Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2868

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел IV посвящен характеристике Советской системы (принципы дея­тельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государ­ственной власти и управления в СССР, союзных республиках и местных органах власти. Высшим органом государственной власти, правомочным ре­шать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Вер­ховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Рабо­чими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избирае­мые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства стал Совет Министров — Правительство СССР.

Последние разделы Конституции посвящены организации судопроизвод­ства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку измене­ния Конституции.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик была введена в действие со дня ее принятия — 7 октября 1977 г.

По новой Конституции структура государства оставалась прежней: Вер­ховный Совет СССР, собиравшийся ежегодно на сессии, был высшим зако­нодательным органом, депутаты советов разных уровней (от сельских до Вер­ховного) как бы представляли интересы всех слоев общества. Руководство экономикой осуществлял Совет Министров, из ведения которого практиче­ски были изъяты вопросы культуры, гуманитарных наук, образования и под­чинены идеологическому отделу ЦК партии.

С конца 60-х гг. Председатель Совета Министров становился лишь «глав­ным хозяйственником», но не официальным главой исполнительной власти. Функции представительства страны за рубежом с начала 70-х гг. перешли к Генеральному секретарю, который, таким образом, де-факто был признан главой Советского государства.

Происходило сращивание высшей власти партийной номенклатуры с командованием Вооруженных Сил: министр обороны входил в Политбю­ро, ранг первого секретаря обкома партии приравнивался к воинскому зва­нию генерала.

В развитии общественно-политической жизни прослеживались две тен­денции: демократическая и антидемократическая. С одной стороны, в 70—на­чале 80-х гг. интенсивно росла численность общественных объединений (проф­союзы, комсомол, народный контроль, организации технического творчества и т. д.). С другой стороны, все массовые объединения находились под контро­лем партийных организаций. Деятельность общественных структур создавала иллюзию участия в управлении широких масс населения.

Общественные объединения из представителей различных категорий на­селения действовали при местных Советах. Но выборы в Советы, социаль-

405

ный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и ин­теллигенции определялось партийными органами.

Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Закономерным явлением стало ее руководство экономикой. К началу 80-х гг. постепенно сложилась система «партия — государство», которая сохранила преемственность властным ин­ститутам, порожденным Октябрьской революцией и окончательно оформив­шимся в 30-е гг. Важнейшими аспектами этой преемственности были:

  • отрицание принципа разделения власти;

  • отсутствие парламентаризма;

  • политический монополизм;

  • превращение партийных структур в надгосударственные.

Тезис об общенародном государстве, получивший хождение с 1966 г. и конституционно оформленный в 1977 г., был не более чем декларацией. Партийные и государственные органы «исполнительной» власти фактически командовали и Советами, и судом, диктуя ему, кого и как судить, предрешая до суда содержание судебных приговоров.

Членство в партии превратилось для граждан в необходимое условие для служебного продвижения, вплоть до приобщения к партийной номенклату­ре — привилегированному руководящему слою социалистического обще­ства. Интриги, чинопочитание, угодничество, готовность безоговорочного выполнения распоряжений вышестоящего начальства формировали особый тип беспринципного партийного функционера периода «застоя».

Номенклатура — высший слой партийного, советского, хозяйственного, общественного и союзного, областного и республиканского звена — была тем господствующим слоем, который правил страной. Она обеспечила себе тща­тельно маскируемые материальные привилегии: персональные дачи, маши­ны, квартиры, заграничные поездки в составе разнообразных делегаций, продовольственные пайки, спецраспределители промышленных товаров, улучшенное медицинское обслуживание и т. д. Бесконтрольность и всевлас­тие приводили к тому, что в некоторых регионах (особенно в Средней Азии, на Кавказе и в Москве) происходило прямое сращивание целых звеньев партийного и государственного аппарата с теневой экономикой, уголовными элементами. И это все — на фоне трескучей пропаганды успехов во всех сфе­рах, непрерывных юбилеев, массовых награждений и т. п.

Данные явления были возможны лишь в системе, в которой партийно-го­сударственный аппарат обладал всевластием и стоял над Конституцией. Фак­тически решения высших партийных органов всегда имели приоритет над за­конами. Совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР официально ставились наравне с законодательными и включались в свод за­конов СССР. Законы попирались и неофициальными решениями, устными указаниями номенклатуры — так называемым «телефонным правом». Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенк­латуры полностью возобладали над государственными и общественными инте­ресами.

406

Естественным продолжением процессов морального разложения общества явился рост преступности, особенно хищений и взяточничества. По прибли­зительным оценкам, капиталы теневой экономики на рубеже 70—80-х гг. до­стигали 70—89 млрд. руб. Преступность в обществе быстро росла. Однако офи­циально широко распространялся тезис о ее сокращении.

Власти не случайно закрывали глаза на эти процессы. Взятки и хищения затронули практически все уровни партийно-государственного руководства. Происходило сращивание деятелей теневой экономики и представителей но­менклатуры, т. е. шло формирование организованной преступности («мафии»). Только среди разоблаченных коррумпированных руководителей оказались зам. министра внешней торговли Сушков, Первые секретари ЦК КП Узбеки­стана Рашидов и Усманходжаев, зам. предсовмина Молдавской ССР Вышку, ряд министров и первых секретарей обкомов республик Средней Азии и Ка­захстана.

Партийные съезды проходили под знаком парадности — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, но шагов для их решения не предпринималось, лишь громче и громче говорилось о мнимых успехах и до­стижениях. Намечались меры «совершенствования» хозяйственного меха­низма, которые не устраняли чрезмерной централизации и командно-при­казных методов управления. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике и обществе не осознавалось руководством страны.

70—80-е гг. отмечены прочной стабилизацией элиты и прекращением ее пополнения извне, превращением в достаточно замкнутую привилегирован­ную касту. Достигнутая «стабильность» руководящих кадров не стимулировала реформы и нововведения во всех сферах жизни. Политический консерватизм углублялся по мере старения облеченных властью руководителей. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро был 71 год. Ядро правящей верхушки составляли: Л. И. Брежнев — Генеральный секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косы­гин — Председатель Совета Министров СССР (до 1980 г.), затем — до 1985 г. — Н. А. Тихонов, М. А. Суслов — секретарь ЦК по идеологии (до 1982 г.).

Процессы, происходившие в идеологической, да и в иных сферах обще­ства, обусловлены изменениями в реальных механизмах власти, в соотно­шении сил в партийной верхушке. Основной тенденцией здесь было неук­лонное укрепление личной власти Брежнева. В первые годы после прихода к власти он вынужден был считаться со своими соратниками по смещению Хрущева и даже лавировать. Но уже с конца 60-х гг. эти лидеры в результате тонкой закулисной игры Брежнева один за другим без особого шума оказыва­ются на пенсии или же на явно второстепенных постах. Такая участь постигла Семичастного, Шелепина, Воронова, Шелеста, Подгорного и др. В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической сцене ос­тались лишь Ю. В. Андропов и Д. Ф. Устинов. «Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропет­ровске (так называемая «днепропетровская мафия»). Среди них были А. П. Ки­риленко и К. У. Черненко (ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро),

407

Н. А. Щелоков (министр внутренних дел), Д. А. Кунаев (Первый секретарь ЦК компартии Казахстана) и многие другие.

В отличие от Сталина и даже Хрущева Брежнев с осторожностью пользо­вался властью. Более того, он и вовсе предпочитал бездействовать, если сталкивался со сложной, трудноразрешимой проблемой, а такцх проблем ста­новилось все больше. Его «слабостью» было коллекционирование титулов, на­град и принятие неприкрытой лести. Сначала, возможно, все это использова­лось для укрепления власти «молодого» Генсека, но затем быстро преврати­лось в самоцель. Кампания по возвеличиванию Брежнева началась с конца 60-х гг., но набрала обороты лишь в следующем десятилетии. В 1973 г. прини­мается специальное постановление о методах «по повышению авторитета» вождя. Телевидение было обязано показывать Брежнева и остальных членов Политбюро в соотношении 3 : 1. В июне 1977 г. он стал Председателем Пре­зидиума Верховного Совета СССР. Он награждается пятью звездами Героя Советского Союза и Социалистического Труда, орденом Победы, восемью орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, становится лау­реатом Ленинской премии мира и Ленинской премии по литературе (за три­логию «Малая земля», «Возрождение», «Целина»).

Относившийся с некоторым пренебрежением к хозяйственникам, Брежнев стремится укрепить свой союз с военными. К 30-летию Победы он получил звание генерала армии, а год спустя — Маршала Советского Союза. Являясь Председателем Совета обороны, он, по крайней мере формально, возглавлял весь военно-промышленный комплекс страны.

Публичные, переходящие все мыслимые и немыслимые границы славо­словия в адрес вождя («лично дорогого товарища Леонида Ильича Брежнева»), становились все более оглушительными, по мере того как Брежнев становился все менее дееспособен (последствия инсульта 1976 г.). Происходило как бы воз­рождение культа личности, но уже без личности, возрождение в виде фарса: больной, с нечленораздельной речью Брежнев в действительности вызывал лишь стыд за страну в широких кругах населения. Явно не пользовались уваже­нием и деятели ЦК с их откровенным подхалимажем перед Генсеком.

Параллельно с этим шло моральное разложение общества. В нем как бы легализовались двойная мораль, двойные стандарты жизни — официальные и реальные. Пример подавал сам Генеральный секретарь, который в частных разговорах признавал нормальной и теневую экономику, и взятки чиновни­ков. Сам Брежнев давал и «образцы» кадровой политики. На ответственные посты, как уже отмечалось, он назначал главным образом своих близких или лиц, преданных ему лично. По свидетельству Шелепина, «под» родственни­ков Брежнева создавались не только посты, но и целые министерства. Неуди­вительно, что протекционизм, семейственность в 70—80-е гг. пронизали все общество. Естественным спутником этих процессов явилась коррупция, ко­торая при Брежневе приняла значительные размеры.

Разложение руководящих кадров партии и государства, происходившее на глазах миллионов простых граждан, вело не только к падению престижа власти и представляемого ею общественного строя, но и вызывало со-

408

циальную апатию, распространение пьянства. Очевидный для всех маразм высших властей, не способных к управлению страной, коррупция и семей­ственность в высших эшелонах власти — все это вызывало у советских людей политическую апатию и насмешки, находившие выражение в анекдотах.

Таким образом, в середине 60—начале 80-х гг. происходит поворот от либе­ральной политики к консервативной, который сопровождается укреплением командно-административной системы.

Противоречия экономического и социального развития. Реформы и реоргани­зации в экономике конца 50—начала 60-х гг. не привели к позитивным сдвигам в народном хозяйстве, которое по-прежнему носило экстенсивный характер:

  • падали темпы экономического развития;

  • замедлялся рост национального дохода;

  • снижалась производительность труда;

  • росло незавершенное строительство;

  • производились изделия, не находившие сбыта, и т. д.

Реформы Хрущева показали, что одним администрированием (переходом с отраслевого на территориальный принцип управления, созданием новых организационных структур) достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Возникала необходимость иных, экономических методов руко­водства. И, хотя господство коммунистической партии делало невозможным переход к действительно рыночной экономике, идея о дополнении партий­но-административных рычагов экономическими стимулами получала все большую популярность.

Осуществлению экономической реформы предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискус­сии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Эти идеи были расценены как несвоевре­менные, тем не менее в реформу были заложены некоторые принципы ры­ночной экономики (прибыль, хозрасчет).

Сложились два взгляда на пути реформирования экономики:

    • продолжение приоритетного развития сельского хозяйства, а затем — тяжелой промышленности (J1. И. Брежнев);

    • ориентация на развитие легкой промышленности (А. Н. Косыгин).

В 1965 г. началось проведение новой административной централизации, упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств. Были созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Гос­комитет по науке и технике). Предприятия получили некоторую автономию.

Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС. Мартовский пленум сосредоточил внимание на меха­низмах управления сельским хозяйством:

  • установлен новый порядок планирования: главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в пла­нировании и руководстве сельскохозяйственным производством, снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет;

409

  • повышены закупочные цены (кроме того, сверхплановые закупки долж­ны были производиться по повышенным ценам);

  • увеличены капиталовложения;

  • произошло перераспределение национального дохода в пользу сель­ского хозяйства;

  • начали предприниматься меры по решению социальных проблем села;

  • сокращены налоги;

  • сняты ограничения с ведения личных подсобных хозяйств.

Реформирование сельского хозяйства было продолжено в 1977—1978 гг.

в производственных объединениях: колхозах, совхозах, предприятиях пище­вой промышленности, научно-исследовательских лабораториях. В 1982 г. принимается «Продовольственная программа», которая предусматривает со­здание ЛПК — агропромышленных комплексов. Делается ставка на агропро­мышленную интеграцию — организованное кооперирование колхозов и сов­хозов с обслуживающими их отраслями промышленности. Начинается стро­ительство районных агропромышленных объединений (РАПО). В 1985 г. был создан Госагропром СССР. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство про­должало оставаться наиболее слабой отраслью экономики. Только за 15 лет страна 8 раз переживала сильнейшие неурожаи (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984 гг.). Потери происходили не только из-за природно-клима­тических условий, но и из-за плохой организации труда, чрезмерного адми­нистрирования и т. д.

Самой радикальной с 20-х гг. реформе управления промышленностью поло­жили начало решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Суть но­вовведений заключалось в том, чтобы усилить экономические рычаги и рас­ширить самостоятельность предприятий как хозяйственного звена.

В основу хозяйственной реформы положены разработки группы экономис­тов под руководством Либермана, изложенные в двух постановлениях: «Об улучшении планирования и стимулирования производства и экономики» и «О госу­дарственном производственном предприятии при социализме».

Основные положения реформы:

    • сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей;

    • в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли (создавались фонды материального стимулирования, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства);

    • провозглашался хозрасчет;

    • вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды;

    • осуществлялось финансирование промышленного строительства с по­мощью кредитов;

    • не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями.

В целом, предусматривая механизм внутренней саморегуляции, мате­риальной заинтересованности производителей в результатах и качестве тру­да, реформа не посягала на директивную экономику. Несмотря на заложен­ные в ней внутренние противоречия, реформа 1965 г. в краткосрочной перс-

410

пективе дала некоторый положительный результат: показатели выполнения VIII пятилетки (1966—1970) были положительными, особенно в сравнении с более поздними пятилетками. Но затем, в 1972—1973 гг., произошла смена экономических приоритетов.

Этот поворот объяснялся комплексом объективных и субъективных, внеш­них и внутренних причин. В частности, в связи с обострением советско-китай­ских отношений стратегическое значение приобретало освоение Дальнего Во­стока (побудившее к форсированному строительству БАМа), повышалась роль ВПК и Вооруженных Сил. В связи с повышением с начала 70-х гг. (из-за энергетического «кризиса» на Западе 1973—1974 гг., вызванного политикой нефтедобывающих стран Арабского Востока) на мировом рынке цен на нефть и энергоносители, советское руководство предпочло пойти по легкому пути, дававшему скорейший результат, — по пути экспорта сырьевых и энергетиче­ских ресурсов. Только за 70-е гг. СССР получил около 170 млрд. «нефтедолла­ров», структура его экспорта приобрела явно выраженный «колониальный характер»: в 1985 г. почти 55% приходилось на топливно-сырьевой экспорт. Но с начала 80-х гг., в связи с переходом западной экономики на энергосбе­регающие технологии, поступление «нефтедолларов» стало уменьшаться — внутренние болезни социалистической экономики стали выходить на поверх­ность (С. П. Рябикин).

В целом в экономическом развитии страны 60—80-х гг. исследователи выделяют три периода (JI. В. Жукова):

\) 1965 г.—середина 70-х гг. — попытка реализации экономического курса Либермана: начинается ускоренное строительство предприятий по выпуску товаров народного потребления. На этом этапе объем промышленного про­изводства вырос в 1,5 раза; построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский завод в Тольятти). Началось создание территориаль­но-производственных комплексов (Саянский, Красноярско-Ачинский, Чим- кентско-Джамбульский);

      • середина 70-х—1983 гг. — начало «стагнации и отдельные попытки преоб­разований». В 1972—1973 гг. приоритет перешел от легкой к тяжелой промыш­ленности. Основные средства направлялись на освоение Сибири, развитие энергетики, оборонной промышленности (производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало до 60% выпускаемой ими продукции). Начинается ввод импортного оборудования, делаются попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд);

      • 1983— 1984 гг. — попытки экономических преобразований Ю. В. Андропова. Попытка провести в жизнь «широкомасштабный экономический экспери­мент», предполагавший ослабление централизованного планирования и рас­пределения, большую свободу предприятий, повышение роли трудящихся, изменение ценообразования на уровне предприятий и регионов и т. д. В 1983 г. принят Закон о трудовом коллективе. В промышленности также делается ак­цент на создание территориально-производственных комплексов (ТПК), увязывающих добычу сырья, первичную его обработку и дальнейшую транс­портировку.

411

На рубеже 70—80-х гг. в мире начался новый этап НТР. Уровень развития страны стал определяться использованием микроэлектронной техники. По этому показателю СССР отстал от индустриальных стран на десятилетия. Росло отставание в лазерной, волоконно-оптической и других передовых тех­нологиях. Причина была не в отсутствии фундаментальных и прикладных разработок, а в неспособности и незаинтересованности административно-командной системы внедрить их в производство. От разработки опытного образца до его массового выпуска проходило 6—8 лет.

Результаты экономического развития:

  • свертывание реформ во второй половине 70—начале 80-х гг.;

  • формализация планирования;

  • физический износ и моральное старение оборудования;

  • вкладывание денег в основном в строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обусловливало большой удельный вес ручного и ма­локвалифицированного труда;

  • значительный рост военных расходов (производства с высокой технологи­ей работали на военные заказы, доля военных расходов в валовом национальном продукте составляла около 23%, что привело к большим диспропорциям);

  • значительный рост теневой экономики.

Задания одиннадцатой пятилетки (1981—1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.

В 70—начале 80-х гг. резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Рост заработной платы велся без учета реальных результатов труда ра­ботающих. Финансирование по «остаточному» принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность села медицинскими и дошкольными учреждения­ми, предприятиями бытового обслуживания.

В то же время за период с 1965 г. до начала 80-х гг. достигнуты некоторые успехи в повышении материального уровня жизни советских людей. Стали получать ежемесячную денежную оплату труда колхозники, росли пенсии и стипендии, существовала развитая система бесплатных социальных услуг (здравоохранение, образование, детские учреждения — спортивные, творче­ские и др.), ощутимые льготы устанавливались для пенсионеров, инвалидов, участников Отечественной войны. Продолжалось жилищное строительство — государственное и колхозно-кооперативное.

Неспособность властей направлять развитие социальной сферы вызывала неизбежные противоречия:

  • многочисленные трудовые почины и разные формы соцсоревнования при отсутствии стимулов превращались в кратковременные (к очередному юбилею) кампании и показуху;

  • уравниловка в оплате труда на общественном производстве пробуждала частную инициативу, так называемую «теневую экономику» в мелких ее про­явлениях: «левые» приработки, хищения на производстве («несуны») и др.;

  • недовольство людей вызывали очереди в магазинах и отсутствие разно­образного ассортимента продовольственных и промышленных товаров (де-

412

фицит). Низкое качество отечественных товаров побуждало к*погоне за им­портными (а это, в свою очередь, порождало спекуляцию);

  • росли не обеспеченные товарами и услугами денежные сбережения на­селения в сберкассах, что рассматривалось властями как показатель роста уровня жизни советских людей;

  • вызывали нарекание работа транспорта, низкая эффективность бес­платного медицинского обслуживания, качество услуг.

Все социальные проблемы в начале 80-х гг. усугубились в связи с полной недееспособностью политического руководства и трудностями во внешней политике.

Таким образом, с середины 60-х гг. в стране был проведен ряд экономи­ческих преобразований, направленных на повышение эффективности про­изводства и улучшение социальной сферы. Предприняты усилия по внедре­нию в экономику достижений научно-технического прогресса. Одновремен­но с этим продолжалось сохранение централизованных структур управления и контроля. Развитие социальной и хозяйственной жизни сдерживалось по­литическим монополизмом партийно-государственных органов.

Международное положение. Начиная с 1945 г. внешняя политика СССР осуществлялась на нескольких уровнях:

  • дипломатия советского государства как таковая;

  • взаимоотношения ВКП(б) — КПСС с зарубежными коммунистически­ми и рабочими партиями;

  • СССР — страны социалистического лагеря и остальной мир.

Соотношение этих различных аспектов внешней политики зависело от

многих факторов, и в первую очередь — от господствующих тенденций и про­тиворечий внутренней политики Советского Союза.

Наследие, которое досталось Брежневу в сфере международных отноше­ний, осложнялось следующими обстоятельствами:

во-первых, единый в прошлом социалистический лагерь находился в со­стоянии раскола из-за позиции Китая;

во-вторых, сложные отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса обострились из-за войны во Вьетнаме;

в-третьих, рост влияния СССР в странах третьего мира не приносил ожи­даемых результатов и не оправдывал колоссальных затрат.

Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в середине 60— начале 80-х гг., стала еще большая ее идеологизация. Наследники Хрущева ото­шли от его представлений о мирном сосуществовании и соревновании стран с различным общественным строем (хотя формально эта идея не отвергалась). В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронта­ции, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера (в силу самой природы капитализма). Бо­лее того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мир­ного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой фор­мой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени введена в оборот и идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем.

413

Основными задачами во внешней политике оставались:

  • устранение угрозы распада социалистической системы, ее сплочение в политическом, военном и экономическом отношениях;

  • нормализация отношений между Востоком и Западом («сосуществова­ние в сотрудничестве»). Этот курс был взят только после обострения в начале 70-х гг. конфликта с Китаем и начала сближения последнего с Соединенны­ми Штатами, когда советские руководители почувствовали возникновение новой опасности;

  • поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира». Эта политика была особенно активна (иногда перерастала в прямую интервенцию) в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР (например, Афганистан).

Советское руководство по-прежнему исходило в своей внешней политике из тезиса о радикальном изменении соотношения сил на международной аре­не, связанном с ослаблением глобальных позиций США и союзных им дер­жав. Этим в свою очередь объяснялось достижение военно-стратегического паритета СССР и США, а также рост «революционной» борьбы народов раз­вивающихся стран.

К концу 60—началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась посте­пенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Фран­ции Шарль де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписани­ем разных соглашений в 1971 г. Л. И. Брежневым и новым президентом Франции Ж. Помпиду. Советская сторона ожидала, что сближение с Фран­цией будет способствовать решению германского вопроса, который оставал­ся одним из главных. В 1969 г. федеральным канцлером ФРГ стал Вилли Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. Переговоры с Со­ветским Союзом в Москве в 1970 г. привели к заключению договора, в кото­ром страны отказывались от применения силы в отношениях между собой. Признаны послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ признает ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика раз­рядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В мае 1972 г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинен­тальных ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ).

В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и на­копления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтоже­нии. В 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировав­ший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. Подписана целая серия документов о развитии сотрудничества между СССР и США и в других областях. Летом 1975 г. состоялся совместный космический полет двух кораблей — «Аполлон» и «Союз».

414

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности u сотрудниче­ству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США и Кана­ды. Участниками был подписан Заключительный акт Совещания. Его осно­ва — Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях:

  • суверенное равенство;

  • взаимный отказ от применения силы или угрозы силой;

  • нерушимость границ;

  • территориальная целостность государства;

  • мирное урегулирование споров;

  • невмешательство во внутренние дела;

  • уважение прав человека и основных свобод;

  • равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

  • сотрудничество между государствами;

  • добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общеприня­тых принципов и норм права.

Встреча стала событием огромного международного значения. Она зало­жила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности, явилась важ­ным шагом на пути закрепления принципов мирного сосуществования и на­лаживания отношений равноправного сотрудничества между различными государствами.

Официальная пропаганда пыталась использовать это в своих целях. JI. И. Брежневу, плохо разбиравшемуся в сложных хитросплетениях меж­дународной политики и не владевшему всеми тонкостями дипломатии, в тот период советской прессой было присвоено громкое звание «архитек­тора разрядки».

И все же главное состоит в том, что в стране был создан мощнейший воен­но-промышленный комплекс. Более того, вполне следует считать предположе­ние, что существование ВПК как в США, так и в СССР было до определенно­го времени выгодно обеим сторонам. Это — и огромные военные заказы, и стабильные рабочие места. Наконец, существование «биполярного мира» на какой-то срок позволило держать в русле политики великих держав их со­юзников (В. П. Островский, А. И. Уткин).

Этой же цели служило создание в стране мощного океанского флота, ос­нащенного ядерным оружием.

Непросто складывались отношения СССР со странами социалистического содружества.

В большинстве стран Восточной Европы назревали, а в чем-то шли быстрее кризисные явления в политической и экономической жизни. Советская тота­литарная модель переставала работать и там. Однако партийно-государственное руководство СССР делало все, чтобы удержать их в своей орбите, исполь­зуя для этого родственное по духу партийно-государственное руководство стран Варшавского пакта. В случае же, когда возникала «угроза социалистиче­ским завоеваниям» и какая-то из стран грозила выпасть из сферы влияния ру­ководителей СССР, принимались и военно-политические меры.

415

В 1968 г. в Чехословакии начался процесс обновления, отказа от деформированного социализма, несшего на себе все черты сталинской модели. Ре- , формы начали часть руководителей компартии Чехословакии во главе с А. Дуб- чеком под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом». Перво­начально советское руководство приветствовало «пражскую весну». Однако вскоре в советской печати стали появляться статьи, в которых высказывались опасения, не приведет ли бурный процесс обновления в Чехословакии к от­казу от социалистических принципов. Резко негативную оценку в пропаганде получили широко использовавшиеся в чехословацкой прессе понятия «плю­рализм», «разнообразие моделей социализма», которые расценивались как отход от советской модели.

21 августа 1968 г. части Советской Армии перешли границу ЧССР. Вместе е ними были части ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Эта была агрессивная акция против суверенной страны.

В дальнейшем политика разрядки усилила антитоталитарные процессы В странах Восточной Европы. В 1970 г. произошли массовые выступления ра

Ибочих в Польше, образовался независимый профсоюз «Солидарность». Это -была первая в «социалистическом лагере» массовая общественно-политиче­ская сила, возникшая в результате не реформ «сверху», а движения самих масс и ставшая вполне реальной альтернативой коммунистической власти. Несмотря на введение в декабре 1981 г. (в момент кульминации антиправи­тельственных выступлений) военного положения, именно эта сила привела в конечном счете к падению коммунистического режима, а ее лидер J1. Вален- са стал первым в послевоенной истории президентом Польши, избранным демократическим путем.


Продолжали углубляться разногласия между руководством Советского Со­юза и Китайской Народной Республики, вызванные в основном субъективны­ми причинами.

Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех сферах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями друг друга, хотя идео­логические разногласия не должны были влиять на политическое и экономическое сотрудничество двух социалистических стран. Ситуация усугубилась i вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969 г.). Наиболее крупным из них стало вооруженное столкновение в районе о. Даманский на р. Уссури (ныне, после демаркации границы, отошедшего к Китаю). В результате этого на Дальнем Востоке и советско-китайской границе была сконцентрирована немалая часть Вооруженных Сил СССР, что объективно дестабилизировало обстановку в этом регионе.

Более того, в военно-политическом руководстве страны вызревала идея неизбежности войны с Китаем.

В мире распространялись слухи о неизбежности превентивного ядерного удара по Китаю. Сами попытки сближения с США имели цель не допустить их сближения с Китаем.

Во время кровопролитной войны США во Вьетнаме, достигшей своей кульминации в конце 60—начале 70-х гг., СССР оказал значительную военно-

416

техническую, материальную помощь Демократической Республике Вьетнам, подвергшейся массированным бомбардировкам американской авиации.

Итак, если период 60—середины 70-х гг. был отмечен значительной меж­дународной активностью, то с конца 70-х до конца 80-х разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. Развитие событий пошло по пути нагнета­ния страха, уничтожения доверия, подрыва достижений разрядки. Обостре­ние отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом гонки вооружений.

Одной из причин обострения международной напряженности явилась политика, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» США и СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооруже­ний в конечном итоге и саму возможность ядерной войны. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это изменяло в пользу СССР стратегический ба­ланс сил между Востоком и Западом. Нарастало и противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после

ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Спецчасти КГБ захватили дворец X. Амина, президента Афганистана, до­статочно лояльно настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к Китаю. Амин был убит. Посаженный с советской помощью президент Б. Кармаль одобрил ввод советских войск соответствующим «приглашени­ем». Такое непродуманное решение было принято лишь несколькими члена­ми советского руководства во главе с Брежневым. Об этом даже некоторые члены правительства узнали из газет, не говоря уже обо всем народе. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганиста­не. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

По официальным данным (которые предстоит изучить и подвергнуть тщательной проверке), в этой необъявленной войне погибло более 15 тыс. со­ветских солдат, 35 тыс. было ранено, более 300 пропали без вести или попали в плен. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

Участие Советского Союза в Афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со стра­нами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ра­тифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Таким образом, внешняя политика Советского Союза в 1965—1985 гг. прошла непростой путь — от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) к разрядке международной напряженности (70-е гг.) и от нее — к новому обострению международных отношений (в конце 70—начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. Глав­ной причиной этого явились не только взаимное недоверие между Востоком и Западом, продолжение гонки вооружений, но и крайняя идеологизация внешней политики.

417

Правозащитное движение. Кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии его духовной сферы. Конец 60—начало : 70-х гг. — время нарастания различных форм сопротивления, наиболее ради­кальная из которых — диссидентство.

Другие, менее активные формы несогласия — участие в обществах защи­ты природы или религиозного наследия, создание нонконформистской лите­ратуры без всякой надежды на публикацию, отказ от карьеры. Были попытки создать независимые профсоюзы, но они окончились неудачей, объединени­ем в их рядах лишь несколько сот человек. Забастовочное движение также было еще совсем малочисленным. Недовольство рабочих проявлялось глав­ным образом в пассивных формах сопротивления — прогулы, низкое каче­ство производимой продукции, алкоголизм, текучесть кадров и т. д.


Движение диссидентов, или инакомыслящих, оценивается в историче­ской литературе неоднозначно, несмотря на очевидную связь этого явления с победившим демократическим режимом. В. Соловьев и Е. Клепикова (быв­шие диссиденты) и целый ряд историков считают, что это движение было больше западным мифом, чем реальным течением среди интеллигенции. Противоположная позиция заключается в том, что это движение сыграло ре­шающую роль в создании условий для перехода советского государства на путь перестройки и реформ. Значение этого явления состоит не в практиче­ской деятельности, которая действительно была минимальна, а в реальном раскрепощении сознания интеллигенции, которая разворошила почву для формирования антисоветских течений.

Советское инакомыслие имело давние традиции, формировавшиеся еще в довоенный период, когда существовала критически мыслящая старая рус­ская интеллигенция, возникали оппозиционные течения в ВКП(б) и анти­сталинское сопротивление большевиков-интеллигентов. В 40—50-х гг. раз­вилась писательская фронда, брожение в среде творческой интеллигенции. Однако началом диссидентского движения принято считать демонстрацию на Пушкинской площади г. Москвы 5 декабря 1965 г. К этому времени сфор­мировались группы инакомыслящих, пытавшихся распространить идеи ли­берализации общества и углубления частичной десталинизации страны, на­чатой XX съездом КПСС.

Первые годы брежневского руководства положили начало репрессиям про­тив инакомыслящих. Арест писателей А. Синявского и Ю. Даниеля и суд над ними активизировали движение протеста против нарушений прав человека. Возникновение симптомов возможной реабилитации сталинизма вызвало появление «письма 25-ти». В партийной печати антисталинскую линию проводили А. Е. Бовин, Л. А. Карпинский, Г. X. Шахназаров, Г. А. Арбатов, Ф. М. Бурлацкий, В. Я. Ядов, О. В. Лацис. Активно выступали инакомысля­щие социалистической ориентации А. В. Снегов, П. Якир, П. Литвинов, Рой и Жорес Медведевы, П. Абовин-Егидес и др. Большую известность получили произведения А. Солженицына, В. Шаламова, С. Газаряна, В. Олицкой, М. Байтальского, Е. Гинзбург и других авторов — жертв сталинских репрес­сий неосталинского характера.

418

Поскольку организационные структуры движения отсутствовали, то ос­новой его консолидации стала самиздатовская работа по распространению публицистических и художественных произведений, критикующих совет­скую действительность и разоблачающих сталинизм. В 1969 г. была создана первая собственно-правозащитная организация «
Инициативная группа защи­ты прав человека в СССР», в которую вошли Т. Великанова, И. Горбаневская, С. Ковалев, А. Лавут, А. Левитин-Краснов, Ю. Мальцев, Г. Подъяпольский, Т. Ходорович, А. Якобсон, Г. Алутин, Л. Плющ. Группа просуществовала до 1973 г., когда были арестованы ее лидеры П. Якир и В. Красин. В 1970 г. был создан Комитет по правам человека в СССР во главе с учеными В. Чалидзе, А. Твердохлебовым, А. Сахаровым, И. Шафаревичем. Активизация движения вызвала новые репрессии властей, применивших особый вид заключения — психиатрическую клинику. Часть инакомыслящих была насильно выслана из страны. В 1972—1973 гг. наступил кризис движения, что потребовало перехо­да к подпольной работе.

В связи с подготовкой к Хельсинскому совещанию по безопасности и со­трудничеству в Европе в СССР наступило известное потепление в гуманитар­ной области. Лидеру правозащитников академику А. Д. Сахарову была присуж­дена Нобелевская премия мира, что стимулировало это движение. В новую организацию диссидентов «Московская Хельсинская группа» вошли Л. Алексее­ва, М. Берншта, Е. Боннэр, А. Гинзбург, П. Григоренко, А. Корчак, М. Ланда, А. Марченко, Ю. Орлов, В. Рубин, А. Щаранский. Группы «Христианский коми­тет защиты прав верующих в СССР», «Право на эмиграцию», «Выборы-79» и многие другие стремились охватить как можно большее число граждан, недо­вольных существующей политической системой СССР. Деятельность срав­нительно немногочисленных групп популяризировалась радиопередачами радиостанций «Голос Америки», «Немецкая волна», «Радио «Свобода» и дру­гими зарубежными средствами массовой информации, а также правитель­ственными структурами западных стран. В самом движении начались про­блемы и противоречия, связанные с тем, что в него начали проникать люди, пытавшиеся использовать правозащитную деятельность как средство нажи­вы за счет получения долларовой помощи.

В начале 80-х гг. власти провели массовые репрессии против диссидентов и практически ликвидировали движение, невзирая на протесты мировой об­щественности. Несмотря на поражение, диссидентское движение не прошло бесследно для будущего страны и политической системы. Было создано но­вое информационное поле для интеллектуальной деятельности, в обществе возникло понимание необходимости перемен. Новые кадры партийных ре­форматоров во главе с М. С. Горбачевым, А. Н. Яковлевым начали так назы­ваемую «перестройку» общества, его демократизацию и либерализацию. Были амнистированы ведущие деятели оппозиции, возвращен из ссылки А. Д. Сахаров. Легализованное движение уже не носило правозащитный ха­рактер, а трансформировалось в зародышевые антисоветские политические организации — клубы, платформы в КПСС, народные фронты и т. д. Новые неформальные организации активно включились в процесс создания новой