Файл: Курс лекций для студентов iv курса Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
1.7
Управление персоналом в сфере информатизации
При рассмотрении этой типовой задачи менеджмента необходимо иметь в виду, что объектом управления для информационного менеджера является персонал не только подразделений сферы обработки информации предприятия, а весь персонал предприятия в целом. Это особенно важно учитывать, так как каждый работник предприятия может быть не только формальным конечным пользователем ИС, но он может их также создавать, развивать и целенаправленно, эффективно использовать на своем рабочем месте.
Эти важные свойства каждого работника предприятия являются его ресурсом в области создания, развития, использования и эксплуатации ИС и составляют часть кадрового ресурса предприятия. Предприятию, во-первых, необходимо приложить усилия и затратить средства для приобретения работником начальных знаний (часто обозначаемых как компьютерная грамотность); во- вторых, в соответствии с избранным профилем его деятельности необходимо интенсифицировать и актуализировать его ресурс также и в других задачах и функциях информационного менеджмента.
Необходимо создавать предпосылки для формирования на предприятии обстановки привлекательности роста квалификации работников в сфере обработки информации и планировать этот рост.
Стратегическое требование сохранения и развития квалификационного потенциала у каждого из сотрудников предприятия должно преобразоваться в форму соответствующих программ обучения персонала. При этом естественно ориентироваться на планируемые предприятием инновационные проекты и использовать программы обучения персонала для их освоения. Наряду с программами повышения квалификации общего характера, которые работники могут посещать добровольно, требуются также специальные программы планового обучения для освоения определенных ИТ и применения методов обработки информации в прикладных областях для конкретного применения ИС, предназначенных для определенных групп работников в обязательном порядке. В рамках такого «менеджмента развития» могут применяться также системы оценки, в которых обучение дополняется контролем в той или иной форме.
Еще раз следует подчеркнуть, что все планируемые мероприятия по обучению предназначены не только для работников подразделений обработки информации, а вообще для всех работников предприятия; поэтому они должны быть включены в «менеджмент развития» всего предприятия.
1.8
Управление капиталовложениями в сфере информатизации
Управление капиталовложениями подразумевает принятие решений относительно объемов и направления инвестиций в информационную сферу.
При этом основываются на различных соображениях: повышение эффективности деятельности предприятия, обеспечение конкурентного преимущества, повышение качества продукции или услуг, унификация технологической среды ИС предприятия и т. д.
При оценке эффективности инвестиций необходимо учитывать не только сами инвестиции, но и эксплуатационные издержки, т. е. полную цену владения информационными ресурсами.
В частности, инвестиции в дорогостоящие ИС высокой эффективности, ориентированные на обеспечение предприятию успешной конкуренции на рынке, могут быть оправданы только в рамках общей стратегии предприятия из-за значительного объема затрачиваемых на них капиталовложений. Часто привлекаются и другие критерии для оценки целесообразности капиталовложений (например, типовые решения, принятые в данной отрасли, или имеющиеся в распоряжении предприятия для создания и развития ИС другие производственные ресурсы).


20
При принятии решений об инвестициях перспективным является использование системы сбалансированных показателей, характеризующих бизнес с четырех важнейших точек зрения: потребителя, компании, инноваций и обучения и финансовой точки зрения.
Система связывает финансовые показатели с операционными для внутренних процессов, инновационной и обучающей деятельности внутри организации и для обеспечения запросов потребителей. Изучая операционные показатели и управляя ими, организация может получить хорошее представление о финансовой эффективности в будущем.
Во многих случаях к стратегическим задачам информационного менеджмента в этом направлении принадлежит также осуществление выбора между различными формами вложения капитала в ИС - между приобретением ИС, их арендой или оплатой на основе лизингового соглашения. Производители СИ в ряде случаев идут на смягчение условий оплаты их продукции с целью укрепления связей с потребителями.
1.9
Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных
ресурсов
Вместе с повышением стратегического значения сферы обработки информации на самых разных предприятиях все большую роль играет требование комплексной защищенности ИС, как таковой, и созданных на ее основе информационных ресурсов. Это качество системы следует обеспечивать на всех этапах процесса обработки информации. Наиболее широко известная и понятная проблема обеспечения защищенности данных (против потери или порчи), а также требование правовой охраны данных (защита чьих-то персональных данных от несанкционированного доступа) являются уже классическими требованиями к любой ИС.
Информационные системы должны быть защищены и от технических отказов, и от технологических нарушений при эксплуатации.
Непривычным пока является использование ИС в «динамике соперничества»: при разработке следует так строить информационную систему, чтобы у предприятия на возможно более долгое время возникало существенное опережение по отношению к тем конкурентам, которые могут стремиться повторить его систему, что всегда определит дефицит возможностей у «преследователя».
Защита предприятия от катастроф или аварий при эксплуатации ИС сегодня является необходимым условием защищенности. Это может быть собственная страховка (например, строительство запасного ВЦ) или использование специального плана защитных мероприятий, которые при необходимости обеспечивают доступ к постороннему ВЦ.
Мероприятия по защите данных на многих предприятиях, конечно, уже детально разработаны и хорошо знакомы работникам, отвечающим за их выполнение.
Необходимо также рассмотреть мероприятия в преодолении возможных кризисных ситуаций, которые должны специально создаваться и моделироваться службой ИМ, чтобы в ответственный момент персонал мог оказаться на высоте.
В заключение необходимо отметить, что защита системы не может быть идеальной и не должна строиться как абсолютная. Это потребовало бы существенного увеличения затрат как на ее создание, так и на ее эксплуатацию; защита должна строиться рационально, т. е. с оптимальными по некоторому критерию характеристиками, что в каждом случае составляет предмет самостоятельного исследования
Вопросы для самоконтроля
1.
Формирование технологической среды информационной системы
2.
Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания
3.
Планирование в среде информационной системы
4.
Формирование организационной структуры в области информатизации
5.
Использование и эксплуатация информационных систем
6.
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ
7.
Управление персоналом в сфере информатизации


21 8.
Управление капиталовложениями в сфере информатизации
9.
Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1.
Волкова, О.Н. Управленческий учет: Учебник / О.Н. Волкова. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2009. – 472 с. -ISBN 6-8369-0042-6.
2.
Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т.
Гиляровская.- М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – 306 с. - ISSN 5-482-00862-2.
Дополнительная
1.
Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2010. –
222 с.- ISBN 5-3975-0594-0.
2.
Васильева, Л.С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева. – М.: КНОРУС, 2011. – 544 с.- ISBN 5-
7751-0284-7.

22
Лекция 3
ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Сущность процесса планирования
Управлять, в значительной мере, означает предвидеть, то есть прогнозировать, планировать, поэтому важнейшим в управлении предприятием является планирование.
Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.
Цель планирования - повышение эффективности работы предприятия на основе повышения качества принимаемых управленческих решений за счет предварительного анализа возможных последствий этих решений в будущем.
Основная задача планирования - разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др.
Необходимость составления планов определяется следующими основными причинами:
 неопределенность будущего;
 координирующая роль плана;
 оптимизация экономических последствий.
Система планирования и управления любой организации носит иерархический характер и включает различные виды планов, отличающихся друг от друга по горизонту планирования и, как следствие, по степени детализации.
В качестве примера рассмотрим типовую систему планирования и управления, характерную для предприятий промышленного производства. В такой системе можно выделить следующие уровни:
 стратегическое планирование;
 бюджетирование и операционное планирование, включающее формирование плана продаж и операций и основного производственного плана;
 планирование материалов и мощностей, включающее планирование необходимых материалов и планирование необходимых мощностей;
 оперативное управление деятельностью предприятия.
Для каждого уровня характерны свои цели, горизонты планирования и степень детализации. По мере перехода от стратегического планирования к оперативному управлению цели изменяются по степени их конкретизации, плановые интервалы варьируются от нескольких лет до дней и часов, а степень детализа ции повышается от обобщенных показателей до параметров отдельных подразделений и рабочих центров.
Таким образом, каждый уровень планирования отличается от других следующими параметрами:
 целью плана;
 горизонтом планирования (интервал времени от текущего момента до некоторой даты в будущем, для которого данный план разрабатывается);
 степенью детализации плана;
 частотой, с которой план пересматривается и корректируется. Схематически соотношение глубины детализации и плановых горизонтов.
Планирование развития информационной среды предприятия и применения ИТ основывается на тех же общих принципах и методах.
Так как ИТ в большинстве случаев относятся к обеспечивающим процессам, то для них основными являются стратегическое планирование и планирование мощностей и материалов.
Отметим, что информационные технологии и соответствующие средства развиваются очень быстро, и поэтому для этой сферы чрезвычайно важен этап именно стратегического


23
(долговременного) планирования.
Оперативный уровень
Стратегический бизнес-план - это план, устанавливающий основные цели предприятия и задачи, которые компания хочет решить в течение ближайших нескольких (как правило, от двух до десяти) лет. Это план развития, в котором описано то, как предприятие видит свое будущее (продукция, рынки и т. д.), а также основные пути достижения поставленных целей.
Основой стратегического плана служат долгосрочные прогнозы, учитывающие самые разные аспекты: маркетинговые, финансовые, производственные и технические. В свою очередь, стратегический план должен обеспечить согласованность и координацию ряда других планов, например, маркетингового плана, плана продаж, финансового плана (бюджета), плана производства, плана новых разработок.
Стратегический бизнес-план содержит агрегированную информацию, в нем представлены лишь обобщенные показатели, такие, как: оценка рыночного спроса для основных групп продукции, обобщенные объемы продаж и производства в стоимостном и/или натуральном выражении, увеличение оборота или прибыли предприятия. Именно этот план описывает цели предприятия, в то время, как планы более низких уровней конкретизируют пути их достижения. Используя маркетинговую, финансовую и производственную информацию, стратегический план устанавливает общие рамки (ограничения) на последующие этапы планирования, используемые для планирования на уровне подразделений: отделов маркетинга и финансов, подразделений производства и конструкторско-технологических служб. Таким образом, именно стратегический план обеспечивает целевую ориентацию всей системы корпоративного планирования.
План необходимых материалов представляет собой план закупок и/или производства материалов (сырья, деталей, комплектующих и т. п.), необходимых для обеспечения выпуска готовой продукции в количествах и в сроки, указанные в основном производственном плане.
План МКР характеризуется высоким уровнем детализации: количество материалов и сроки, к которым они должны быть в наличии (закуплены или произведены внутри предприятия), определяются для каждого материала, комплектующего изделия, сборочной единицы и т. д.
В процессе формирования МКР для каждого материала, входящего в структуру изделия, должна быть определена потребность в пополнении складского запаса. Цель - обеспечить наличие необходимого материала в необходимом количестве по состоянию на определенный момент времени (либо через производственное задание, либо через заказ на приобретение материала со стороны).
После того, как план МКР составлен, он должен быть проанализирован на предмет его соответствия имеющимся ресурсам: располагает ли предприятие мощностями, достаточными для реального выполнения плана. Этот процесс получил название планирование необходимых мощностей. В данном случае под мощностью подразумевается возможность производственной системы выполнить объем работ за определенный период времени. Суть управления мощностями заключается в том, что на каждом иерархическом уровне планирование материалов должно сопоставляться с имеющимися у предприятия ресурсами, причем в календарном разрезе. Если ресурсов достаточно, то план МКР может быть принят к исполнению. Если это не так, то следует либо привести мощности в соответствие плану МКР, либо скорректировать сам МКР.
Важно отметить, что задача оценки и планирования мощностей актуальна не только в связи с планом МКР, но и при планировании на более высоких уровнях.
1   2   3   4   5   6   7

3.2 Основы стратегического планирования информационных систем
Формирование и развитие на предприятии информационной системы, предназначенной для обеспечения постановки и поддержки решения производственных и управленческих задач в их стратегической перспективе, всегда требуют долгосрочного планирования, ориентированного на стратегические цели в области организации, развития и использования
ИС, т. е. стратегического планирования ИС (СПИС).

24
Эти задачи и функции являются частью информационного менеджмента предприятия и требуют, в свою очередь, полной интеграции задач СПИС в систему планирования предприятия в целом. Необходимо учитывать особую важность решения всех стратегических вопросов.
СПИС, по существу, представляет собой процесс, в котором принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относительно действующих в течение длительного срока целей и основных положений (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования. Временные рамки стратегического планирования ИС охватывают обычно период от пяти до десяти лет.
Результатом СПИС должен являться документ, который содержит, во- первых, констатацию существующего положения в области ИС как на предприятии, так и вне его, во- вторых, разработанные по годам стратегии в этой области и необходимые для их реализации на предприятии мероприятия.
Для процесса СПИС характерны следующие типичные фазы или этапы.
1.
Постановка задач СПИС или предварительные соображения: для какой части предприятия должно проводиться СПИС, в каком именно виде и кем, а также, что от этого должно получить предприятие и когда?
2.
Всесторонний анализ условий. С одной стороны, анализируется наиболее важная часть окружения предприятия (клиентура, рынки продукции, технология, конкуренция, народное хозяйство, политика и т. п.) и идентифицируются вытекающие из этого риск, шансы и требования. С другой стороны, изучаются внутренние условия предприятия (структура производства, процессы производства, обслуживаемые рынки, финансы, ресурсы, конкуренция, персонал и т. п.) и устанавливаются сильные и слабые стороны сферы ИС.
3.
Постановка стратегических целей для ИС. Полученные в фазе анализа условий знания представляют собой основу для конкретного формулирования стратегических целей ИС. Имеет смысл ставить только одну цель или небольшое их число в качестве базиса для иерархической системы целей. Цели должны быть операциональными, т. е. проверяемыми, и общепризнанными. Принципы и направления, закладываемые в ИС, образуют как бы рамки для стратегии в области ИС, а также и для оптимального планирования мероприятий. Эти рамки всегда могут и должны использоваться при решении производственных вопросов, при распределении работ по работникам, персонала по проектам и т. д.
4.
Разработка стратегий ИС. Она выполняется с учетом архитектуры применения ИТ, доступных или имеющихся ресурсов, структуры организации и управления. Стратегии ИС характеризуют пространство и потенциал, которые должны быть задействованы для достижения обозначенных целей.
5.
Планирование конкретных мероприятий. Этот этап имеет уже оперативный характер и поэтому, строго говоря, не является собственно частью СПИС. В рамках долгосрочного планирования мероприятия описываются в общей форме, в виде некоторых акций в составе развитых стратегий, отдельные шаги которых фиксированы во времени. Краткосрочные планы в области ИС содержат, напротив, специфицированные в числовой форме мероприятия на весь планируемый год. Планирование мероприятий является предпосылкой для определения отдельных проектов развития ИС (рис. 3.2.1).
С помощью упорядочения сверху вниз (или снизу вверх) описанных составляющих системы планирования на предприятии устанавливается иерархический порядок создания стратегических планов, который для практического воплощения требует также и временного структурирования СПИС.