Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2847

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время, особенно после трагических событий 11 сентября в Америке, у России налаживается конструктивный диалог и сотрудничество с Советом Европы.

В 2000 г. наметился новый этап сотрудничества России и Запада. В апреле 2000 г. состоялся рабочий визит В. В. Путина в Великобританию, в июне — в Италию. В ходе рабочих визитов обсуждался широкий круг вопросов разви-

467

тия взаимодействия на международной арене в духе долгосрочного стратеги­ческого партнерства, в интересах упрочения стабильности и безопасности в мире. 2 апреля 2002 г. в Сочи в неформальной обстановке прошла встреча Президента России В. В. Путина и премьер-министра Италии Сильвио Бер­лускони, в ходе которой обсуждались вопросы экономики и межгосудар­ственной торговли. Обсуждались проблемы инвестиционного сотрудниче­ства, культурные программы, а также сотрудничество в сфере малого и сред­него бизнеса. Среди затронутых международных тем — отношения России и НАТО, сотрудничество России и Европы по созданию европейской систе­мы безопасности, проблемы Ближнего Востока.

9—10 апреля 2002 г. В. В. Путин встретился с Федеральным канцлером Герхардом Шредером, немецкой бизнес-элитой и общественностью. Главная тема визита — переговоры о системе выплат советских долгов ГДР. Перегово­ры по этому вопросу между лидерами России и Германии были продолжены 4 октября этого же года. А 17 апреля 2002 г. в резиденции премьера Великоб­ритании на Даунинг-стрит состоялась встреча В. В. Путина с премьер-ми­нистром Великобритании Тони Блэром. Накануне приема В. В. Путин про­вел встречу с представителями деловых кругов Великобритании.

В мае 2002 г. Россия приняла участие в римском саммите НАТО—Россия, а 29 мая 2002 г. Владимир Путин принимал в Москве премьер-министра Ис­пании Хосе Мариа Аснара.

В целом отношения между Россией и западными странами развиваются в урегулировании международных кризисов, предотвращении распростране­ния оружия массового поражения, борьбе с наркоманией, ликвидации по­следствий стихийных бедствий. Россия успешно сотрудничает с рядом меж­дународных и национальных организаций, таких, например, как Интерпол. Совместно с ООН Россия участвовала в разрешении всех вооруженных конф­ликтов в мире (конфликт на Балканах, «иракская проблема»). Участие Рос­сии в урегулировании балканского кризиса было значительно не только в рамках усилий международного сообщества
, но и в оказании конкретной экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. На Западе Россию все чаще рассматривают как серьезного посредника между Востоком и Западом, между Америкой и Европой.

Важным резервом наращивания внешнеполитической и внешнеэконо­мической деятельности Российской Федерации является восточное направле­ние. В зоне Азиатско-Тихоокеанского региона у России сохранен прямой вы­ход на мировой рынок и сосредоточены во многом не освоенные экспортные ресурсы. Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе яв­ляется Китай. В июле 2000 г. президент В. В. Путин посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. С переговоров в Пекине нача­лась программа первого азиатского зарубежного турне президента В. В. Пути­на, в ходе которого он посетил Северную Корею и принял участие в саммите «большой восьмерки» на Окинаве. Продолжается сотрудничество с Индией (официальный визит В. В. Путина в октябре 2000 г.), Вьетнамом (официаль­ный визит В. В. Путина 28 февраля — 2 марта 2001 г.), Кореей, Монголией.

468

Определенные перспективы наметились в торговых отношениях с Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений).

В августе 2002 г. состоялся визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию. Встреча В. В. Путина и Ким Чен Ира началась в пригороде Влади­востока в бывшей резиденции Л. И. Брежнева. Лидер Северной Кореи был приглашен для обсуждения вопроса соединения Транскорейской и Трансси­бирской магистралей, что даст возможность связать Корейский полуостров с Европой через территорию России. В ходе визита был затронут ряд важных международных и региональных проблем.

В конце 2002 г. за пять дней визитов в Китай, Индию и Киргизстан Прези­дент России В. В. Путин, как подсчитали в Кремле, «налетал» 19 260 км, со­гласовал и подписал около полутора десятков международных документов. Экономическое сотрудничество, военно-торговые отношения, вопросы бе­зопасности и борьбы с терроризмом — главные темы переговоров В. В. Пути­на в трех зарубежных столицах.

На новый уровень развития вышли российско-японские отношения. До 1991 г. СССР пытался объявить территориальную проблему несуществую­щей. Руководство Российской Федерации приложило определенные усилия для восстановления добрососедских отношений с Японией. Конкретными шагами для реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. В результате переговоров Япония отозвала «вето» на прием России в члены «большой семерки», выразила согласие на вступле­ние России в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и Все­мирную торговую организацию. В свою очередь Россия поддерживает вступ­ление Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. «Концепция новой дипломатии» Японии в отношении России предусматривает отделение так называемой «проблемы северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений.



14 октября 2002 г. в Москве состоялась встреча Президента России с главой МИД Японии Йорико Кавагути, которая приехала специально в Москву в рам­ках подготовки визита Дзюнъитиро Коидзуми, намеченного на 10 января 2003 г.

В 1991—2003 гг. прослеживается устойчивая тенденция к налаживанию связей бывших республик СССР. В рамках Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ) Россия подписала свыше 800 нормативных документов: режим границ, торговли, расчеты за поставки сырья и оборудования, совместное изучение космоса, обмен информацией, оборона, защита прав русскоязыч­ного населения.

В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще 11 государств. На пер­вых порах центральное место в отношениях между ними занимали перегово­ры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанав­ливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Российское Правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан

469

Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) госу­дарствами был заключен Договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. С 1996 г. отношения со странами СНГ были объявле­ны главным приоритетом внешней политики России. В марте 1996 г. был об­разован Межгосударственный совет четырех в составе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан.

Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, предполагавший восстано­вить в 1996—1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство.

8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании союзного государства и Программа его реализации. В рамках будущего союзного образования пред­полагается создание союзного парламента, Правительства, Суда, Высшего Совета.

Однако успех интеграции тормозится рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство. Распад единой рублевой зоны произошел уже в 1993 г. Страны ближнего зарубежья ищут партнеров, имеющих твердую валюту, и сокращают экспортные операции по отношению друг к другу.


После распада СССР России пришлось участвовать в прекращении во­оруженных конфликтов в ближнем зарубежье, так как создание нацио­нальных государств нередко сопровождалось всплесками вооруженной борь­бы. Российские военные в роли «миротворческих сил» действовали в Придне­стровье, Южной Осетии, Абхазии, а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане.

В настоящее время остаются нереализованными многие важные инициа­тивы интеграции стран СНГ. Заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик стоят разные экономические возможности, социально-политические системы, нацио­нальные интересы стран ближнего зарубежья.

Таким образом, деятельность Правительства РФ внутри страны и на меж­дународной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в свя­зи с экономическим и политическим ослаблением Россия стала терять авто­ритет у стран дальнего зарубежья. Кроме того, не произошло оформление со­дружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторите­том на международной арене. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте РФ также неуклонно сокращается.

С целью преодоления возникших противоречий в 2002 г. проводились как саммиты глав стран СНГ, так и двусторонние встречи. 10 июля в Кишиневе состоялся двухдневный саммит глав стран СНГ. В рамках саммита в киши­невской резиденции президента России состоялась встреча Владимира Пути-

470

на с Президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Основной вопрос — борь­ба с терроризмом на российско-грузинской границе.

25 июля 2002 г. в загородной резиденции Президента Белоруссии прохо­дила трехсторонняя встреча лидеров России, Белоруссии и Украины. В ходе беседы обсуждались вопросы трехстороннего взаимодействия как в экономи­ческой, так и в политической сфере, а также предстоящий неформальный саммит глав государств СНГ, который прошел в Сочи в начале августа 2002 г.

В 2003 г. достигнуты определенные успехи по сближению стран Содруже­ства. В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча лидеров России, Белорус­сии, Казахстана и Украины, на которой сделано важное заявление об ускоре­нии интеграционных процессов. В процессе переговоров были осуществлены следующие договоренности: