Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2909

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако эти умеренные планы социалистических преобразований были отвергнуты находившейся у власти в ВКП(б) и советском государстве группой И. В. Сталина. Вопреки коллективно принятым решениям, Сталин в своих

322

выступлениях, главным образом на секретных совещаниях, пртребовал уско­рения социалистических преобразований в деревне. »

Первоначально тип кооперации не был определен, но уже в марте 1928 г. предпочтение явно отдавалось колхозам (с артельной формой кооперации). В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустрой­ства», предоставлявший колхозам льготы по получению земли и пользова­нию ею, кредитованию и налогообложению. Ограничивалась аренда земли кулаками, запрещалось выделение на хутора зажиточных хозяйств. В помощь колхозам с ноября 1928 г. создавались государственные машинно-тракторные станции (МТС). Непосредственное руководство колхозным строительством осуществлял секретарь ЦК ВКП(б) по работе в деревне В. М. Молотов. Был создан Колхозцентр СССР, возглавляемый Г. Н. Каминским.

О переходе к созданию коллективных хозяйств Сталин объявил в статье «Год великого перелома», опубликованной в «Правде» 7 ноября 1929 г. Он определил и сроки коллективизации — три года. Таким образом, фактически был взят официальный курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств.

Отсутствие четких указаний и законов, на основе которых должен был осу­ществляться этот процесс, привело к административному произволу. К орга­низации колхозов были привлечены городские жители, плохо знакомые с сельским хозяйством, с традициями деревенской жизни, психологией сель­чан («двадцатипятитысячники»).

Ходом коллективизации руководили районные «тройки» — чрезвычай­ные органы власти, в состав которых входили представители исполкомов, райкомов, ОГПУ. В качестве активистов выступали сельские комсомольцы и коммунисты, ударной силой являлась беднота, которая получила значи­тельные материальные выгоды.

Выделено три зоны коллективизации с различными сроками ее проведения:

  1. основные районы товарного земледелия (Поволжье, Северный Кав­каз) — один год;

  2. Украина, Сибирь, Урал, Центрально-Черноземная область — два года;

  3. остальные районы страны — три года.

Главной задачей коллективизации партия провозгласила ликвидацию ку­лачества как класса. Порядок раскулачивания определялся секретной инст­рукцией ЦИК СССР и Совнаркома от 4 февраля 1930 г.,
согласно которой за­прещалась аренда земли и наемный труд; кулачество было разделено на три категории:

  • кулаков, участников антисоветских движений, предписывалось аресто­вывать (их дела передавали в ОГПУ);

  • зажиточных крестьян, пользовавшихся влиянием, переселять в преде­лах области или в другие области;

  • остальных кулаков расселять на худших землях, вне колхоза.

Раскулаченными оказались не только «крепкие» крестьяне, но и так назы­ваемые середняки. В целом в результате раскулачивания из деревни были из­гнаны наиболее грамотные, опытные, предприимчивые крестьяне.

323

Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. че­ловек. Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания.

Чтобы сбить волну нарастающего протеста, Сталин в марте-апреле 1930 г. опубликовал статьи «Головокружение от успехов» и «Ответ товарищам кол­хозникам». В них вся вина за «перегибы» была возложена на местное руковод­ство. Тогда же, 1 марта 1930 г., был утвержден Примерный устав сельскохозяй­ственной артели: наряду с «обобществлением» основных средств производ­ства в единоличном пользовании колхозников сохранялись приусадебные земли, мелкий инвентарь, домашний скот, птица. ЦК партии принял поста­новление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении». Темп коллективизации снизился, но уже осенью 1930 г. нажим на единоличника вновь усилился.

Коллективизация позволила увеличить количество зерна на рынке. Но трудности с заготовками зерна сохранялись. Забирали не только товарную продукцию, но и семена, а также зерно, предназначенное для оплаты труда колхозников. 7 августа 1932 г. был принят закон «Об охране социалистической собственности», получивший в народе название «закон о пяти колосках».

Голод 1932—1933 гг. приостановил коллективизацию. Стали распростра­няться мнения о пересмотре политики в деревне. Предлагалось расширить личные подсобные хозяйства. Однако правительство избрало другой путь. С января 1933 г. по ноябрь 1934 г. при МТС действовали политотделы, кото­рые завершили чистку деревни от «классово чуждых элементов». В июне 1934 г. было объявлено о начале нового, завершающего, этапа коллективиза­ции. Повышены ставки сельхозналога с единоличников. На 50% увеличились нормы обязательных поставок государству по сравнению с колхозниками.

В начале 1935 г. на

II съезде колхозников констатировалось, что 99% всех обрабатываемых земель в стране стали «социалистической собственностью». Примерно к 1937—1938 гг. коллективизация фактически завершилась (93% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы).

В целом на сельское хозяйство распространялись принципы хозяйствова­ния, ранее утвердившиеся в государственном секторе промышленности: уравнительность, жесткая централизация.

Ломка социальных отношений сопровождалась разрушением производи­тельных сил, гибелью миллионов голов рабочего и продуктивного скота, главное же — разрушением человеческих отношений и крахом святых идеа­лов. Эти изменения оказали глубочайшее влияние на крестьянство.

Во-первых, поддавшись призывам к вступлению в колхозы и обобществле­нию средств производства, крестьянство фактически оказалось обмануто, так как было отчуждено от средств производства и утратило всякое право на них.

Во-вторых, был нанесен мощный удар по крестьянскому чувству соб­ственника, так как крестьяне были лишены права распоряжаться результата­ми своего труда, произведенной продукцией, судьбу которой стали решать местные партийные и советские власти.

324

В-третьих, формально считавшиеся (по Уставу сельхозартели) хозяевами колхоза, колхозники фактически решали второстепенные вопросы жизни и быта коллектива, так как решение всех принципиальных вопросов оказа­лось в руках руководящих партийных и советских органов.

В-четвертых, колхозник потерял даже право самостоятельно решать во­прос о том, где он хотел бы жить и работать (на это требовалось разрешение властей).

Закономерный вопрос, возникающий при изучении данной проблемы: нужна ли была коллективизация в СССР?

По мнению Е. Н. Осколкова, в современных исследованиях определились три точки зрения по этому вопросу. Часть исследователей и публицистов бе­зоговорочно отрицает правомерность коллективизации, утверждая, что она свернула крестьянство с естественного исторического пути, продвигаясь ко­торым по вехам, проложенным П. Я. Столыпиным, Россия сформировала бы мощный сельскохозяйственный фермерский сектор.

Другие исследователи считают, что столыпинский путь фермеризации сельского хозяйства России был слишком тяжелым и длительным, так как со­провождался разрушением общины, разорением большинства крестьян.


Наконец, часть специалистов утверждает, что само российское крестьян­ство в силу исторической традиции, экономической слабости, натурального производства, плохой вооруженности сельскохозяйственным инвентарем и скотом вряд ли могло в обозримый срок модернизировать производство, и поэтому коллективизация была объективно необходима для большинства бедноты и середняков.

Однако исследователи полагают, что ее нельзя было проводить столь быст­рыми темпами, включая в колхозы все сельское население и применяя насилие (фактически происходил процесс «вторичного закрепощения крестьянства»).

Исторический опыт свидетельствует, что сами колхозы, утратив боль­шинство свойств сельскохозяйственной артели, превратились в своеобраз­ные государственные предприятия, подчиненные местным органам власти и партии. Вероятный путь развития деревни — добровольное создание самими крестьянами различных форм организации производства, свободных от госу­дарственного контроля, строящих свои отношения с государством на основе равноправия, при поддержке государства, с учетом рыночной конъюнктуры.

Закрепление результатов социалистической реконструкции. Конституция СССР 1936 г. Происшедшие изменения в государственном устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Законе) Союза Советских Социалистических Республик. Ее проект готовила Конституционная комиссия, состоявшая из 12 подкомиссий. Проект был одобрен Пленумом ЦК ВКП(б) и Президиумом ВЦИК и вынесен на обсуждение, после чего 5 декабря 1936 г. Конституция была утверждена на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов.

В этой Конституции была фактически закреплена руководящая роль ВКП(б) в государстве. В ст. 126 отмечалось, что партия представляет «руково­дящее ядро всех организаций трудящихся — как общественных, так и госу­дарственных».

325

Поскольку была провозглашена победа социализма в стране (такой вывод был сделан на основе тезиса о ликвидации эксплуататорских классов и невоз­можности вследствие этого реставрации капитализма), в Конституции были отражены новые отношения в обществе. Отменялись ограничения прав граж­дан по классовому признаку, неприкосновенность личности, тайна переписки. Была изменена избирательная система: провозглашалась система всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственное устройство страны определялось как федеративное (со­юзное)
объединение республик. Высшим органом власти в СССР становил­ся Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Нацио­нальностей. Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном за­седании палат.

В Конституции законодательно закреплялось преобразование Казахской и Киргизской автономных республик в союзные, вошедшие в состав СССР в качестве субъектов Федерации; упразднение ЗСФСР — Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР стали субъектами Федерации. Таким образом, в составе СССР было 11 союзных и 27 автономных республик, 9 ав­тономных областей и 10 национальных округов (52 национальных государ­ства и национально-государственных образования).

По Конституции политическую основу СССР составляли Советы депута­тов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу — социалистическая система хозяйствования и социалистическая соб­ственность на средства производства (в двух формах: государственной и коо­перативной).

Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хо­зяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

В Конституции 1936 г. были закреплены итоги социалистической рекон­струкции народного хозяйства и политическая победа правящей партии. Конституция получила название «конституции победившего социализма».

13.3. Внешняя политика советского государства (1921—1941 гг.)

Борьба Советского государства за международное признание

Участие СССР в политических блоках 30-х гг. и его результаты

Международное положение СССР накануне Второй мировой войны.

Советско-германский пакт и его последствия

Борьба Советского государства за международное признание. Первые внеш­неполитические принципы Советского государства были сформулированы уже в Декрете о мире, принятом в октябре 1917 г. Окончание Первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), Гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые ус­ловия в международных отношениях. Важным фактором стало существова­ние Советского государства как принципиально новой общественно-полити­ческой системы.

326

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политики Российской империи в реализации геополитический задач, отлича­лась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идео­логизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В. И. Лениным.