Файл: 1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании представленных данных в таблицах 2.3-2.4 можно сделать вывод, что общая величина поступлений в бюджетную систему страны имеет динамичный рост, налоговые поступления также имеют тенденцию к росту. Изменения составили:

  1. поступления в федеральный бюджет увеличились в 2017 году на 395,5 млрд.

руб., темп роста составил 4,5% по сравнению с 2016 годом – незначительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;

  1. поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2017 году выросли незначительно – на 630,0 млрд. руб., что составило 8,3% прироста по сравнению с 2016 годом;

  2. поступления в доходы местных бюджетов в 2017 году относительно 2016 года показали значительный рост – на 966,8 млрд. руб., темп роста составил 95,6%. Налоговые доходы местного бюджета складываются из налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога, и других налоговых платежей. Именно эти налоги определяют доходную базу местного бюджета [19].

Удельный вес конкретных налогов и сборов в сумме всех поступлений бюджетной системы Российской Федерации за пять лет изменился незначительно. Так, на формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС, который является первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом. В 2017 году его доля в федеральном бюджете страны – 56,3%, в 2016 году его доля в федеральном бюджете – 48,5 %.

Вторая по значимости для федерального бюджета – группа платежей за пользование природными ресурсами, которые составили в 2017 году они составили 2224,2 млрд. руб. или 24,5%, в 2016 году 2882,8 млрд. руб. или 33,1% от общей суммы налоговых поступлений. Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ сформировали в 2017 году 9,4% налоговых поступлений в федеральный бюджет страны, в 2016 году данный показатель составил 7,3% налоговых поступлений или 632,5 млрд. рублей. Налог на прибыль 8,4% от суммы всех налоговых поступлений.

В консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации более одной третьей поступлений – 39,7 % – составляет налог на доходы физических лиц. Практически равен ему по значимости налог на прибыль организаций, его доля 30,9 %.

В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц, его доля – 53,7% (1062,7 млрд. руб.) всех поступлений, важно отметить значительный рост налоговых поступлений в местные бюджеты в 2017 году – темп роста составил 95,5%.

Далее необходимо отметить, что в категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. На протяжении последних пяти лет налоговые поступления неизменно остаются основной составляющей доходной части бюджета Российской Федерации. Так, на их долю приходится в 2013 году – 56,5%, в 2014 году – 53,4% %, в 2015 году – 60,0% %, в 2016 году – 58,3%, в 2017 году – 62,9% всех доходов бюджетной системы Российской Федерации.


Анализ структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ показал, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снизились на 1,7%. Одной из причин снижения налоговых поступлений является рост задолженностей по налоговым платежам и сборам, которая увеличивается с каждым годом. Однако уже в 2017 году относительно 2016 года налоговые доходы в бюджет значительно выросли, на 3103,3 млрд. руб., тема роста составил 19,2%,

В 2017 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19276,9 млрд. руб., из них федеральных налогов и сборов на сумму 17501,8 млрд. рублей (90,8% от общей суммы налоговых доходов), региональных налогов – 1012,4 млрд. рублей (5,3%), местных налогов – 246,4 млрд. рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом – 516,3 млрд. рублей (2,6%) [19].

В 2017 год в бюджете России наблюдается тенденция роста расходов над доходами. Проведенный анализ структуры и динамики доходов бюджета, позволяет говорить о том, что государственный бюджет Российской Федерации дефицитен. Для достижения положительного результата, необходимо предпринять эффективные меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджет государства, а, с другой, способствовали сокращению государственных расходов.

По результатам проведенного анализа, можно отметить, что благодаря значительному улучшению качества налогового администрирования и переходу на современные технологии удалось не только обеспечить положительный тренд в налоговых поступлениях, но и в значительной мере нивелировать влияние экономических факторов на доходы бюджета. В последние годы динамика налоговых поступлений сильно зависела от конъюнктурных колебаний на мировых рынках сырья. Особенно ярко это проявилось во время экономического кризиса. Однако сейчас влияние внешних факторов на динамику налоговых поступлений постепенно снижается.

Также важно отметить, что рост эффективности налоговых поступлений в бюджет стал возможен, прежде всего, за счет создания новой цифровой модели налогового администрирования, основанной на современных технологиях, таких как Big Dаta и других. Это позволяет внедрять новые инструменты налогового администрирования, основанные на риск-ориентированном контроле, прежде всего АСК НДС и онлайн ККТ. А также реализовывать проекты отраслевой аналитики, стимулируя тем самым налогоплательщиков к добровольной корректировке своих обязательств.



Таким образом, отвечающая требованиям современной экономики система налогового администрирования обладает большей стрессоустойчивостью и способна противостоять внешним вызовам и, следовательно, обеспечивать стабильные доходы бюджетов всех уровней.



4 Проблемы формирования налоговых доходов в бюджетах РФ

Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджета и эффективным для страны, инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Вопрос повышения эффективности налоговых поступлений в бюджет страны выступают основной проблемой формирования доходной части бюджета Российской Федерации.

На протяжении последних трех лет налоговые поступления неизменно остаются основной составляющей доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации. Так, на их долю приходится в 2015 году – 53,4 %, в 2016 году – 60,0 %, в 2017 году – 58,3 % всех доходов государственного бюджета страны. Роль главного администратора налоговых доходов бюджета Российской Федерации за 2015-2017 гг. стабильно принадлежит Федеральной налоговой службе Российской Федерации, которая в 2017 году обеспечила 64,5% всех доходов государственного бюджета России [19].

Несмотря на то, что налоговые поступления остаются основным источником формирования бюджета Российской Федерации на протяжении, за 2017 год по сравнению с 2016 годом темп прироста находится в отрицательной зоне (-1,6%). Данное обстоятельство обусловлено неравномерностью налоговых поступлений в бюджет, нестабильностью роста налоговых доходов, проблемы современного налогового администрирования Российской Федерации.

Таким образом, обозначим проблемы формирования и повышение эффективности налоговых поступлений в государственный бюджет страны:

- Налог на прибыль организаций характеризуется неравномерностью поступлений. Удельный вес налога на прибыль в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета страны из года в год колеблется, так в 2014 году удельный вес составил 15,8% в структуре всех налоговых поступлений, в 2015 году удельный вес налога на прибыль составлял 15,8% , в 2016 году он составил 17,1%, по предварительным данным, и в 2017 году 18,8%. Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет страны увеличивается, прирост за 2016 год составляет 6,6% и соответственно поступления в федеральный бюджет РФ уменьшается и составляет 5,6% на 2016 год, в то время как, в 2015 году он составлял 5,7%. Рост поступлений налога, в целом, обусловлен увеличением выручки за счет положительных курсовых разниц, ростом цен на товары, работы и услуги на внутреннем рынке. Кроме того, возросло поступление налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов, в том числе за счет увеличения с 2015 г. ставки налога с 9 % до 13 процентов. Проблема недополучения дохода от налога на прибыль – уклонение от налогообложения с помощью использования различных схем. Даже крупные и успешно функционирующие предприятия стараются любыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет [14, с. 133].


- Налог на добавленную стоимость остается одним из самых проблемных налогов в российской налоговой системе. Значительные издержки государства и бизнеса, связанные с администрированием НДС, проблемы, возникающие при его возмещении из бюджета, являются актуальными вопросами, связанные с реформированием и совершенствованием НДС. Поступлений «внутреннего» налога на добавленную стоимость зависит от изменений объема и цен конечного потребления в экономике. Таким образом, факторы риска при оценке объема поступлений НДС по товарам внутреннего происхождения связаны с динамикой реальных доходов населения и реального товарооборота, а также с уровнем индекса-дефлятора внутреннего потребления, который в наибольшей степени из всех показателей инфляции близок к индексу потребительских цен. Уровень инфляции в 2019 году может оказаться несколько выше, чем в базовом варианте официального прогноза Министерства экономического развития, в то же время вполне вероятны дальнейшее падение оборота розничной торговли и более масштабное сокращение реальных располагаемых доходов населения. Это говорит о том, что хотя в номинальном выражении план по «внутреннему» НДС вполне может быть выполнен, в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) его динамика может оказаться несколько хуже официального прогноза. Если же говорить об НДС на импортные товары, то здесь есть определенные риски снижения поступлений. Необходимо рассмотреть сценарий дальнейшего падения объемов импорта в долларовом выражении, в первую очередь импорта товаров, которое не будет компенсировано соответствующим снижением курса рубля к доллару, что может привести к снижению импорта в рублевом выражении и к сокращению по сравнению с планом соответствующих налоговых поступлений.

- Ежегодное снижением поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ), которые ежегодно составляют около 20% (в 2017 году – 18,2%, в 2016 году – 19,2%, в 2015 году – 20,5%) всех доходов бюджета страны. Снижение поступлений по данному налогу связано, прежде всего, со значительными колебаниями мировой цены на нефть марки «Юралс» и сокращение поступлений от экспортных пошлин. При этом надо учитывать, что порядка 88-89% поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10% – пошлинами на экспорт газа [11, с. 105].