ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2850
Скачиваний: 117
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последствия приватизации: с одной стороны, произошел крупномасштабный обман народа, с другой — почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров. Следствием приватизации стал рост экономической преступности, злоупотреблений и коррупции: приватизационные чеки и до-
454
рогостоящие предприятия через подставные фонды скупалисьло низким ценам. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10% населения. Производство эта мера не оживила, но способствовала формированию рынка ценных бумаг. Началось разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства.
В ходе приватизации в условиях «дикого» капитализма были расхищены национальные богатства в огромных размерах. Значительный по масштабам экспортный капитал от продажи нефти, газа и цветных металлов не только не возвращался в отечественную экономику, но даже не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. За 1992—1996 гг. в западных банках осело более 100 млрд. долларов, вывезенных из России.
Для финансирования бюджетной сферы была ужесточена федеральная налоговая политика. Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по налоговой политике не решало возникших проблем. Основное значение стали приобретать не административные меры, а «законы рынка», где предприятиям оставлялось не более 10 коп. с каждого рубля прибыли. Это подтолкнуло хозяйственников и предпринимателей к антизаконным действиям. Рыночные отношения приобретали откровенно криминальный характер.
Криминальные операции с деньгами стали приносить самые большие доходы. Так, в 1993 г. только «чеченские авизо» (фальшивые платежные документы) позволяли похищать до 2 млрд. руб. в день. Более 2 млн. чел. только в Москве в 1994 г. пострадало от финансовых афер в ходе игры с акциями «пирамидных» финансовых компаний. Они выплачивали акционерам дивиденды за счет следующих вкладчиков. Наиболее громкими были скандалы АО «МММ», банк «Чара» и др.
Исследователи полагают, что, если бы массовая приватизация предшествовала, а не следовала за либерализацией цен, криминализации экономики не было бы.
В целом массовая приватизация способствовала возникновению многоукладной экономики:
-
государственный капитализм (бывшие общенародные предприятия); -
частный капитализм (приватизированные объекты народного хозяйства); -
акционерные общества; -
коллективные хозяйства; -
мелкотоварное производство.
В 1994—1998 гг. правительством предпринимаются меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые включали следующие составляющие:
-
ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ресурсов; -
отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регионам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование; -
либерализация внешней торговли, расширение импорта потребительских и продовольственных товаров; -
455 -
свободная конвертация рубля; -
крупномасштабные внешние займы; -
неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.
Результатом проводимой государственной политики стал развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образования и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроительной промышленности вызвали спад промышленного производства в стране. Из-за насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990—1999 гг. сократился на 40%. Результатом этого стала деиндустриализация: промышленное производство все более приобрело черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40%, в импорте машины и оборудование — 40%.
На фоне деиндустриализации наметилось резкое падение сельскохозяйственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не были решены вопросы кредитования и инвестирования сельскохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции.
Курс рубля по отношению к доллару в 1992—1997 гг. изменился с 300 до 4700 руб. за доллар. Неконтролируемый вывоз сырья, особенно металла, за границу спровоцировал резкое падение цен на мировом рынке, что нанесло огромный ущерб экономической безопасности России.
Социальные последствия спада производства: имущественная дифференциация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам и др.); переключение трудовой активности населения из сферы производства в область индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посреднических операций.
Макроэкономические последствия спада производства: полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народно-хозяйственной структуры.
В результате углубления экономического кризиса более 40% жителей страны оказались за чертой бедности. Правительством предпринимались попытки укрепить российскую валюту (и скрыть инфляцию): решение ЦБР об изъятии из обращения с 26 июля 1993 г. государственных казначейских билетов Банка СССР и банкнот ЦБР образца 1961—1992 гг.; введение в июле 1995 г. «валютного коридора»; решение о деноминации рубля в тысячу раз с 1 января 1999 г.
Рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный характер. Большинство предприятий и фирм вынуждено платить мафиозным структурам («рэкетирам») дань за «охрану», «взыскание» долгов, замену арбитража и судебных органов, которые из-за несовершенства законодательства работают неэффективно.
456
Криминальные группировки фактически открыто поделили между собой районы крупных городов и целые территории. Ситуацию усугублял создавшийся в 1991 — 1996 гг. правовой вакуум, связанный с отсутствием законов, отражающих новые виды преступлений.
Последствия рыночных «реформ» в России 1992—1998 гг.:
-
спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50% до августовского кризиса 1998 г., что сопоставимо с падением экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Особенно болезненным оказался обвальный разрыв связей с бывшими советскими республиками, ставшими независимыми государствами. Под угрозу было поставлено само существование многих российских предприятий, внезапно прекративших снабжаться сырьем, оборудованием, комплектующими материалами; их продукция оказалась невостребованной; -
политика «открытых границ», которая привела к тому, что на Запад и на Восток (в Китай) хлынули потоки сырья и особенно металлов, спровоцировав падение цен на мировом рынке; -
кризис банковской системы: сокращение числа банков, уменьшение их активов (особенно после августа 1998 г.); -
в стадии рассмотрения находился Закон о земле (дискуссионным является вопрос о купле-продаже земли), и существовала реальная опасность распродажи «земли с молотка»; -
регулярные задержки зарплаты и недостаточное обеспечение прожиточного минимума (в конце 1995 г. средняя зарплата в России составляла 140 долларов, в начале 1999 г. — 62,5 доллара, в США — 2000 долларов в месяц), напряженность с выплатой пенсий; -
возникновение противоречий на производстве, в финансовой сфере, связанное с созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собственников и обнищанием значительной части населения, резким углублением социального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыночной экономики; -
стихийные забастовки и массовые митинги протеста по всей стране (наряду с экономическими требованиями происходило выдвижение политических требований); -
зависимость от иностранных кредитов и инвестиций', -
следствием экономического банкротства стало политическое банкротство власти.
В 1998 г. правительство Черномырдина предприняло ряд мер в целях выхода из финансового кризиса (был принят новый закон о банкротстве, проведена деноминация рубля). Однако в марте-апреле ситуация продолжала ухудшаться, в том числе в социальной сфере (на 9 апреля была назначена очередная Всероссийская акция протеста). 31 марта указом Президента правительство во главе в В. С. Черномырдиным было отправлено в отставку. 24 апреля указом Президента РФ председателем правительства был назначен С. В. Кириенко.
В мае-июне 1998 г. ухудшение ситуации на финансовом рынке приобрело катастрофический характер, что было вызвано, в том числе падением миро-
457
вых цен на сырье (на 30% — на металл и в два раза — на нефть) и на акции российских кампаний. Правительством была предложена антикризисная (стабилизационная) программа. Оно выступило с заявлением об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к главам государств США и Германии, а также МВФ.
Главным условием выдачи кредита от Мирового банка на 1998 г. было дробление естественных монополий. Поэтому правительство приступило к разработке плана «вертикальной и горизонтальной перестройки» в таких отраслях, как транспортировка нефти, энергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, телекоммуникации.
17 августа 1998 г. премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт — отказ от принятых ранее на себя обязательств). 23 августа последовала отставка правительства Кириенко. Последствия кризиса были чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60%) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан на две трети (курс доллара возрос до 20 рублей за 1 доллар). Падение импорта (в 6—7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.
11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. Примаков. Главными принципами его политики стало введение более жесткого государственного регулирования рынка, по возможности ограничение денежной эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию, борьба против криминализации в сфере экономики. Правительство предприняло меры по административному регулированию валютного рынка под руководством Центробанка РФ.
С 1 октября 1998 г. была введена госмонополия на алкогольную продукцию. Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков.
В верхних эшелонах власти развернулась борьба по проблемам выхода из кризиса, результатом которой стала отставка в мае 1999 г. В. М. Примакова. Новым главой Кабинета министров стал С. В. Степашин, которого 16 августа 1999 г. сменил В. В. Путин, одновременно публично названный преемником Президента.
После избрания В. В. Путина Президентом Кабинет министров возглавил М. М. Касьянов. 28 июня 2000 г. Кабинет министров во главе с М. М. Касьяновым принял правительственную программу на ближайшие 10 лет и на 2000—2001 гг., разработанную под руководством министра экономического развития и торговли Г. Ю. Грефа.
Среднесрочная программа включала в себя налоговую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, прежде всего «Газпрома» и РАО «ЕЭС», а также принятие Земельного кодекса. В целом правительственная программа предполагала реформирова-
458
ние системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. В экономической части она направлена на защиту интересов потребителя и производителя, реформирование банковской системы и таможенной политики, укрепление национальной валюты.
По оценке Института экономики РАН, в 2000 г. ВВП вырос на 7,5%. Промышленное производство — больше чем на 9%. Инфляция удержалась на уровне 20,5%. Зарплаты выросли в среднем на 24%. Пенсии — на 35%. Реальные доходы — примерно на 9%. Людей с доходами ниже прожиточного минимума стало почти на 15 млн. человек меньше.
В 2000 г. впервые в истории новой России был вовремя принят бюджет, одобрена пенсионная реформа (переход на накопительный принцип формирования пенсии), прошел обсуждение новый Таможенный кодекс, подоходный налог снижен до 13%. Введен единый социальный налог (вместо множества отчислений в разные фонды).
С декабря 2000 г. на 20% было повышено денежное содержание военнослужащих. Ранее было принято решение о сокращении армии и флота на 365 тыс. чел. А все силовые структуры (2 млн. 360 тыс. военных и 960 тыс. гражданских служащих) к 2005 г. планируется сократить на 20%. Завершена разработка плана строительства Вооруженных Сил на 2001—2005 гг. и программы развития вооружения и военной техники на 2001—2010 гг. На боевое дежурство в п. Татищево Саратовской области заступил полк новых стратегических комплексов PC—12М (вариант 2 «Тополь— М»). В декабре 2001 г. Военно-Морской Флот России получил самую современную атомную подводную лодку «Гепард».
Однако, несмотря на некоторые достижения, реформы в армии пока идут в основном на бумаге или сводятся только к сокращению боеспособных частей. В результате катастрофы погибла подводная лодка «Курск». С боевого дежурства была снята дивизия стратегических ракет Р-36М с 260 разделяющими головными частями. Недовольство военных вызвало введение 13%-ного подоходного налога, который раньше они вообще не платили. По-прежнему более 20% военнослужащих живут за чертой бедности, более 100 тыс. — без жилья.