работу», призы­вали «беречь Думу» и «не давать правительству повода для ее роспуска». Од­нако по-прежнему остро ставились аграрный вопрос и обсуждение бюджета государства на 1907 г. Не менее остро обсуждались и репрессивные меры пра­вительства, применяемые для подавления революционного движения. Эта деятельность шла вразрез с интересами власти, и та пошла на грубую прово­кацию, обвинив фракцию социал-демократов в подготовке государственного переворота. Дума была распущена 3 июня 1907 г.

Роспуск II Государственной думы и создание нового избирательного за­конодательства оценивается как государственный переворот, так как была нарушена ст. 86 Основ гражданского законодательства России. Однако поли­тическую жизнь государства было уже невозможно заморозить, и она разви­валась с учетом новых факторов — существования Государственной думы, политических партий, профессиональных союзов, общественных организа­ций различного толка и др.

232

III Государственная дума, по мнению властей, должна была полностью со­ответствовать государственной политике. По новому закону о выборах, один голос помещика приравнивался к 4 голосам представителей крупной буржуа­зии, 68 — мелкой городской буржуазии, 260 — крестьян и 543 — рабочих. Та­ким образом, выборы, проведенные по новому закону, качественно измени­ли и партийный состав Думы, обеспечив победу правых партий. Председате­ли Думы: Н. А. Хомяков (октябрист, 1907—1910); А. И. Гучков (октябрист, 1910—1911); М. В. Родзянко (октябрист, 1911—1912). Возник помещичье-буржуазный союз. Буржуазия, зависящая от царизма политически и экономи­чески, ставила целью разделить с ним власть. Николай II продемонстрировал единоличную власть самодержца, который «никому на свете в своих делах от­вету дать не должен». Оппозиционные правительству депутаты уже не состав­ляли большинства.


В III Думе сложилось определенное равновесие между правыми — черно­сотенцами (144 депутата), центром — октябристами (148 депутатов) и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов в со­ставе 54 депутатов. В деятельности Думы складывалась примерно следующая ситуация: правые поддерживали внутреннюю политику, но не одобряли ре­формы, левые и либералы старались противостоять реакции, но готовы были поддерживать преобразования, однако ни одна из группировок не могла са­мостоятельно обеспечить утверждение того или иного законопроекта. Поэто­му все решала позиция центра — октябристов. И с самого начала деятельно­сти Думы эта практика стала успешно осуществляться. Она получила название «октябристского маятника». Когда в Думе принималось решение реакционно­го характера, октябристы поддерживали монархически настроенных черносо­тенцев; когда же нужно было принимать законопроекты, связанные с эконо­мическими преобразованиями, октябристы образовывали левооктябристский блок и при голосовании получали большинство. Такая практика вполне устраивала правительство, и П. А. Столыпин был в состоянии проводить ту политику, какую считал нужной на настоящий момент.

Таким образом, в отличие от первой и второй дум третья Государственная дума была угодливой и преданной самодержавию. Ее реакционность прояв­лялась в поддержке правительственной политики, финансировании нужд по­лиции, жандармерии, в принятии антидемократического рабочего законода­тельства.

Третьеиюньский политический акт означал государственный переворот, обеспечивший сохранение за правительством подлинной власти в стране и Думе.

Оживление оппозиционной деятельности проявилось лишь в 1911 г., ког­да разразился конституционный кризис в связи с временным роспуском Го­сударственного совета и Думы, а также неудовлетворительной деятельностью последней. Однако выборы в IV Государственную думу, проведенные в конце 1912 г., лишь незначительно изменили ее состав. Были сохранены два большинства — правооктябристское и октябристско-кадетское. В это же время организационно оформилась новая партия — прогрессистов, которая высту-

233

пала за конституционно-монархический государственный строй, расшире­ние прав Государственной думы и ответственность министров перед ней. По­явление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил стра­ны. Председателем Думы стал
М. В. Родзянко (октябрист, 1912—1917).

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война временно притушила разго­равшееся оппозиционное движение в России. На совместном заседании Го­сударственной думы и Государственного совета 26 июля 1914 г. было заявлено об отказе от оппозиционной деятельности. Однако военные неудачи, рост стачечного движения и полная неспособность властей обеспечить управле­ние страной стимулировали активность политических партий и консолида­цию либеральных сил — прогрессистов, кадетов и октябристов. Либералы со­здали Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов, которые стали центрами либерального движения.

В августе 1915 г. на собрании Государственной думы был создан Прогрес­сивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть представителей национальных партий и три группы Государственного сове­та. Фактическим руководителем этого блока стал Я Я. Милюков. Это была попытка компромисса, которая предусматривала создание правительства «общественного доверия», куда входили бы и думские деятели. В условиях назревания общенационального кризиса в 1916 г. был поставлен вопрос о полной ответственности министерств перед Думой.

В феврале 1917 г. активизировались революционные выступления. Госу­дарственная дума потребовала отставки бездарных министров царского пра­вительства, создания «правительства доверия». 26 февраля после разгона де­монстрации царское правительство объявило о роспуске Думы. Но уже утром 27 февраля царское правительство было низложено, революция победила. Государственная дума, несмотря на запрет царя, заседала в Таврическом дворце. Перед ней встал вопрос: как реагировать на приближение восставших к дворцу. Депутат Думы А. Ф. Керенский вопреки мнению большинства де­путатов бросился с приветствием к восставшим. Этим он сохранил союз Думы с участниками революционных событий.

Первым шагом к формированию нового правительства стало создание 27 февраля Временного комитета Государственной думы во главе с М. В. Род­зянко. Неуверенная позиция царя Николая II и генерального штаба относи­тельно сохранения престола позволила Временному комитету Думы с участи­ем эсеро-меньшевистского исполкома Петроградского Совета сформировать Временное правительство. В его состав вошло большинство членов Прогрес­сивного блока, созданного в 1915 г.