ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2937
Скачиваний: 118
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Временный комитет Думы, состоящий в основном из октябристов и кадетов, в период после Февральской революции занимал откровенно контрреволюционную позицию. Он был вдохновителем антиреволюционных заговоров и мятежей, в том числе и корниловщины. 6 октября 1917 г. в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание Временное правительство приняло решение о роспуске Думы, но окончательно она была упразднена декретом СНК от 18 декабря 1917 г. Эпоха парламентаризма закончилась.
234
Таким образом, думский период в истории России начала XX в. составил всего 12 лет. Николай II, пообещав в Манифесте 17 октября 1905 г. созвать законодательную думу, на деле постарался сохранить за собой почти всю полноту самодержавной власти в стране. Но сам факт появления и деятельности в России представительного учреждения, обладавшего хотя и небольшими законодательными правами, являлся уже некоторым ограничением всевластия царя. Царизм разгонял неугодные ему думы, ограничивал избирательные права народа, но вынужден был снова созывать Думу, ибо уничтожить ее было уже невозможно. Страна пробудилась к политической жизни. Дума была ареной активной политической борьбы общественных движений, политических партий дореволюционной России. Она стала той силой, которая подталкивала самодержавие к самореформированию. Но неспособность самодержавия к реформам, а также Первая мировая война привели царизм к гибели.
По мнению О. Г. Байхаловой, изучение думского периода показывает, что становление парламентаризма в России не могло пойти путем использования образца европейского парламентаризма, потому что в России демократические свободы были крайне ограничены, а то и вообще отсутствовали. Российский либерализм не был столь решительным, как европейский, так как буржуазия России была экономически, а значит, и политически зависима от царизма.
На развитие российского парламентаризма большое влияние оказали все классы и общественные слои. Во всех четырех думах (в разном соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех общественных слоев России: поместного дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в Думу свои навыки общественных дискуссий. Дворянство — опыт работы в земствах; интеллигенция — опыт научных дискуссий, работы с молодежью; крестьянство — опыт общинного самоуправления. Среди членов Думы было много адвокатов, в том числе и знаменитости начала XX в., такие как Ф.
Н. Плевако, В. А. Маклаков.
Конечно, в думской деятельности было немало недостатков. В Думу вносилось больше законопроектов, чем она могла рассмотреть, комиссии были чересчур многочисленными. Дума тонула в собственном многословии. Череда думских скандалов удручающе воздействовала на современников. Ведь гласность и открытость не всегда приятны на вид, и некоторые их стороны производят шокирующее впечатление, тем более что деятельность Думы, конечно, была далека от совершенства. На ней, несомненно, сказывались и антидемократические нормы «Учреждения Государственной думы», и консервативные настроения думского большинства в III и IV Думах. Некоторые демократические тенденции, начинавшие развиваться в I и II Думах, в дальнейшем были вытеснены. Тем не менее учредившийся с созданием Думы открытый порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными, финансовыми действиями властей — все это способствовало политическому просвещению народа, развитию традиций гласного решения важнейших государственных вопросов.
Была ли Государственная дума настоящим парламентом? Этот вопрос вызван как стремлением на основе исторического опыта лучше понять роль
235
и место Государственной думы в современной России, так и суждениями некоторых авторов о больших возможностях, которые открывались перед этим представительным учреждением в деле политического переустройства Российской империи.
По мнению исследователя В. А. Сущенко, действительная история существования четырех Государственных дум в начале XX в. не дает оснований для подобных выводов. Брошенная премьер-министром Коковцовым при открытии III Государственной думы фраза «Слава Богу, у нас нет парламента!» довольно точно отражала реальное положение дел. Вплоть до крушения старой России в ней не было ни настоящего парламента, ни настоящей конституции, ведь Манифест, чьи положения к тому же неоднократно попирались, был добровольным пожалованием царя. Эта неспособность самодержавия мирно конституироваться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима и гибели старой России.
России потребовалось долгих 76 лет, чтобы возродить практику парламентаризма. В 1993 г., в декабре, прошли всеобщие, равные выборы на многопартийной основе в высший законодательный орган власти. С 1994 г. начала свою работу V Государственная дума. Таким образом, были продолжены традиции русского парламентаризма, которые необходимо возрождать заново.
10.3. Революционные кризисы в России в начале XX в.
-
Революционное движение и формирование политических партий -
Революция 1905—1907 гг. -
Развитие революционного кризиса в России (февраль—октябрь 1917 г.) -
Октябрьская революция в Петрограде. II съезд Советов. Установление советской власти
Революционное движение и формирование политических партий. Социальные противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису, который выражался:
-
в борьбе трудящихся против самодержавного строя; -
в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса; -
в расширении процесса оформления политических движений и течений в партии.
Начавшаяся в конце XIX в. индустриализация привела к количественному и качественному росту рабочего класса (к началу XX в. его численность составляла 13 млн.. человек, из них только 2,8 млн.. являлись кадровыми рабочими). В России уровень концентрации рабочей силы был особенно высоким. Это способствовало консолидации рабочего класса, упрощало задачу его объединения и возникновения рабочего движения. Главным требованием рабочих стало ограничение рабочего дня 8 часами (по закону он длился 11 ч 30 мин). Одним из требований стало создание государственной системы страхования.
236
Тяжелые условия жизни и труда заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие стали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. Всего с 1&95 по 1904 г. число участников забастовок составило 431 тыс. человек. Забастовки носили в основном экономический характер.
В правительстве по рабочему вопросу не было единого подхода. Вместо жестких мер начальник московского охранного отделения С. В. Зубатов предложил власти самой создавать рабочие организации, формировать фонды социальной поддержки рабочих, открывать магазины и школы. Зубатовский «кодекс» даже разрешал экономическую стачку. Именно это и послужило основной причиной критики Зубатова и его отставки в 1903 г. Правительство снова пошло по пути силовых мер.
Становясь все более массовым и организованным, рабочее движение меняет свой характер. Под влиянием социал-демократии его участники все чаще наряду с экономическими выдвигают политические требования. Организации социал-демократии создаются в Петербурге (1895 г. — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»,
руководители: А. А. Ванеев, П. К. Запорожец, В. И. Ульянов, Лев Мартов (Ю. О. Цедербаум) и др.), в Москве (1894 г. — «Рабочий союз», 1898 г. — «Российская социал-демократическая рабочая партия», затем комитет РСДРП), в Туле, Ярославле, Ростове-на-Дону, на Украине, в Закавказье.
С начала XX в. в рабочем движении намечается переход к массовым политическим выступлениям: 1900 г. — майская 10-тысячная демонстрация в Харькове; май 1901 г. — забастовка на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге; 1902 г. — массовые митинги и манифестации в Харькове, Батуми, Саратове и др.; 1903 г. — всеобщая стачка рабочих юга России, в которой приняло участие 200 тыс. человек.
Под влиянием аграрного кризиса в начале XX в. заметно выросло крестьянское движение. Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод, охвативший в 1901 г. центральные и южные губернии России. В 1900—1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне редко выдвигают политические требования, выступают, как правило, против отдельных помещиков и требуют раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей.
Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте-апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях, охвативших более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. За нанесенные помещикам «убытки» правительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800 тыс. рублей.
Важным свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод (свободу печати, собраний, слова и др.) и выступала против полицейского произвола. Ее участие в общественном движении выражалось в создании
237
легальных обществ (ученых, врачей и т. д.), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы; в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явочных квартир для революционеров и т. д.
Наибольшую активность проявляло студенчество. В начале XX в. значительная часть революционно настроенного студенчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 гг. имели широкий политический резонанс. В процессе борьбы происходило формирование будущих крупных общественных и государственных деятелей.
В начале XX в. в России начался процесс оформления политических движений и течений в партии. На формирование партийной системы большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению с Западной Европой), связанные с социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.
Особенности формирования политических партий.
-
На рубеже XIX—XX вв. интенсивно шел процесс формирования единой политической партии рабочего класса — РСДРП. -
Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1900—1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль выразителей интересов крестьянства. Партии господствующих классов сложились в годы первой российской революции. И сразу были вынуждены приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. Им требовалось определенное время, чтобы осмотреться, выработать свои программные и политические лозунги, стратегию и тактику. -
Происходило образование многочисленных национальных партий (в Польше, Литве, Латвии и др.). -
Ни одна страна в мире не имела такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то только за первые шесть лет XX в. — свыше 50, а в 1917—1920 гг. — около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения. -
Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно- политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно- политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.
В отечественной советской историографии было принято делить партии на четыре категории: буржуазные, мелкобуржуазные, помещичье-монархические
238