Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2872

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К концу 50-х гг. произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн.. че­ловек против 190,7 млн.. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Начало 60-х гг. вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной степени вызвана необдуманными реформами и штурмовщи­ной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть снижены тарифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: события в Новочеркасске, где в 1962 г. прошла демонстрация трудящихся, вызванная повышением цен на продукты и их де­фицитом. Демонстрация была подавлена властями. 1962 г. считается годом окончания «хрущевской оттепели».

Таким образом, в экономике и социальной сфере чувствовалось то, что руководство страны приступило к масштабной, долгосрочной работе, не имея продуманной программы. Кроме того, людям, которые находились на высших постах в руководстве страной, не хватало образования. Сам Хрущев, обладая живым умом и практической сметкой, тем не менее не мог даже гра­мотно писать и в отличие от Сталина никогда не занимался всерьез самообра­зованием.

Либерализация внешнеполитического курса. На XX съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и много­вариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».

В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвраще­ния новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и не-

396

зависимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. минист­ром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко.

Основные направления внешней политики:

  1. развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;

  2. новый курс в отношениях со странами Запада;

  3. поддержка стран «третьего мира»;

  4. СССР в борьбе за мир и разоружение.


Экономические отношения социалистических стран, в том числе коорди­нация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Орга­низация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.

Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Орга­низация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по междуна­родным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объеди­ненные вооруженные силы и общее командование для руководства их дея­тельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Вместе с тем во взаимоотношениях государства все чаще появлялись конф­ликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной сто­роны, признаны многовариантность путей движения к социализму, суверен­ность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независи­мых государств. Так, например, в июне 1953 г. советские войска принимали участие в подавлении выступлений трудящихся ГДР. После кризиса 1953 г. СССР отказался от получения с ГДР оставшейся суммы репараций, предо­ставил дополнительные кредиты и т. д. Серьезный кризис, вызванный про­цессом десталинизации в СССР, охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с про­граммой реформ, предложенных В. Гомулкой, — кризис разрешился мирно. В Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, но также и антикоммунистическое и антисоветское восстание. Организаторы выступления требовали, в частно­сти, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Буда­пеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами го­сударств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республи­кой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения под­писанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.



397

В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР ве­лась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них по­мощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалис­тическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов (оформлен военно-политический блок в Юго-Восточной Азии — СЕЛТО). Военно-политические блоки созда­вались для сдерживания влияния «социалистического лагеря» и националь­но-освободительного движения колониальных народов.

На протяжении 1954—1956 гг. были восстановлены дипломатические свя­зи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния вой­ны с Японией, в сентябре 1959 г. Н. С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом остава­лась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуа­ции. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

Новый поворот к «холодной войне», вызванный как разочарованием совет­ской дипломатии в результативности ее «миролюбивых» устремлений и дав­лением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями необходимостью поддержания образа «внеш­него врага», произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Эйзенхауэра накануне очередных пре­зидентских выборов сорвала и его ответный визит в СССР, и встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада. События 1961 г. в ГДР — демонстрации мо­лодежи с требованиями свободного выезда в ФРГ и изменения политическо­го строя страны — привели к возведению Берлинской стены и обострению ситуации вокруг Западного Берлина, который оставался одной из «болевых точек» мировой политики.

Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда раз­разился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную эко­номическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло ре­шение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Про­тивостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских — из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Меж­ду президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была уста­новлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.


В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициа­тивных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем

398

порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,$ млн.. человек в 1955 г. до 2,5 млн.. в 1960 г.), а также сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота). Но при этом про­должалось наращивание и совершенствование более современных видов ору­жия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистически­ми ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана советская водородная бомба.

В начале 60-х гг. внешняя политика СССР активизировалась, чему спо­собствовало появление у СССР новейшего оружия. Активизация проявилась в поддержке национально-освободительного движения и предоставлении кре­дитов развивающимся странам.

Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государ­ствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонези­ей, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

Особо доверительные отношения строились с теми из стран «третьего мира», которые были отнесены советской пропагандой к разряду «стран со­циалистической ориентации». Военная и дипломатическая помощь Вьетна­му в его борьбе за независимость, открытая поддержка Египта (вплоть до готовности послать советских добровольцев) в отражении в 1956 г. агрессии против него Великобритании, Франции и Израиля (из-за национализации Суэцкого канала), поддержка национально-освободительной войны Алжира в 1954—1962 гг. чрезвычайно повысили авторитет Советского Союза среди стран «третьего мира». СССР с большими стратегическими надеждами при­ветствовал революцию 1959 г. на Кубе, особенно после заявлений Ф. Кастро о социалистическом выборе острова Свободы, политически поддержал про­возглашение независимости 17 африканскими странами в 1960 г. («год Африки»). Рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно эко­номическую помощь. Ошибочность подобных идеологических оценок и лег­ковесных расчетов стала ясна уже в ближайшей исторической перспективе.

Мирная политика СССР проявилась в сокращении Вооруженных Сил (почти в два раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия. В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о за­прещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет и завершившиеся под­писанием договора. Вскоре к договору присоединились более 100 государств.


Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появле­нием новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили раз­витие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н. С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испы­таний ядерного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договорен­ности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского

399

Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и числен­ность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водо родного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Таким образом, в середине 50—начале 60-х гг. либерализация курса наме­тилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств при­вели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на За­паде, так и на Востоке.

1 Харизматический лидер — лидер, чьи слова воспринимаются как истина в послед­ней инстанции.

400
Глава 17. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-СЕРЕДИНЕ 80-х гг.

  • Смена политического курса и конституционное строительство

  • Противоречия экономического и социального развития

  • Международное положение

  • Правозащитное движение

  • Власть и общество накануне «перестройки». Причины экономического кризиса

Период середины 60—середины 80-х гг. в отечественной литературе оце­нивался сторонниками коммунистической перспективы как «развитой социа­лизм». В годы «перестройки» и кризиса исторической науки этот период полу­чил название «застой», что означало топтание на месте, чуть ли не движение вспять. В современных исследованиях существует всесторонняя оценка сложных и многоплановых процессов, происходивших в эти годы в различ­ных сферах общества. В этот период выделяется два этапа — 1964—1968 гг. и 1968—1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух тенден­ций — демократической и консервативной. С победой консервативной тен­денции происходит нарастание негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социа­лизма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-ко­мандной системы.

Смена политического курса и конституционное строительство. 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС был смешен со всех государственных и партий­ных постов Н. С. Хрущев. Ему были предъявлены обвинения: развал эконо­мики, принижение роли партийных и советских органов, стремление к еди­ноличному правлению.

С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации обществен­но-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство.

Должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Минист­ров были разделены. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. — Генеральным секретарем ЦК КПСС) стал Л. И. Брежнев. Именно он был одним из инициа­торов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, кон­сервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой пра­вительства назначен А. Н. Косыгин.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. Однако негативная установка существовала, и за­ключалась она в том, чтобы прекратить бесчисленные преобразования, нару­шавшие стабильность существования бюрократии. Это в свою очередь озна­чало прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии и свертывание критики «культа личности», поскольку дальнейшее развенча-

401

ние Сталина подрывало устои тоталитарной системы. Однако новый курс утвердился не сразу. Он проходил в борьбе трех направлений.

  1. Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым продолжение реформаторского курса в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В том же направлении действовал и инерционный фактор, поскольку разработка планов экономиче­ских преобразований активно велась в последние годы правления Хрущева.

  2. Л. И. Брежнев как типичный «аппаратчик» не имел определенной поли­тической платформы. Он вынужден был формировать такой курс, который обеспечил бы ему поддержку аппарата. Среди номенклатуры преобладали не только консервативные, но и просталинские настроения. Эти обстоятельства в сочетании с личными склонностями Брежнева (чуждого экстремизму) при­вели к утверждению консервативного курса. Однако даже в политической сфере этот поворот происходил сравнительно плавно, а в экономике еще не­сколько лет продолжались реформы.

  3. Более консервативный путь развития отстаивали М. А. Суслов, А. Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром полити­ческого курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и ре­форм. Однако, несмотря на ностальгию по сталинским временам, которая продолжалась и даже усиливалась на протяжении всего правления Брежнева, он сам не пошел на открытую реставрацию сталинизма.

Новые веяния в политике начались сразу же после смещения Хрущева. В ноябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС восстановил «единство» партийных, со­ветских и других органов, разделенных в 1962 г. XXIII съезд КПСС (1966) изъял из Устава партии указания о нормах и сменяемости состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Был записан лишь формаль­ный принцип систематического обновления партийных органов и преем­ственности руководства. Брежнев был «избран» уже не первым, а Генераль­ным секретарем ЦК КПСС (1968 г.). Проходившая в августе 1966 г. сессия Верховного Совета СССР «избрала» Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного.

После снятия Хрущева началась полоса тихой «реабилитации» Сталина. Все чаще не только его имя, но и образ начинает присутствовать (и даже ста­новиться центральным) в художественных произведениях, кинофильмах, ме­муарах, периодике. Хотя сталинистам не удалось добиться полной реабили­тации Сталина, сам вопрос о преодолении «культа личности» был снят. Пре­кратилась и реабилитация жертв сталинских репрессий.

Открытое выражение консервативного курса проявилось в следующих направлениях:

  • во внешней политике: «пражская весна» и ввод войск в Чехословакию;

  • в политической и культурной жизни: ужесточение цензуры и борьбы с ина­комыслием, слабые попытки протеста со стороны интеллигентов власти ис­пользовали для «закручивания гаек»;

402

  • в экономике: стала свертываться реформа хозяйственного механизма (правда, к этому были и внутренние, собственно экономические причины);

  • усилились консервативные, догматические тенденции в идеологии и об­щественных науках.

Вместе с тем жизнь требовала определенной модернизации идеологи­ческих установок. Ведь согласно новой Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии, уже в 1970 г. СССР должен был обогнать самые развитые страны мира по производству продукции на душу населения, в 1980 г. — по­строить материально-техническую базу коммунизма. К тому же разоблачение «культа личности» в период «оттепели» раскрыло ложь некоторых постула­тов, десятилетиями внушавшихся народу, и вера в «бесконечное служение» власти народу, в безусловную верность ее политики оказалась поколеблен­ной. Самый радикальный импульс, который произвела «оттепель» в обще­ственном сознании, — пробуждение мысли, зарождение критичности в отно­шении властных структур. Этот импульс еще не был полным, так как суще­ствовали факторы, сдерживающие его развитие.

Во-первых, в 60-е гг. в пору зрелости вошли поколения, просто не знав­шие иной жизни, и основные ценности системы представлялись им верши­ной общественного развития.

Во-вторых, мировоззренческая ограниченность, отсутствие адекватной информации о западной цивилизации тормозили осознание необходимости радикальных перемен и поиск эффективных путей их осуществления.

Тем не менее во второй половине 60-х гг. идеологи КПСС вынуждены были искать ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от предшествующего, столь неспокойного для системы периода. В результате была сконструирована концепция «развитого социализма» (тезис о его построении был выдвинут Бреж­невым в 1967 г.).

В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обяза­тельный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в хо­де которого предстояло добиться органичного соединения всех сфер обще­ственной жизни. Основные положения концепции:

  1. не подвергались сомнениям теоретические положения о коммунистиче­ской перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС;

  2. существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматри­вались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению его недостатков должна была способствовать политика «совер­шенствования» социализма;

  3. заявлялось о достижении в СССР равенства республик по уровню эко­номического и культурного развития и о решении национального вопроса;

  4. утверждалось положение об однородности общества и складывании новой исторической общности — советского народа;

  5. преследование инакомыслия получило идеологическое обоснование в виде официально принятого тезиса об обострении идеологической борьбы двух систем в условиях мирного сосуществования. Этот вывод явился моди-

403

фикацией известного сталинского положения об обострении классовой борь­бы по мере продвижения к социализму.

Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Д. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и пре­емник последнего — К. У. Черненко.

Сложившуюся структуру властных отношений законодательно закрепила Конституция СССР 1977 г. Еще на XXII съезде партии Н. С. Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, которая отразила бы пе­реход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государ­ства». В 1962 г. была организована Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о конституции. По­явление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию — период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму — под­вело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой конституции, отражающей и закрепляющей законодательно произо­шедшие изменения в обществе.

Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седь­мой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. В вводной части дава­лась краткая характеристика основных этапов истории страны, определялось понятие развитого социалистического общества и фиксировалось, что сло­жилась новая историческая общность людей — советский народ, который «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социа­листического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Новая Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи.

В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую систему страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики и защиты отечества.

Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической сис­темы. В статьях 2 и 3 говорилось, что государственная власть в стране осуществ­ляется народом через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР и действующие на принципах демократического централизма.

В этой главе определялась роль КПСС и общественных организаций (комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов) в государственном управ­лении. Статья 6 Конституции узаконила роль КПСС как руководящей и направ­ляющей силы советского общества, ядро ее политической системы. (Ранее же КПСС рассматривалась как высший тип общественной организации — поли­тическая организация рабочего класса.) Такого не было даже в сталинской Конституции.

Разделы II и III определяли права и обязанности граждан, их взаимоотно­шения с государством, а также структуру национально-государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе 15 Советских Социалис­тических Республик.

404

1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   48