Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2910

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первое положение — принцип пролетарского интернационализма, преду­сматривающий взаимную помощь международному рабочему классу и анти­капиталистическим национальным движениям в слаборазвитых странах. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был со­здан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В него вошли многие лево-социалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевист­ские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение — принцип мирного сосуществования с капиталистиче­ской системой — определялось необходимостью укрепления позиций Совет­ского государства на международной арене, выхода из политической и эконо­мической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал при­знание возможности мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических связей с Западом.

Таким образом, противоречивость этих двух принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитического курса молодого Со­ветского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противо­речивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую сис­тему, изолировав ее в политическом и экономическом плане, поэтому он: оказывал помощь белой эмиграции в ее борьбе против Советской власти; за­сылал в страну диверсантов и террористов; толкал Финляндию на конфликт с СССР. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров, т. е. Россия оставалась выгодным торго­вым партнером. Кроме того, малые и зависимые страны искали в ее лице со­юзника.

В начале 20-х гг. отношения Советской России с Западом претерпели зна­чительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интер­венции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах.

Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослаб­ление большевистской политической системы и фактор, открывающий воз­можность для экономического сотрудничества. Со своей стороны Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восста­новления разрушенного народного хозяйства.


327

16 января 1920 г. Верховный совет союзников принял резолюцию, соглас­но которой разрешался обмен товарами между Россией, союзными и нейт­ральными странами. Это было формальное снятие экономической блокады. Уже 31 марта 1920 г. был подписан советско-эстонский торговый договор — первый торговый договор Советской России с европейским государством.

Огромную роль в разрыве экономической блокады сыграл декрет СНК от 23 ноября 1920 г. о концессиях. Уже осенью того же 1920 г. американский миллионер Вандерлин начал переговоры о концессии на Камчатке (на кото­рую, Кстати, претендовала Япония).

16 марта 1921 г. было заключено советско-английское торговое соглаше­ние, которое означало прежде всего, что Великобритания признала Совет­ское государство де-факто. Кроме того, это был первый договор, заключен­ный с великой капиталистической державой.

6 мая 1921 г. было подписано торговое соглашение с Германией, которая пошла дальше Англии, признав представительство РСФСР в Германии и пре­доставив ему дипломатические права и привилегии.

Аналогичные соглашения вскоре были подписаны с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. В них также содержались обязательства от­казаться от враждебной взаимной пропаганды. Одновременно подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Россий­ской империи, — Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала догово­ры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаи­мопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта ре­волюции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали мон­гольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.

28 октября 1921 г. Правительство РСФСР выступило с нотой по поводу финансовых долгов царской России, в которой выражалась готовность РСФСР вступить в переговоры по этому вопросу и признать долги при условии пре­кращения враждебных действий в отношении Советской России и других республик. Для более подробного обсуждения данной проблемы предлага­лось провести международную конференцию. Предложения правительства РСФСР обсудила

конференция Верховного Совета Антанты, проходившая в 1922 г. Было решено созвать экономическую конференцию в Генуе и при­гласить на нее Россию.

В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовали 29 государств: Россия, Англия, Франция, Германия и др. США участвова­ли в ней в качестве наблюдателя. Делегацию Советской России возглавлял Г. В. Чичерин.

328

Основной вопрос конференции — о национализированном имуществе ино­странных капиталистов в России и о долгах царского и Временного прави­тельства. Советское правительство предложило начать политику разоруже­ния и поиск путей нормализации международных отношений, а также вы­двинуло программу в области экономического сотрудничества.

Среди представителей капиталистических государств на конференции оформились две группировки:

\) англо-итальянская (готова была идти на некоторые уступки: частичный отказ от военных долгов прежних правительств, замена реституции собствен­ности иностранцев на территории России компенсацией в форме долгосроч­ной аренды, концессии и т. п.);

2) франко-бельгийско-японская (заняла непримиримую позицию — выпла­та всех долгов, возвращение национализированного имущества и т. п.).

Лондонский меморандум экспертов предусматривал создание Комиссии русского долга (по образцу комиссий в колониально зависимых странах), ко­торая имела бы возможность вмешиваться во внутренние дела Советского го­сударства. Западные державы предъявили России совместные требования:

  • компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд.. руб. золотом);

  • вернуть национализированную большевиками западную собствен­ность, находящуюся на территории бывшей Российской империи;

  • отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностран­ным капиталам;

  • прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия:

  • компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы Гражданской войны (39 млрд.. руб.);

  • принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны;

  • обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долго­срочных западных кредитов.

Однако с первых же дней переговоры зашли в тупик. Сумма, затребован­ная Чичериным в качестве возмещения ущерба, причиненного Советской России иностранной интервенцией во время Гражданской войны, превыша­ла царские долги. Именно в этих условиях советские представители, прибыв­шие в Геную в надежде разорвать дипломатическую, экономическую и торго­вую блокаду страны, и германские, стремившиеся уменьшить размеры репа­раций, подписали 16 апреля 1922 г.
Рапалльский договор. Этим соглашением обе стороны отказывались от взаимных претензий по вопросам о долгах, о возмещении ущерба и национализированном имуществе, предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле и возобнов­ляли дипломатические и консульские отношения. Подписав договор, Совет­ская Россия и Германия, исключенные из мирового сообщества и притесняе­мые им, одновременно выходили из дипломатической изоляции; обе сторо­ны отвергали Версальский договор, навязанный «империалистическими

329

бандитами» с целью «колонизации Германии» (термины, употреблявшиеся в Коминтерне). В результате подписания договора рейхсвер получал возмож­ность разместить в Советской стране свои центры военной и учебной подго­товки, получать или производить там при участии своих специалистов оружие, которое Германии запрещалось иметь по условиям Версальского договора. Это сотрудничество Советского государства с правыми милитаристскими силами Германии продлилось до 1933 г.

Россия продолжала добиваться признания на Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях.

Гаагская конференция (июль 1922 г.). Она явилась продолжением Генуэз­ской, но на ней присутствовали не полномочные представители стран-участ­ниц, а только эксперты. Были приглашены все страны — участницы Генуэз­ской конференции, кроме Германии. Обсуждались те же вопросы, что и в Ге­нуе. Из-за непримиримой позиции США, Франции и Бельгии конференция не привела к каким-либо практическим результатам.

Московская конференция (2—12 декабря 1922 г.). Участвовали: Россия, Польша, Финляндия, Латвия и Эстония. Советская делегация предложила план взаимного пропорционального сокращения сухопутных вооруженных сил, их уменьшения в течение 1,5—2 лет до 3/4 наличного состава (т. е. на 75%). Предлагалось также сократить военные расходы путем установления одинаковой для всех договаривающихся сторон бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего; осуществить взаимную нейтрализацию погра­ничной зоны и распустить все нерегулярные военные формирования.

Делегации Польши, Финляндии, Латвии и Эстонии выдвинули проект договора о ненападении и арбитраже и согласились сократить вооруженные силы на 25%. Однако 11 декабря в декларации-ультиматуме эти государства выступили против пропорционального сокращения армий, и переговоры, та­ким образом, были сорваны.


Лозаннская конференция (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г.; 2-й этап на­чался 23 апреля 1923 г.). Участвовали: Англия, Франция, Италия (в качестве приглашающих держав), Япония, Греция, Румыния, Югославия, Турция. От США присутствовал наблюдатель. К обсуждению отдельных вопросов были привлечены: Советская Россия (вопрос о черноморских проливах), Болгария, Албания, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия, Норвегия и Швеция.

Советскую делегацию возглавлял Г. В. Чичерин. Программа советской де­легации (отражена в выступлении 19 декабря 1922 г.):

    • удовлетворение национальных стремлений Турции;

    • закрытие проливов для всех военных кораблей в мирное и военное время;

    • полная свобода торгового мореплавания.

В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъ­явила советскому правительству ноту {ультиматум Керзона), в которой про­тестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Восто­ке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

330

С 1924 г. начинается период международного признания СССР. Первой офи­циально признала Советское государство Англия. Вслед за ней оно было при­знано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: 1) изменением внутриполити­ческой обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил); 2) широким общественным движением в поддержку СССР; 3) экономи­ческими интересами капиталистических государств. В 1924—1925 гг. Совет­ский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталисти­ческих держав только США оставались на позиции политического непризна­ния СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внеш­ней политики Советского Союза в первой половине 20-х гг.

Особенностями вхождения Советской страны в мировое сообщество было то, что этот процесс происходил, во-первых, на условиях Советского государ­ства, которое отказалось платить долги царского правительства, и, во-вто­рых, Советское государство продолжало стремиться к роли мирового центра революционного движения. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах меж­дународных отношений.

Как следовало мировому сообществу оценивать внешнюю политику страны, установившей дипломатические и торговые отношения с другими государствами и в то же самое время контролировавшей через Коминтерн деятельность национальных компартий, провозгласивших своей конечной целью дестабилизацию и ниспровержение существующих правительств? Ко­нечно, советская дипломатия отрицала эту вторую сторону своей политики, утверждая, что Коминтерн представляет собой международную организацию «частного характера», деятельность которой никоим образом не зависит от советского правительства, однако эта двойственность существовала и ставила советское правительство перед лицом неразрешимой дилеммы. С одной сто­роны, Советская страна более, чем любая другая великая держава, нуждалась в международном мире и стабильности, необходимых для восстановления разрушенной семью годами войны и революций экономики и стабилизации своей политической системы.