Файл: 1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рост НДС в 2015 году на 7,7% был связан с увеличением потребительского спроса в конце 2014 года, ростом курса доллара США по отношению к рублю, снижением доли налоговых вычетов в сумме исчисленного налога, а также улучшением налогового администрирования.

Рост налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ) на 11,3% в 2015 году, вызван в основном изменением законодательства в части налогообложения добычи нефти и газового конденсата – повышением базовой ставки налога при добыче нефти в 1,55 раза и введением повышающего коэффициента к налоговой ставке при добыче газового конденсата в размере 4,4.

По сравнению с 2014 годом поступления государственной пошлины увеличились на 12,4%. Это связано с увеличением с 1 января 2015 года ставок государственной пошлины за отдельные юридически значимые действия. С учетом дифференцированного подхода средний коэффициент индексации государственных пошлин составил 1,6.

В 2016 году незначительное сокращение налога на прибыль на 0,1% в сравнении с 2015 годом было связано с уменьшением поступления налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов.

Рост акцизов на 19,3% в 2016 году в основном за счет индексации ставок акцизов (по табачной продукции, автомобилям легковым, спирту этиловому из всех видов сырья), увеличения объемов реализации подакцизных видов продукции.

Снижение сумм налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ) в 2016 году на 9,4% было вызвано снижением мировой цены на нефть марки «Юралс». Несмотря на рост курса доллара США по отношению к рублю, увеличения объемов добычи нефти, а также повышение базовой ставки налога на нефть, НДПИ сократился на 9,4% по сравнению с 2015 годом [20].

По сравнению с 2015 годом поступления государственной пошлины в 2016 году уменьшились на 7,7 %. Это связано со снижение деловой активности хозяйствующих субъектов и уменьшение количества обращений за совершением регистрационных и иных юридически значимых действий.

Итак, налоговые доходы федерального бюджета формируются в основном за счет НДС и налогов за пользование природными ресурсами. Было выявлено, что в 2017 году прирост налоговых доходов составил, по сравнению с 2016 годом – 4,5%, когда как в 2016 г. прирост налоговых доходов составил, по сравнению с 2015 годом всего 1,5%. Если говорить о структуре формирования налоговых доходов, то на протяжении всего анализируемого периода преимущественную часть формировали НДС и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами [20].


Таким образом, занимая более половины всех доходов в бюджете Российской Федерации, налоговые поступления играют значительную роль в формировании бюджета страны. Именно поэтому налоги, сборы и иные обязательные платежи являются важной частью в экономике страны. Следовательно, при отсутствии в бюджете страны задолженностей по налоговым платежам и сборам дефицит государственного бюджета в 2016 г. мог быть ниже на 32,6%, а в 2014 г. – на 93,9%. Этот факт еще раз указывает на важность налоговых поступлений в формировании бюджета страны. Именно поэтому очень важным является формирование грамотной налоговой политики и поиск новых решений для регулирования различных проблем в этой области.

Для исполнения своих функций каждый уровень власти наделен собственным бюджетом, который формируется за счет налоговых и неналоговых доходов. На налоговые доходы приходится три четверти доходной части консолидированного бюджета России. Далее проанализируем данные о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы за 2013-2017 гг. (рисунок 3.3).



Рисунок 3.3 - Распределение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы, (млдр.руб.)

В 2013 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 13801,3 млрд. руб., из них федеральных налогов и сборов на сумму 12568,5 млрд. рублей (91,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных налогов – 721,9 млрд. рублей (5,2%), местных налогов – 179,1 млрд. рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом – 331,8 млрд. рублей (2,4%) [20].

В 2014 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 14297,3 млрд. руб., динамика поступлений сохранилась на уровне 2013 года.

В 2015 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 16444,6 млрд. руб., из них федеральных налогов и сборов на сумму 14851 млрд. рублей (90,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных налогов – 853,1 млрд. рублей (5,2%), местных налогов – 217,8 млрд. рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом – 522,7 млрд. рублей (3,2%).

В 2016 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 16173 млрд. руб., из них федеральных налогов и сборов на сумму 14553,2 млрд. рублей (89,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных налогов – 904,5 млрд. рублей (5,7%), местных налогов – 220,6 млрд. рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом – 490,2 млрд. рублей (3,0%) [20].



В 2017 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19276,9 млрд. руб., из них федеральных налогов и сборов на сумму 17501,8 млрд. рублей (90,7% от общей суммы налоговых доходов), региональных налогов – 1012,4 млрд. рублей (5,3%), местных налогов – 246,4 млрд. рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом – 516,3 млрд. рублей (2,7%) [20].

В 2017 году по сравнению с 2016 годом поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета выросло на 379,1 млрд. руб., темп роста составил 4,5%. В 2016 году по сравнению с 2015 годом поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета выросло на 131 млрд. руб., темп роста составил 1,5%.

Поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в 2016 году выросло на 642,5 млрд. руб., темп роста составил 9,3% относительно 2015 года, в 2017 году по сравнению с 2016 годом налоговые поступления составили 8181,5 млрд. руб., что на 630 млрд. руб. больше чем в 2016 году, темп роста составил 7,7%.

Поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы местных бюджетов в 2016 году выросло на 41,3 млрд. руб., темп роста составил 4,3%, в 2017 году на 966,8 млрд. руб. темп роста составил 95,6%.

Таким образом, удельный вес федеральных налогов к консолидированном бюджете Российской Федерации занимает большую часть – 91,1% в 2017 году, 89,9% в 2016 году, 90,3% в 2015 году, 90,4% в 2014 году, 91,1% в 2013 году.

Также важно отметить, что большая часть налогов, сборов, иных обязательных платежей распределяется в доходы федерального бюджета Российской Федерации, в 2016 году распределение составило 8721 млрд. руб., то есть 53,9% от общей суммы налоговых поступлений, в 2017 году – 9117,0 млрд. руб., то есть 47,3% от общей суммы налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Далее по данным таблиц 3.2-3.4, исследована динамика и структура распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы Российской Федерации в разрезе поступивших налогов и сборов [19].

Таблица 3.2 – Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы (федеральный бюджет), млрд. руб.

Налоговые поступления

Налоговые поступления по годам




Абсолютное отклонение, млрд. руб.,

2017/2016

Тема роста,

%,

2017/2016

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Налог на прибыль

организаций

352,2

411,3

491,3

490,6

762,4

271,8

55,4

НДС

3539,0

3931,6

4 233,1

4 559,4

5137,1

577,7

12,7

Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ

697,1

468,6

527,9

632,5

856,4

223,9

35,4

Акцизы на продукты, ввозимые на

территорию РФ

50,1

52,2

53,8

61,3

53,2

-8,1

-13,2

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1730,3

2857,9

3181,1

2 882,8

2224,2

-658,6

-22,8

Государственная пошлина

117,2

90,5

101,7

93,9

83,7

19,8

21,1

Всего

6485,9

7921,2

8590,5

8721,5

9117,0

395,5

4,5




Проанализировав динамику структуры налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ, можно сделать вывод, что основным изменением в исследуемом периоде в налоговых доходах федерального бюджета РФ является рост удельного веса НДС (с 54,6% в 2013 году до 56,3% в 2017 году).

Также в структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ преобладают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (включая НДПИ), так в 2017 году – 26,8%, в 2016 году – 33,1%. Отметим, что в 2016 году по сравнению с 2015 г. наибольший прирост был зафиксирован по таким показателям, как акцизы (19,3%) и НДС (7,7%), в 2017 году – налог на прибыль (55,4%) и акцизы (31,1%) [19].

Государственные пошлины и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами продемонстрировали отрицательную динамику в 2017 году по равнению с 2016 годом.

Наименьшую долю в структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2017 году занимает государственная пошлина (0,1%). Что, касается остальных элементов структуры налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации, то следует отметить незначительные колебания доли налога на прибыль, акцизов, государственной пошлины и иных налогов, и сборов.

В целом за исследуемый период налоговые доходы федеральные бюджета Российской Федерации возросли (в 2017 году на 4,5% относительно 2016 года, в 2016 году на 1,5% по сравнению с 2015 годом, а в 2015 году на 8,4% по сравнению с 2014 годом, в 2014 году относительно 2013 года, на 22,2%).

Однако, рассматривая динамику составляющих налоговых доходов бюджета РФ, следует отметить, что акцизы на продукты, ввозимые на территорию РФ и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами показали отрицательные значения 13,2% и 22,8% соответственно [19].

Таблица 3.3 – Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы (региональные бюджеты), млрд. руб.

Налоговые поступления

Налоговые поступления по годам




Абсолютное отклонение, млрд. руб.,

2017/2016

Тема роста,

%,

2017/2016

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.







Налог на прибыль

организаций

1719,7

1964,0

2 107,5

2 279,1

2 527,6

248,5

11,0

НДФЛ

2499,1

2593,5

2 806,5

3 017,3

3 251,1

233,8

7,7

Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ

491,4

479,7

486,5

661,7

611,7

-50,0

-7,6

Налог на имущество организаций

900,7

767,5

712,4

764,5

856,1

91,6

12,0

Налог на имущество физических лиц

20,4

31,2

30,3

36,1

52,2

16,1

44,6

Транспортный налог

33,2

58,4

139,9

139,1

154,9

15,8

11,4

Налог на игорный

бизнес

-

0,5

0,6

0,8

1,1

0,3

37,5

Земельный налог

111,4

129,2

185,1

176,4

186,0

9,6

5,4

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

43,2

50,0

69,6

68,9

69,1

0,2

0,3

Государственная пошлина

9,4

12,6

19,4

18,8

19,1

0,3

1,6

Иные налоги, сборы и обязательные

платежи

3,6

42,7

348,1

388,7

452,6

63,9

16,4

Всего

5832,1

6129,3

6 906,0

7 551,5

8181,5

630,0

8,3




Таблица 3.4 – Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы (местные бюджеты), млрд. руб.

Налоговые поступления




Налоговые поступления по годам




Абсолютное отклонение, млрд. руб.,

2017/2016

Тема роста,

%,

2017/2016

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Налог на прибыль

организаций

6,1

8,3

9,1

6,6

12,1

5,5

83,3

НДФЛ

521,3

542,2

617,1

660,5

1062,7

402,2

60,1

Продолжение таблицы 3.4

1

2

3

4

5

6

7

8

Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ

-

0,07

0,09

0,2

0,5

0,3

150,0

Налог на имущество организаций

2,3

2,8

3,9

4,1

5,2

1,1

26,8

Налог на имущество физических лиц

21,1

22,1

25,7

28,9

31,7

2,8

9,7

Транспортный налог

2,3

2,8

4,9

3,6

3,9

0,3

8,3

Налог на игорный

бизнес

-

0,01

0,02

0,02

0,02

-

-

Земельный налог

122,8

123,7

163,3

156,4

191,8

35,4

22,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1,2

1,5

1,7

1,9

12,2

10,3

542,1

Государственная пошлина

11,3

12,9

16,7

16,2

16,9

0,7

4,3

Иные налоги, сборы и обязательные

платежи

194,9

27,2

127,8

133,2

643,6

510,4

383,2

Всего

883,3

743,6

970,3

1011,6

1978,4

966,8

95,6