Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2869

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


419

многопартийной политической системы. Большая часть бывших диссиден­тов заняла антикоммунистические позиции (С. Ковалев, Г. Якунин), мень­шая — сохранила социалистические идеалы и вошла в организации социал-демократического толка (Р. Медведев, П. Абовин-Егидес).

Значение правозащитного движения 70—80-х гг. заключается не только в политической деятельности его участников. Из его среды вышли мастера искусств — И. Бродский, М. Ростропович, А. Тарковский, Э. Неизвестный и дру­гие, не желавшие жить под опекой государства.

Таким образом, правозащитное движение — это особое явление в полити­ческой и культурной жизни страны, наиболее радикальная форма общест­венного протеста. Зародившись в условиях идеологического контроля, в но­вых исторических условиях оно активно включилось в процесс создания но­вой многопартийной системы.

Власть и общество накануне перестройки. Причины экономического кризиса. Малоэффективная командно-административная система государственного управления СССР к началу 80-х гг. оказалась в кризисном состоянии. Это ощущалось не только политически активными слоями советского общества, прежде всего интеллигенцией, молодежью, которые все более сочувственно относились, например, к диссидентскому движению, выдвигавшему требова­ния проведения демократических реформ в государстве, но и самими правя­щими кругами.

К пониманию необходимости кардинальных преобразований общество подводили такие кризисные явления, как падение темпов экономического роста до уровня простого воспроизводства (около 2% годовых) и параллель­ный быстрый рост «теневой экономики», проникавшей во все сферы хозяй­ственной жизни; неспособность громоздкого партийно-государственного аппарата управления обеспечить выполнение все более грандиозных про­грамм социально-экономического развития страны — на фоне погружения в несостоятельность и коррупцию системы управления на всех уровнях; все более явное несоответствие провозглашаемых партией лозунгов и принципов сложившимся реалиям и т. д.

Эти явления были в значительной степени усугублены социально-эконо­мическим кризисом. Причины кризиса:

  • обострившееся противоречие между колоссальным промышленным потенциалом СССР и экстенсивным характером его развития;

  • в связи со снижением рождаемости и ростом образовательного уровня населения произошло резкое сокращение притока в производство новой ра­бочей силы (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области);

  • перемещение сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Си­бири вызвало увеличение затрат на добычу и доставку природных ресурсов;

  • увеличение территории промышленных объектов привело к сокращению пахотного клина;

  • снижение с начала 80-х гг. на мировом рынке цен на нефть и энергоно­сители уменьшило количество поступающих в страну нефтедолларов.


420

Рост понимания необходимости реформ в советском обществе в значи­тельной мере происходил на фоне относительно успешных рыночных пре­образований экономики в Венгрии, необычайно мощного социально-по­литического кризиса начала 80-х гг. в Польше. Война СССР в Афганистане, начавшаяся в 1979 г., усугубила экономический, социально-политический кризис, явилась одним из катализаторов начала процесса реформирования в СССР.

В период правления Ю. В. Андропова предпринимаются первые попытки вывода страны из углубляющегося кризисного состояния путем укрепления ответственности и дисциплины прежде всего всех звеньев аппарата управле­ния страной, без какого бы то ни было изменения самой социально-эконо­мической и политической системы.

За пятнадцать месяцев (ноябрь 1982 г.—февраль 1984 г.), по опублико­ванным данным, было сменено 18 союзных министров и приравненных к ним лиц и 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных рес­публик. За аналогичный предшествующий период было сменено лишь 13 пер­вых секретарей.

Новый советский руководитель по своим личностным качествам отличался от Брежнева. Его характеризовали относительно более высокий уровень куль­туры, профессионализм, личная скромность. Однако Андропов был продуктом своей системы и социальной среды.

Андропов был приверженцем жесткого, авторитарного стиля, командно- силовых методов руководства. Все эти качества, включая нетерпимость к инакомыслию, проявились на различных этапах его политической карьеры: в 1956 г., когда не без участия советского посла Андропова советскими войс­ками было подавлено восстание в Венгрии; при подавлении «пражской вес­ны» 1968 г.; при принятии решения о вводе войск в Афганистан в 1979 г., ког­да слово председателя КГБ было среди самых весомых. Андропов имел отно­шение к введению военного положения в Польше в 1981 г., а в 1983 г., будучи Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Верховного Совета СССР, он окончательно свернул политику «разрядки», прервав переговоры по вопросам ограничения ядерных вооружений в Европе.

Критическая позиция Андропова в отношении наследия брежневского ру­ководства была позицией не противника системы, а сторонника ее укрепления и модернизации. Жесткий, конструктивный настрой Андропова, сменивший атмосферу благодушия и самовосхваления на фоне углублявшегося кризиса, встряхнул общественное сознание.

Впервые за многие годы руководитель партии и государства поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма в своей статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строитель­ства в СССР». Андропов предостерег «от возможных преувеличений в понима­нии степени приближения страны к высшей фазе коммунизма», признавая на­личие в социалистическом обществе противоречий и трудностей. Однако для решения многочисленных проблем Андропов смог за свое краткое пребывание на посту Генерального секретаря предложить лишь один давно испробованный



421

рецепт — «повести борьбу против любых нарушений партийной, государствен­ной и трудовой дисциплины».

Решительные меры по наведению порядка и дисциплины в стране, хотя и выходящие за рамки конституционных норм, встряхнули страну, погрузив­шуюся в спячку застоя, вызвали симпатии к энергичному руководителю, по­родили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Андропова и избрание в феврале 1984 г. Генеральным секретарем уже полно­стью недееспособного К. У. Черненко (1911—1985) вызвали в обществе про­тиводействие и апатию. Страна находилась в кризисе, который могли предот­вратить только радикальные перемены.

422
Глава 18. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985-1991)

  • Понятие «перестройка»

  • Изменения в общественно-политической жизни государства

  • Складывание многопартийной системы

  • Начало экономических реформ

  • Внешнеполитическая деятельность правительства

  • Кризис перестройки и распад Союза

Понятие «перестройка». Под воздействием перестройки произошли значи­тельные идеологические, политические, экономические, социальные пере­мены, изменившие сверху донизу совокупность государственных и экономи­ческих структур, утвердившихся после Октября 1917 г. в России. У полити­ков, ученых и публицистов существуют различные точки зрения на этот процесс. Одни видят в перестройке контрреволюционный переворот и пре­дательство по отношению к Октябрю и социализму; другие — возможность развития России в русле мировой цивилизации; третьи — наступление «смут­ного» времени и гибель огромной страны; четвертые — возможность возврата на естественно-исторический путь, прерванный в 1917 г.

Традиционной остается позиция, объясняющая все беды России всемир­ным заговором сионистов и империалистов, давно вынашивавших планы ликвидации супердержавы. В научной и публицистической литературе эти и другие точки зрения представлены с разной степенью доказательности. Разной, потому что искать их в литературе, сложившейся в процессе пере­стройки, неоднократно менявшей свои цели и задачи, неблагодарное заня­тие. К тому же результаты перестройки во многом не совпали с первоначаль­ными замыслами ее творцов.

По мнению исследователя С. Г. Могилевского, нынешняя временная дистанция и процессы, последовавшие за окончанием перестройки, позво­ляют говорить, что это событие равно по своей значимости Октябрю. Основ­ное содержание перестройки — социальная революция, в центре которой на­ходятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений.

Перестройку можно определить как попытку сохранить административ­но-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных от­ношений, не затрагивая коренных основ политического строя (А. Ю. Днеп­ре вой).

Перестройка имела серьезные
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   48

предпосылки.

1. Объективные:

  • стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;

  • политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в сращивании партий­но-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и пре-

423

ступностью, что привело к формированию в середине 80-х гг. устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках;

подталкивали к переменам апатия и негативные явления в духовной сфере общества.

2. Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х—начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых политиков (М. С. Горбачев, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества.

Перестройка вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера. Как и для всех модернизаций в России, переход к ней оказался вынужденным.

В истории перестройки в широком смысле этого термина некоторые ис­следователи выделяют четыре периода:

  1. с марта 1985 г. по январь 1987 г. — проходящий под лозунгом «больше социализма»;

  2. 1987—1988 гг. — «больше демократии»;

  3. 1989—1991 гг., ставшие периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки;

  4. Августовский путч и отстранение от власти М. С. Горбачева, резкое из­менение соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группиро­вок, приход их к власти и начало соединения идейно-политической револю­ции с радикальными антисоциалистическими преобразованиями. Октябрь­ские события 1993 г. завершили перелом в истории России. Несмотря на их насильственный, кровавый характер, эти события можно считать концом четвертого этапа перестройки, но уже без активного участия ее главного ар­хитектора и многих его сторонников.

Однако большинство исследователей полагают, что четвертый этап следу­ет рассматривать в рамках 1990—1991 гг., указывая при этом на его кризис. Основные события четвертого периода: колебания Горбачева в сфере эконо­мики, ГКЧП и распад Союза.

Изменения в общественно-политической жизни государства. В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. До настоящего времени нет полной ясности относительно деталей и обстоя­тельств этого избрания. Версии об альтернативных кандидатурах, обсуждав­шихся в узком кругу «партийных старцев», еще не нашли своего подтвержде­ния. Как бы то ни было, избрание Горбачева — самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства — свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему.


Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по суще­ству, о начале политики перестройки. На этом партийном форуме был дан об­щий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения

424

хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застыв­шего политического режима. По своей сути начатые преобразования не за­трагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.

Провозглашенный курс с самого начала не был подкреплен четко разра­ботанной программой преобразований. Поэтому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название «перестройка». Тер­мин «ускорение» быстро исчез из официальной лексики. Следует отметить, что термин «перестройка» не был новым в партийном языке, он широко при­менялся партийной номенклатурой в 20—30-е гг. для обозначения сталин­ской внутрипартийной кадровой политики, направленной на очищение партийных рядов от социально и идейно чуждых элементов. Тем не менее следует констатировать, что стратегия «перестройки», сформулированная впоследствии в различных документах ЦК КПСС, съездов народных депута­тов, работах авторитетных ученых и политиков, приобрела достаточно широ­кое признание в советском обществе и за рубежом. Этому способствовало главным образом то, что, несмотря на существенные недостатки, половинча­тость, непоследовательность реформаторской политики, под перестройкой понимался весь комплекс перемен в советском обществе, а максимально рас­плывчатая формулировка данного явления позволяла каждому понимать его по-своему и, что особенно важно, принимать самым широким слоям населе­ния, включая консервативные круги.

Не имея достаточного представления о конечных целях и тем более о пу­тях и методах преобразований