Файл: Теоретический анализ взаимосвязи ценообразования и налогообложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. определяется рыночная цена на реализованные по этим сделкам товары, работы или услуги;
. определяется отрицательная разница между рыночной стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью, указанной сторонами;
. результаты сделки пересчитываются для целей налогообложения по рыночным ценам, если полученная разница превышает 20%;
. определяется сумма недоплаченного налога с учетом сделанного пересчета;
. на сумму недоплаченного налога начисляются пени.
2.5 Факторы, влияющие на формирование ценообразования
В рыночной экономике цена находится под влиянием множества разнообразных факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различных направлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь ориентировочную (базовую) цену на товар.
Конкретные цены на товары и их динамика являются результатом комплексного и одновременного влияния всей совокупности факторов.
Ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся:
государственное регулирование ценообразования;
потребители;
издержки предприятия;
конкуренция.
Эти факторы можно объединить в две группы: внешние и внутренние. К внутренним отнесем издержки предприятия. К внешним факторам относят все остальное.
Государственное регулирование ценообразования имеет существенное значение для формирования цен. В основном государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу.
Роль в формировании цены на товар играет и инфляция.
В связи с инфляцией предприятие вынуждено поднимать цены на продукцию, но в то же время предприятие должно стремиться к тому, чтобы установить цену на продукцию на уровне ниже уровня инфляции.
Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей.
Потребители один из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование цены. Соответственно, и доходы населения оказывают существенное влияние на цены, так как это именно то, что покупатель отдает за товар. И естественно, что, если доходы населения будут высокими, то и товар будет продаваться лучше.
Возможные виды конкурентной среды: контролируемая правительством; контролируемая рынком (ценовая война); контролируемая предприятием; контролируемая группой предприятий.
Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг; при этом особое значение приобретает ценовая конкуренция.
Среда, в которой цена контролируется предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией, различием товаров и услуг. Дифференциация может проявляться в товарных марках, параметрах продукции, сервисе, ассортименте и других факторах. Выбор цены зависит от стратегии и целевого рынка.
Среда, в которой цена контролируется группой предприятии, характеризуется наличием нескольких крупных предприятий-товаропроизводителей, определяющих объем предложения и цены на рынке.
Среда, в которой цена контролируется правительством (коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и др.), характеризуется тем, что правительственные органы определяют цену после получения информации от компаний, организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также от заинтересованных сторон (например, потребительских групп).
Издержки предприятия - внутренний фактор ценообразования, который рассматривается непосредственно внутри самой фирмы. Поэтому очень важно оценивать уровень издержек при формировании цены на товар.
-
Эффективность планирования и регулирования цен
Эффективность различных методов установления цен зависит от правильного выбора условия для их применения. Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Как уже отмечалось, одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением товаров на рынке.
Предприятия-монополисты контролируются в части соблюдения ими существующих правил ценообразования и обоснованности получения прибыли по той номенклатуре товаров, по которой данные предприятия являются монополистами.
При этом контроль осуществляется федеральными или местными органами, на которые возложены функции регулирования цен и контроля за их применением.
Продукция, по отношению к которой применяется государственное регулирование цен, реализуется предприятиями-монополистами по регулируемым ценам. На остальную продукцию, товары и услуги устанавливаются свободные рыночные цены.
При нарушении предприятиями-монополистами антимонопольного законодательства, выражающемся в необоснованном завышении свободных цен на свою продукцию, в отношении их товаров применяется государственное регулирование цен.
В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К таким мерам относятся перечисление в доход бюджета полученной от завышения цен и тарифов прибыли, а также штрафы в тех же размерах.
Регулирование цен государством в России за последние годы было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, например, меха, ковры, хрусталь, драгоценные металлы, видеомагнитофоны и др., даже при их монопольном производстве формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.
2.7 Нарушения государственной дисциплины цен
В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и
получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
-завышение регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
-завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также не предоставление установленных скидок;
-применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;
-завышение цен на продукцию, по которой из за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.
Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы, независимо от своего финансового состояния вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся обычно в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом обязательным для данного предприятия является одновременное снижение цены на свою продукцию, товары и услуги.
Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и услуг по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством.
Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам продукции, товаров и услуг.
Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.