Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2905

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но в то же время любая стабилизация на международной арене уменьшала шансы мировой революции на успех и отнимала у Советского государства воз­можность играть на межимпериалистических противоречиях. На протяжении 20-х гг. такие выдающиеся большевистские теоретики, как Троцкий и Буха­рин, постоянно обсуждали возможность обострения отношений между Фран­цией и Великобританией и даже Великобританией и США на почве их стрем­ления к мировому господству. Такие конфликты, по их мнению, были бы толь­ко на благо Советскому государству и международному коммунистическому движению. В конце 20-х гг. Сталин дал развернутое определение целей и содер­жания советской внешней политики, исходя из неизбежности в будущем глу­бокого кризиса капитализма, который привел бы к обострению «межимпериа­листических противоречий» и возникновению революционной ситуации.

331

Дуализм внешней политики Советского государства, обусловленный суще­ствованием в ней двух приоритетов — государственных интересов страны и интересов мирового революционного движения, — привел после смерти Ленина к острой дискуссии между Сталиным, сторонником теории «построе­ния социализма в одном лагере», и теоретиком всемирной «перманентной ре­волюции» Троцким. Позиции этих лидеров были куда более сложными и утонченными, чем их обычно изображают. Первоначально незначительные расхождения во взглядах на отношение интересов Советского государства как такового и интересов различных коммунистических течений за границей усиливались по мере того, как все более ожесточенной становилась полити­ческая борьба этих лидеров между собой, чтобы в конечном счете предстать антагонистическими и взаимоисключающими концепциями. В то же время блестяще организованная кампания по дезинформации позволила Сталину убедить большинство членов партии в том, что Троцкий не верит в возмож­ность построения социализма в одной стране.

В действительности же Троцкий (особенно если судить по его докладу в марте 1926 г., посвященному политике, которую следовало проводить в Ки­тае), ратовал за проведение очень осмотрительной внешней политики, пре­следующей прежде всего государственные интересы СССР пусть даже в ущерб революционным силам, в данном случае в Китае.

Во второй половине 20-х гг. официальный внешнеполитический
курс Со­ветского правительства был направлен на укрепление международного пре­стижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоруже­ния, в 1928 г. — с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриа­на—Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству ре­шения межгосударственных споров.

Попытки всех сторон в 20-е гг. обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складываю­щейся международной ситуации.

Проведение официальной внешнеполитической линии советского пра­вительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутрен­ние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли бри­танские власти. Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Mat Цзэдуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к разрыву советско-китайских отношений. Летом-осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем был восстановлены в начале 30-х гг. под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.

332

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х гг. с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определивший основные направления внешней политики Советского правительства. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политическим про­тивником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и на борьбу с ними. Эти выводы были ошибочными. Факти­чески они привели к самоизоляции международного коммунистического движения и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.

В 1929—1930 гг. Коминтерн, где ведущие позиции занимали политические деятели с идеями, зачастую отличными от сталинских (Бухарин, Зиновьев, Ра- дек, Сокольников), надежно взяли в свои руки такие убежденные сталини­сты, как Мануильский и Молотов. Чистка Коминтерна, проходившая во вто­рой половине 30-х гг., сопровождалась утверждением все более откровенной националистической идеологии, окончательно занявшей место провозгла­шавшихся ранее принципов интернационализма и стремления «раздуть по­жар» мировой революции.



Столь же радикально в 1929—1930 гг. был обновлен аппарат Наркомата иностранных дел. Г. В. Чичерин был заменен на посту наркомом М. М. Лит­виновым, который руководил советской дипломатией до мая 1939 г.

Таким образом, в 20-е гг. советская страна путем сложнейших усилий нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в миро­вое сообщество.

Участие СССР в политических блоках 30-х гг. и его результаты. В конце 20—начале 30-х гг. расширение советской дипломатической деятельности происходило в условиях, когда Советский Союз продолжал играть на реально существующих противоречиях между великими державами, всеми способами стремясь избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна переживала период глубочайших экономических и социальных потрясений и была ими на какое-то время ослаблена. Поэтому одновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советская дипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другими государствами, надеясь на уве­личение торгового обмена с ними, необходимого для выполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасности страны.

9 февраля 1929 г. СССР расширил сферу действия пакта Бриана—Келлога о всеобщем отказе от войны, к которому он присоединился несколькими ме­сяцами раньше. Подписано соглашение, известное как «Протокол Литви­нова», с Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, а немного позже с Литвой, Турцией и Персией, предусматривавшее отказ от применения силы в урегу­лировании территориальных споров между этими государствами и СССР. В октябре 1929 г. восстановлены отношения с Великобританией, где пост премьер-министра вновь занял Макдональд.

333

Начиная с 1931 г. советская дипломатическая деятельность стала еще бо­лее активной. Внутренние проблемы побуждали Советский Союз уделять больше внимания упрочению своего внешнеполитического положения. В то же время и пережившие экономический кризис индустриальные страны про­являли все больший интерес к улучшению своих отношений с Советским Союзом, который рассматривался ими как огромный потенциальный рынок. Наконец, рост правого экстремизма и национализма в Германии побуждали страны, подписавшие Версальский мирный договор и заинтересованные в сохранении послевоенного статус-кво, развивать дипломатические отно­шения с Советским Союзом. Начатые в 1931 г. рядом стран переговоры шли, однако, с большим трудом. Тем не менее уже в 1932 г. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией (21 января), с Латвией (5 февраля), с Эс­тонией (4 мая), с Польшей (25 июля).


В начале 30-х гг. происходит изменение международной обстановки. Глу­бокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократи­ческих (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике со­циальную демагогию одновременно с развязыванием политического терро­ра, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали за­чинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряжен­ности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. советское правительство определило но­вые задачи внешней политики:

  • отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих во­енный характер;

  • признание возможности сотрудничества с демократическими западны­ми странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);

  • борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В первой половине 30-х гг. СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отноше­ния. Нормализация политических отношений между США и СССР благопри­ятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Совет­ский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

334

Во второй половине 1933 г. советские руководители вынуждены были от­казаться от принятой в 1919—1920 гг. аксиомы советской внешней политики, в соответствии с которой всякое усиление международной напряженности было только на пользу СССР. Приход к власти Гитлера в 1933 г. и последовав­шая за этим победа нацизма в этой стране разрушили ту основу, на которой строилась вся система безопасности, возведенная Советским Союзом с таким трудом.
Россия была не единственной страной, застигнутой врасплох разру­шением демократии в Германии. В некоторых консервативных кругах Франции и Великобритании были распространены надежды на то, что аг­рессивность Гитлера когда-нибудь сможет быть направлена на Восток, про­тив Советского Союза.

Советские руководители внимательно следили за ходом развития событий в Германии, не проявляя особого беспокойства до тех пор, пока Гитлер не укре­пил свои позиции в результате чистки 1934 г. Ухудшение советско-германских отношений в течение лета 1933 г. стало первым признаком изменения внешне­политической ситуации. На прошедшем в январе 1934 г. XVII съезде ВКП(б) Бухарин посвятил большую часть своего выступления разъяснению того, что идеология германского фашизма, этого «звериного лица классового врага», из­ложенная Гитлером в его книге «Майн кампф», чрезвычайна опасна, что гитле­ровская идея захватить «жизненное пространство на Востоке» означает откры­тый призыв к уничтожению Советского Союза. В отличие от Бухарина Сталин продемонстрировал достаточно спокойное отношение к приходу Гитлера к власти. Он подчеркнул, что, поскольку в Германии еще отнюдь не победила новая политическая линия, «напоминающая в основном политику бывшего германского кайзера», у СССР нет никаких оснований коренным образом из­менять отношения с Германией. «Конечно, — заявил Сталин, — мы далеки от того, чтобы восторгаться фашистским режимом в Германии. Но дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм в Италии не помешал СССР устано­вить наилучшие отношения с этой страной».

Заключение в 1934 г. договора о ненападении между Германией и Польшей заставило по-иному взглянуть на нацистскую Германию. Стало очевидно, что от сближения Гитлера, никогда не скрывавшего своих намерений попы­таться захватить Украину, и Пилсудского, который уже попытался это сде­лать и мог в любой момент повторить такого рода попытку, ничего хорошего ждать не приходится. За год до заключения договора с Польшей Германия вышла из Лиги Наций. Начиналась милитаризация Германии:

  • 16 марта 1935 г. подписан декрет о введении всеобщей воинской повин­ности в Германии;

  • 7 марта 1936 г. Германия заявила об отказе от Локарнских соглашений и ввела войска в демилитаризованную Рейнскую зону (вплотную к границам Франции);

  • сентябрь 1936 г. — в Германии введен «четырехлетний план», главная цель которого — перевод всей экономики на военные рельсы.