ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2851
Скачиваний: 117
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 ноября 2000 г. на заседании российского Правительства было принято решение затопить в океане в феврале следующего года орбитальную станцию «Мир» — гордость отечественной космонавтики. Причина — крайняя изношенность станции, прослужившей в общей сложности 15 лет. Освоение космоса предполагается продолжать, участвуя в работе МКС — Международной космической станции. Это решение вызвало неоднозначную реакцию, но власти все же осуществили задуманное. 23 марта 2001 г. «Мир» был сведен с орбиты и затоплен в южной части Тихого океана — на своеобразном кладбище российских кораблей.
В 2000 г. в 1,2 раза была повышена заработная плата судей, увеличены ассигнования на деятельность судов. В мае 2001 г. в Государственную Думу на рассмотрение были внесены 4 из 11 законопроектов судебной реформы («О статусе судей», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О внесе-
459
нии изменений в законы «О Конституционном суде», « О судебной системе РФ»), а также целый блок поправок в уже принятые нормативные акты.
Положительные стороны развития экономики в 2000 г. бесспорны. Признавая это, надо в то же время учитывать, что Россия в этот период времени уступала не только развитым странам Запада, но и двум десяткам развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Так, по данным Гарвардского университета и Давосского экономического форума, в 2000 г. Россия по свободному индексу конкурентоспособности занимала 55-е место, уступая таким государствам, как Венесуэла, Вьетнам, Колумбия, Индия, не говоря уже о развитых странах Запада. Примерно такой же рейтинг России — по качеству налоговой системы, условиям для открытия новых предприятий, степени открытости внутреннего рынка. Председатель Госдумы Г. Селезнев, выступая в июне 2000 г. на петербургском экономическом форуме, заявлял: «Сегодня наша страна, самая богатая в мире по ресурсам, занимает по уровню жизни 80-е место».
Экономическая ситуация оказывает определяющее влияние на политический климат в стране. В условиях, когда 30% населения имеют (по данным статистики) доходы ниже прожиточного минимума, достижение социально- экономической стабильности превращается в неразрешимую проблему. При этом для России характерна высокая степень дифференциации общества. В нашей стране существует значительный разрыв между богатыми и бедными, когда их доходы разнятся в сотни
, тысячи раз.
Правительство, понимая важность обеспечения спокойной социальной обстановки, активно работает в этом направлении. Федеральный бюджет на 2001 г. значительно отличался от предшествующих документов этого рода. Он предусматривал низкий уровень инфляции, рост объема ВВП и промышленного производства, равновесие доходов и расходов бюджета. При составлении проекта бюджета правительство М. М. Касьянова предусмотрело среднегодовой уровень цены на нефть за последнее десятилетие — 18—19 долларов за баррель (1 баррель = 159 литров), хотя в течение 2000 г. она колебалась в диапазоне 23—35 долларов.
От цен на нефть напрямую зависело обещание правительства о повышении заработной платы и пенсий. С января 2001 г. были подняты на 20% оклады всем врачам и учителям. С 1 июля до 300 рублей была увеличена минимальная оплата труда. А с 1 декабря правительство изменило всю систему бюджетных тарифов и пообещало, что их зарплаты в среднем в 2002 г. вырастут на 89%. Минимальная трудовая пенсия была повышена до 550 рублей, а максимальная — до 1560 рублей.
Однако, несмотря на повышение заработной платы и пенсий, уровень жизни граждан России не вырос, так как обещание удержать годовую инфляцию в пределах 12% в 2001 г. не было выполнено. Цены за 2001 г. выросли в среднем на 18,5%. Среднегодовой курс доллара держался на уровне 30 рублей и перешагнул 30-рублевый рубеж в декабре 2001 г.
Важнейшей реформой, имеющей огромное и экономическое и социальное значение, является принятие правительством программы реформирова-
460
ния жилищно-коммунального хозяйства. В 2002 г. предусмотрено введение 100% квартплаты в Москве, Нижнем Новгороде и Тюмени; реструктуризация долгов ЖКХ. В 2003 г. введение 100% квартплаты по всей России; отмена дотаций ЖКХ из Федерального бюджета. В 2004 г. передача всех коммунальных услуг частникам. В 2006 г. создание государственных агентств по страхованию инвестиций в ЖКХ. В 2010 г. уход государства из сферы коммунальных услуг. Семьям, у кого квартплата составляет более 22% семейного дохода, с 2002 г. начата выплата субсидий государством.
В 2002 г. исполнилось 10 лет с начала рыночных реформ в России. Именно в начале 1992 г. было принято решение «отпустить» цены. Есть разные оценки того, что именно произошло с нашей страной за эти годы. По данным официальной статистики, ВВП сократился на 44%. По ощущениям большинства граждан, жизнь стала дороже. Однако было бы неверным считать, что наша страна потерпела экономический крах в 90-е гг. В советский период все стремились любой ценой выполнить план, даже ценой приписок. При этом никто не думал ни о качестве, ни о том, нужна ли вообще эта продукция. СССР выпускал тракторов в 6 раз больше, чем США, но производил гораздо меньше сельхозпродуктов. Таких примеров множество.
После краха коммунизма часть экономики ушла в тень и не отражалась официальной статистикой. Это по крайней мере на четверть сокращает цифры падения производства. Из России ежегодно убегает не менее 20 млрд. долларов, и при этом у страны положительный платежный баланс: Россия на 46 млрд. долларов продает больше, чем покупает. Так что она не испытывает острой необходимости в иностранном капитале.
Есть расхожее мнение, что западная помощь России была огромной. На самом деле она была крошечной. В среднем с 1992 по 2000 г. Россия получала по 200 млн. в год, а Европейское сообщество давало и того меньше: по 150 млн. в год. Россия уже погасила больше половины этой суммы с процентами. США же получили огромные выгоды от сокращения военных расходов. Горбачев и Ельцин фактически ликвидировали дефицит американского бюджета, устранив военную угрозу для США.
В настоящее время Америка подминает под себя экономические рынки. Воюя в Ираке, сверхдержава старается прибрать к рукам мировую нефть: мощной экономике не хватает энергоресурсов. А какое место занимает Россия в распределении природных богатств?
В нашей стране, занимающей десятую часть территории земли, сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 13% нефти. По добыче угля Россия стоит на третьем месте: лидирует Китай, затем США. Запасы нефти оцениваются в 25,2 млрд. тонн, это ставит Россию на восьмое место. По добыче черного золота наша страна уступает лишь США и Саудовской Аравии.
За счет нефти Россия живет уже последние 40 лет. Однако все эти годы рядовые граждане и понятия не имели о цене. В начале 70-х гг., когда нефть тоже небывало подорожала, чуть ли не в 10 раз, ее экспорт давал нам 2—3% ВВП. Сейчас — до 25% (притом, что в отрасли работает всего 3% занятого населе-
461
ния). Однако дело не в эффективности экспорта (сегодня страна вывозит примерно столько же, сколько продавали при советской власти), а в падении остального производства.
В послании Федеральному Собранию 2003 г. Президент В. В. Путин поставил задачу: за ближайшие десять лет Россия должна удвоить ВВП (валовой внутренний продукт). Таким образом, к 2010 году товаров и услуг в нашем государстве должно производиться вдвое больше.
2003 год — пиковый для России по выплате внешнего долга. Главная задача — рассчитаться с внешними и внутренними долгами
, обеспечить устойчивость всех экономических показателей: рост ВВП, сдерживание темпов инфляции, стабильность курсовой политики рубля по отношению к доллару, своевременность выплаты зарплат и их индексация.
Таким образом, несмотря на определенные начинания в реформаторской деятельности 2000—2003 гг., процесс обновления в России идет чрезвычайно трудно, В условиях жесткого структурного (экономического, политического, социального и т. д.) кризиса следует прежде всего искать выход из сложившейся ситуации, а не декларировать продолжение «реформ». Основной вопрос в том, каким образом и какими силами будет завершена экономическая и политическая модернизация. Если годовые темпы инфляции достигнут 20—25%, то роста доходов не произойдет, а будет падение реальных доходов населения. А это в свою очередь усилит социальную напряженность и, как следствие, политическую нестабильность в обществе, окажет негативное влияние на политическое развитие страны.
Внешняя политика. После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых государств (СНГ) произошло изменение положения России на международной арене.
Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи:
-
сохранить территориальную целостность и независимость, обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество; -
добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ; -
расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами, внешнеэкономические связи; это рассматривалось как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия строила свои международные связи по трем основным направлениям: 1) отношения с дальним зарубежьем; 2) отношения с бывшими союзными республиками — ближним зарубежьем; 3) отношения со странами — бывшими участницами ОВД — СЭВ.
Главным направлением «большой» внешней политики по-прежнему остаются российско-американские отношения. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.)
462
было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно договору к 2003 г. должно было быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Договор вызвал неоднозначную реакцию в обществе и был ратифицирован VI Государственной Думой только в 2000 г.
Ослабление военной мощи России привело ее к жесткой зависимости от глобальной политики США и НАТО, ослаблению влияния на страны третьего мира, утрате миротворческой роли в Арабо-израильском конфликте, а также позиций на мировом рынке вооружений.
3—5 июня 2000 г. по приглашению Президента Российской Федерации В. В. Путина в Москве с рабочим визитом находился президент США Б. Клинтон. В ходе переговоров был проанализирован весь комплекс российско-американских отношений, включая вопросы международной безопасности и стабильности: международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, международный и региональные проблемы, вопросы развития торгово-экономических связей.
Президенты двух стран подписали ряд совместных документов, в том числе: о