Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2855

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй половине 80-х гг. происходит нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни СССР и восточноевропейских стран. Неуклонное падение доверия к руководству, политическая слабость правящих партий, несмотря на их значительную формальную численность, низкая эффективность экономических структур, их невосприимчивость к научно-техническому прогрессу, нарастание оппозиционных настроений в народных массах — все это означало объективную слабость существования политических режимов. Главным лозунгом антитоталитарных движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократических свобод и борьба за права человека.

СССР на этот раз не стремился подавить силой антикоммунистические массовые движения в Восточной Европе. Если бы подобные действия были начаты, то они могли бы с большой долей вероятности привести к новой ми­ровой войне. Именно этот аспект политики, связанной с именем М. С. Гор­бачева, стал основным при присуждении ему Нобелевской премии мира (1990 г.).

Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно при­вел к прекращению деятельности таких структур, как Организация Варшав­ского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи. В то же время ни М. Горбачев, ни правительство СССР не смогли предугадать, что эти события приведут к нарушению сложившихся интеграционных связей СССР и стран Восточной Европы. Восприятие происходящих в Восточной Европе событий было в нашей стране далеко не единодушным. Часть общества приветствова­ло их, тем более что было ясно: без начала перестроечных процессов стимула к изменениям в Восточной Европе могло бы и не быть. Среди другой части общества возникла резкая настороженность, а то и неприятие случившегося. Уход из Восточной Европы советских войск стал выдаваться за «сдачу пози­ций без боя», как будто независимые восточноевропейские страны были про­винциями нашей страны. Однако многие военные специалисты, в принципе соглашаясь с неизбежностью вывода войск из Восточной Европы, указывали на сомнительную поспешность этой акции, считая, что растягивание данного процесса во времени придало бы ему меньшую болезненность.

436

В центре европейских проблем в конце 1989—1990 гг. встала германская проблема.
Никто в мире не мог предсказать еще в начале 1989 г., что к концу года в ГДР возникнет мощное объединительное движение. Ликвидация Бер­линской стены, формирование нового правительства в ГДР, создание эконо­мического союза с ФРГ, а затем рождение объединенной Германии, ставшей по количеству населения, экономическому потенциалу самой мощной стра­ной Европы, шло быстрыми темпами. С согласия Советского Союза 3 октяб­ря 1990 г. произошло объединение Германии.

Советская внешнеполитическая доктрина характеризовалась усилением внимания ко всем странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Особенно в этом направлении выделялись усилия для налаживания связей с Японией, чей ог­ромный экономический потенциал может быть включен в развитие многих отраслей хозяйства нашей страны.

Из отношений с другими странами этого региона следует выделить нарас­тающие экономические контакты с Южной Кореей, с которой были установ­лены дипломатические отношения. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены многие спорные вопросы и восстановлены межправительст­венные связи.

Специальной сферой внимания Советского Союза оставалась ситуация в Афганистане. После вывода советских войск, закончившегося в феврале 1989 г., там сохранялась исключительно сложная ситуация. Продолжалась гражданская война. В этих условиях предпринимались значительные дипло­матические усилия с целью активизации мирного процесса в Афганистане, проводились консультации с Соединенными Штатами и другими странами по этой проблеме.

В сентябре 1991 г. достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.

После длительного периода, характеризовавшегося почти полным отсут­ствием контактов с Израилем, возобновились культурные и отчасти эконо­мические связи с этим государством. СССР продолжал поддерживать друже­ственные связи и с рядом арабских стран. Советское руководство заняло осуждающую позицию по отношению к оккупационной политике Ирака, захватившего Кувейт.

Открытое обсуждение проблем взаимоотношений с развивающимися странами привело к обнародованию немалого числа фактов, цифр, связан­ных с тем, что в предыдущие годы характер советской помощи странам «тре­тьего мира» был весьма односторонним, с упором на военную помощь, при­чем поставки вооружения исчислялись миллиардами рублей и долларов при весьма проблематичной перспективе возврата долгов. Многие представители общественности, дипломаты ставили вопросы о необходимости сбалансиро­вать по сути безвозвратные поставки, изменить характер этих взаимоотноше­ний, сделать их по-настоящему взаимовыгодными, поставить эти связи под строгий парламентский контроль. Процесс изменений начался и в сфере внешнеполитической деятельности.



437

Таким образом, в период перестройки внешняя политика СССР характе­ризуется принятием концепции «нового политического мышления». Рядом смелых инициатив СССР выступил лидером радикальной перестройки меж­дународных отношений, означающей окончание «холодной войны».

Кризис перестройки и распад Союза. Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, который можно охарактеризовать как ее кризис. Постоян­ные колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в «буржуазности», «предательстве дела социализма», в срыве перестройки в том виде, как она замышлялась, а демократы осуждали за нерешительность и непоследовательность.

Не вызывает сомнения, что логика процесса демократизации требовала от застывшей административно-хозяйственной системы перераспределения власти и функций управления в пользу низовых органов управления, новых самодеятельных демократических образований. Однако этот сложнейший процесс имел серьезные издержки: рост сепаратистских тенденций, местни­чества и т. п. Центр не отделял в целом здоровых тенденций в демократиза­ции от негативных, во многом неизбежных издержек, так как преследовал за­дачу сохранения прежних безраздельных позиций во властной структуре. По­добная политика «реформаторов сверху» усиливала недоверие к ним со стороны общества, способствовала утверждению в нем мнения о полной нереформируемости существующих отношений в рамках данной политической системы, вызывала рост политического радикализма и, что представляется наиболее опасным, сепаратистских настроений.

Одним из самых опасных симптомов сепаратизма, в целом определивших впоследствии ход, а также нынешний невысокий результат преобразований, явился рост национальной напряженности в республиках СССР.

В середине 80-х гг. в состав СССР входили 15 союзных республик: Армян­ская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Российская, Таджикская, Туркмен­ская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На их территории проживали свы­ше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был в принципе решен национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного разви­тия. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.


В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, Первым секретарем компартии Казахстана. От­крытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалти­ки, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортации населения из Прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации.

438

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу ар­мянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнацио­нальных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч бе­женцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В ап­реле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение де­мократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхаз­ской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

В этих условиях центр проявил свою полную неспособность, во-первых, справиться с урегулированием межнациональных конфликтов, во-вторых, с экономическими трудностями. Растущее недовольство усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением эколо­гической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союз­ных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера.

Первоначально радикальные силы в республиках выступали под лозунга­ми борьбы за перестройку. Их требования касались восстановления культур­но-национальной автономии, исторической справедливости в отношении репрессированных народов, культуры, языка, демократии и свободы. Но постепенно национальные силы взяли курс на достижение суверенитета и независимости, созданы предпосылки для подъема широких нацио­нальных движений, которые оформились в условиях:


отсутствия реальных прав и полномочий у союзных республик;

разрыва уровней экономического развития республик;

  1. стремления части республиканского парламента закрепить свое поло­жение.

В 1988—1990 гг. в союзных республиках в полный рост поднялось нацио­нальное движение и формировались партии, выступавшие за выход из СССР («Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, «Народные фронты» в Латвии и Эсто­нии). Выборы в Верховные Советы республик в ряде мест привели их к влас­ти. Декларации о государственном суверенитете приняли Эстония, Литва, Латвия, Азербайджанская ССР и другие. Вслед за объявлениями о суверени­тете состоялись избрания Президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым Президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.

«Феномен Ельцина» проявился в кризисное для страны время. Традицией политической жизни административно-командной системы было то, что по­литический руководитель, отправленный в отставку, уже никогда не возвра­щался в политическую жизнь, его уделом было забвение. После того как в ок-

439

тябре 1987 г. Б. Н. Ельцин был выведен, согласно его просьбе, из состава выс­шего партийного руководства, весной 1989 г. он принимает решение вернуть­ся в активную политическую жизнь, но уже в качестве народного депутата СССР от Москвы — самого большого по численности избирательного округа Союза. Не пользовавшийся в ту пору поддержкой официальных органов мас­совой информации, что скорее придавало ему дополнительную популяр­ность, он сумел построить предвыборную кампанию на простых и доступных миллионам людей идеях расширения гласности, закрепления принципов со­циальной справедливости, борьбы с привилегиями в рядах партноменклату­ры. Популярность его росла. На выборах в народные депутаты РСФСР он баллотировался в Свердловске, где ряд лет работал Первым секретарем обко­ма КПСС, и победил со значительным перевесом. На I Съезде народных де­путатов РСФСР его кандидатура была выставлена на пост Председателя Вер­ховного Совета Республики. Выборы на съезде складывались драматически, было проведено несколько туров голосования, после которых Б. Н. Ельцин стал во главе Верховного Совета. А затем, 12 июня 1991 г., он был избран пер­вым Президентом РСФСР.

Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза.