Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2858

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • более полная загрузка имеющихся производственных мощностей;

  • рационализация и механизация производства;

  • повышение качества продукции;

  • активизация «человеческого фактора».

Новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы. Введение госприемки вело к увеличению управленческого аппарата, росту материаль­ных затрат. Старое оборудование увеличивало аварийность.

431

Одним из показателей состояния экономики и царившей в ней бесхозяй­ственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытания турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков атомной электростанции. Информация об аварии не сразу стала до­стоянием населения и мировой общественности. Это явилось одной из при­чин глобального характера последствий катастрофы.

Первые годы перестройки показали, что радикальных перемен невозмож­но достичь без глубоких преобразований экономики и политической систе­мы. Существовали две альтернативы развития СССР:

  1. опыт, основанный на примере Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа;

  2. осуществление демократизации и экономических реформ одновре­менно.

Горбачевым и его ближайшим окружением был избран второй вариант развития. Январский Пленум ЦК КПСС (1987) выдвинул идею демократиза­ции общественной жизни. Разработана программа перестройки внутрипар­тийной жизни, и намечены основные направления политических преобразо­ваний в стране в целом.

Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в эко­номике. Провозглашен переход от административных к экономическим ме­тодам руководства народным хозяйством.

Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации. Однако в условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, со­хранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с остав­шейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики.

Предпринимались попытки упразднения некоторых министерств и ве­домств, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все при­нятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполня­лись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продо­вольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.


Кроме того, к этому времени стали давать сбои две кампании, разверну­тые по всей стране: борьба с пьянством и алкоголизмом и борьба с нетрудовыми доходами. Определив, что это зло губительно действует на обстановку в стра­не, на социально-психологическое состояние общества, встретив на первых порах значительную поддержку населения, политическое руководство не учло, что бюрократический стиль проведения в жизнь намеченных мероприя­тий может привести к побочным последствиям, которые не улучшат обста­новку. И действительно, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них без насыщения рынка продукцией, на которую можно было бы потратить освободившиеся в семьях средства, привели к росту спе-

432

куляции спиртным, самогоноварения, «сахарному» буму. B борьбе же с не­трудовыми доходами оказался реально задет слой людей, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках, в то время как воротилы «теневой экономики», связанные с коррумпированной частью аппарата, по-прежнему процветали.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отно­шений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.

Экономическая реформа (в основу которой были положены разработки Абалкина, Заславской, Бунича и др.) предполагала:

  • сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством;

  • расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинан­сирование;

  • постепенное возрождение частного сектора;

  • отказ от монополии внешней торговли;

  • интеграция в мировой рынок;

  • расширение форм хозяйствования на селе.

О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательстве говорилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 г.).

На рубеже 80—90-х гг. были разрешены индивидуальная трудовая дея­тельность и создание кооперативов по производству нескольких видов това­ров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлага­лись обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного разви­тия и размеров государственного заказа. Предприятия получили возмож­ность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсут­ствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения.



Принятие Закона «Об общих началах предпринимательства в СССР» и по­становления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» (1990 г.) должно было содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринима­тельства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, со­здание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубеж­ными фирмами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производ­ства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Негосудар­ственный сектор — в коллективах и частных формах — получал все большее распространение в экономике.

433

Несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившие название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них — «Программа 500 дней» — была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватиза­цию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позво­лила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка кото­рого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе этой комиссии принимал глава правитель­ства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова — J1. И. Абалкина предполага­ла сохранение на более длительный срок государственного сектора в эконо­мике, а также контроль со стороны государства над складывающимся част­ным сектором.

Реформирование экономики не было доведено до логического конца и имело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. наме­чается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищ­ная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета — к первым массовым забастовкам рабочих.


Таким образом, реформирование экономики в период перестройки не привело к значительным позитивным результатам. Сказалось сильное влия­ние старых, традиционных отношений системы социализма, а также непо­следовательность и осторожность в действиях реформаторов.

Внешнеполитическая деятельность правительства. В период перестройки произошли позитивные перемены во внешней политике СССР. В многочис­ленных выступлениях советского Президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаи­модействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношении с некоторыми государствами, в частности с Ки­таем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфлик­тов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассам­блеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию внешней поли­тики. Концепция нового политического мышления предусматривала:

  • отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические сис­темы;

  • отказ от силовых методов решения международных проблем;

  • отказ от принципов пролетарского интернационализма;

  • переосмысление современного мира и проведение политики с позиции общечеловеческих ценностей.

434

Таким образом, начался медленный отход от идей «мировой революции». Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принци­пов межгосударственных отношений. Были выдвинуты важнейшие внешне­политические инициативы в области разоружения, начались переговоры по наиболее острым проблемам международной жизни.

В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе. Основными направлениями внешней политики стали:

  1. нормализация отношений Восток—Запад через разоружение;

  2. разблокирование региональных конфликтов;

  3. тесные экономические и политические международные контакты.

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. Совет­ско-американские переговоры. В подписанном президентами двух стран доку­менте констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расшире­нии отношений двух стран.


Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности Указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Обновленные подходы к решению международных вопросов явились ос­новой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг. состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рей­ганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обе­им державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июне 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступатель­ных вооружений (СНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в правящих кругах обеих стран. По мнению мно­гих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи СССР и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудниче­ства. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Евро­пы — Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном с ними освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР с государствами Вос­точной Европы. В результате исторического развития начиная с 40-х гг. стра­ны СЭВ оказались в значительной степени оторваны от сложных реальностей мирового рыночного хозяйства и ориентировались на натуральный обмен. В сфере духовной, несмотря на лозунги о взаимовлиянии культур, многие

435

лучшие достижения культур народов Восточной Европы упорно замалчива­лись в СССР, и наоборот. В сфере политической приоритетным для восточ­ноевропейских стран считалось следование в русле политических установок, предлагаемых СССР. Конечно, абсолютного единообразия достичь так и не удалось. Конфликты с Югославией и Албанией, подозрительность к процес­сам изменения общественного сознания в восточноевропейских странах — все это существовало в реальности. В то же время миллионы людей в СССР привыкли думать о странах Восточной Европы как о надежных военно-политических и экономических союзниках. Отсутствие полноты информации приводило к тому, что вооруженные акции руководства партии и государства, направленные против массовых выступлений в странах Восточной Европы, воспринимались как вполне закономерные. Так было в Берлине в июне 1953 г., в Будапеште в ноябре 1956 г., в Праге в 1968 г.