Файл: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков бакалаврская работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПРИЛОЖЕНИЕ А
Профиль самовосприятия для подростков С. Хартер
Краткая информация о методике:

Предлагаемая методика разработана С. Хартер (1988) и предназначена для выявления особенностей самовосприятия у подростков. Для использования в России была адаптирована и стандартизирована на отечественной выборке Н. К. Радиной и Е. Ю. Терешенковой в 2006 г.

Методика С. Хартер содержит 9 субшкал (было выбрано 2) и позволяет выявить оценку подростками собственной компетентности в наиболее значимых сферах жизни:

1) субшкала «Социальное принятие» — восприятие собственной популярности у сверстников;

2) субшкала «Глобальная / общая самооценка» определяет степень того, насколько подросток принимает себя, нравится себе.

Описание методики и процедура проведения

Материал методики дается на бланке. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.). На следующих страницах представлен текст методики. На последней странице в рамке имеется место для записи оценок и выводов по результатам исследования.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков подросткам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить тренировочные задания. Психолог должен проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, а затем вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, а психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает 25—30 минут.
Инструкция. Перед тобой опросник, состоящий из высказываний о двух группах подростков. В нем нет правильных или неправильных ответов. Прочитав каждое высказывание опросника, выбирай ту группу подростков, которая тебе более подходит, где подростки более похожи на тебя (т.е. выбирай одну из альтернатив высказывания), а затем отметь любым значком только один вариант согласия с данным высказыванием («полностью подходит», «подходит частично»), описывающий степень твоего сходства с подростками из этой группы.

Обработка и оценка полученных результатов

1. Результаты респондента сопоставляются с ключами (табл. 2 и 3).


Таблица 1 - Субшкалы профиля самовосприятия



Субшкалы профиля самовосприятия

Номер утверждения

1.

Социальное принятие

2, 6, 10, 14, 18

2.

Глобальная / общая самооценка

4, 8, 12, 16, 20

В соответствии с табл. 2 подсчитывается количество баллов по каждой субшкале.

2. Полученные результаты сопоставляются с данными стандартизации (табл. 3).

Условные обозначения: шах — максимальное значение, min — минимальное значение, Me — медиана, т — среднее арифметическое отклонение, 5 — среднее квадратическое отклонение. Выбор средних показателей зависит от характера распределения данных; при распределении, близком к нормальному, используются среднее арифметическое и среднее квадратическое отклонения, при непараметрическом распределении следует ориентироваться на показатели медианы и размаха (max — min).

Шкала «Социальное принятие» – отражает самовосприятие собственной популярности у ровесников, а также представлений о том, нравится ли он/она другим (например, утверждение № 1: «Некоторым подросткам трудно заводить новых друзей, а другие подростки с легкостью заводят новых друзей»).

Глобальная/общая самооценка - определяет степень того, насколько подросток нравится самому себе как личность, насколько он доволен своей жизнью (например, утверждение № 2: «Некоторые подростки часто бывают разочарованы в себе, а другие подростки вполне довольны собой»).

Также необходимо отметить важнейшую конструкторскую особенность методики, которая, по сути, является методологической: автор методики насколько это возможно в рамках опросника избежала ориентировки испытуемого на «норму», предоставив изначально несколько ответов, которые «все являются правильными». Предлагаемый в методике формат ответов, когда испытуемый сначала выбирает группу подростков, которая ему больше подходит, а затем оценивает, полностью ему подходит выбранное качество или подходит частично, позволяет отчасти снять проблему социально желаемых ответов.

Бланк методики

ФИО _____________________________________________

Школа, город: _____________________________________

Класс: ____________________________________________

Возраст: __________________________________________




Полностью подходит для меня

Частично подходит для меня

Утверждения




Утверждения

Частично подходит для меня

Полностью подходит для меня

1







Некоторым подросткам трудно находить новых друзей,

а

другие подростки с легкостью заводят новых друзей.







2







Некоторые подростки часто бывают разочарованы в себе,

а

другие подростки вполне довольны собой.







3







У некоторых подростков много друзей,

а

у других подростков мало друзей.







4







Некоторым подросткам не нравится, как они живут

а

другим подросткам правится их жизнь.







5







Некоторым подросткам очень трудно понравиться другому человеку,

а

другие подростки легко нравятся тем, кого встречают.







6







Некоторые подростки довольны собой

практически всегда,

а

а другие подростки часто недовольны собой.







7







Некоторые подростки популярны среди сверстников,

а

другие подростки не очень популярны в обществе сверстников







8







Некоторые подростки нравятся себе такими, какие они есть,

а

другие подростки хотят в себе что-то изменить.







9







Некоторые подростки довольны своим кругом общения в среде ровесников,

а

другие подростки хотели бы расширить свой круг общения в среде ровесников.







10







Некоторые подростки счастливы быть

такими, какие они есть,

а

другие подростки хотели бы измениться.









Таблица 2 - Количество баллов

Полностью подходит для меня

Частично подходит для меня



утверждения

Частично подходит для меня

Полностью подходит для меня

1

2

1

3

4

1

2

2

3

4

4

3

3

2

1

1

2

4

3

4

1

2

5

3

4

4

3

6

2

1

4

3

7

2

1

4

3

8

2

1

4

3

9

2

1

4

3

10

2

1

 

Таблица 3 - Результаты стандартизации теста «Самовосприятие подростков»

Показатель

Гендер

Школьная

компетентность

Социальное

принятие

Поведение

Общая

самооценка

шах

Мальчики

20

20

20

20




Девочки

20

19

20

19

min

Мальчики

9

5

8

8




Девочки

8

7

5

8

Me

Мальчики

14

15

14

14




Девочки

13

15

12

13

т

Мальчики

14,2

13,8

13,6

14,2




Девочки

13,3

14,7

12,4

12,9

S

Мальчики

2,5



2,6

3,2




Девочки

2,6

2,9

2,8

2,7


Таблица 4 - Полученные результаты при проведении методики:

Показатель

Гендер

Школьная

компетентность

Социальное

принятие

Поведение

Общая

самооценка



















Полученные результаты характеризуют самооценку компетентности подростка по каждой шкале.

С. Хартер отмечает, что «не разделяет мнения о том, что глобальную / общую самооценку можно измерить, суммируя ответы на различные вопросы, описывающие человека, так как это маскирует важный факт: подростки в своих взглядах выражают мнения относительно умений и их соответствия в различных жизненных сферах».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика «Прошлое, настоящее», будущее»
Цель методики: диагностика временной перспективы — представления о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином, целостном пути развития.

Описание методики и процедура проведения:

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. Методика предъявляется респонденту на бланке.

Детям предлагается написать на бланке каждому по 5 событий из своего прошлого, настоящего и предполагаемого будущего. Больше никаких разъяснений не дается.

Заполнение методики вместе с чтением инструкции составляет 20—25 минут.

Бланк методики «Прошлое, Настоящее, Будущее»

Фамилия, имя: ________________________

Школа: Патриот

Возраст : _____________________________

Дата проведения: __________________2022

Время проведения: _____________________

Прошлое ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Настоящее ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Будущее

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Обработка и оценка полученных результатов:

В данной методике анализируются такие параметры как - само содержание события, его временная отнесенность, субъективность, (роль респондента в данных событиях), оценочность (отношение к событиям), конфликтность.

Подросток свою взрослость проявляет своим поведением, это поведение и есть представление о себе как о взрослом. То каким он видит себя в прошлом, настоящем и будущем, является показателем переходного возраста на этап выше к взрослости.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика личностных качеств «Я в настоящем, я в будущем»
Методика личностных качеств «Я в настоящем, я в будущем» на обнаружение внутреннего развития, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, адекватности возрастной идентификации. По пятибалльной системе оценить личностные качества настоящего и будущего. Время на проведение методики составляет 15 минут.

Фамилия, имя: ________________________

Школа: _______________________________

Возраст : _____________________________

Дата проведения: __________________2022

Время проведения: _____________________
Настоящее: Будущее:

1. Целеустремленность____________ ___________________

2. Общительность ________________ ___________________

3. Отзывчивость __________________ ___________________

4. Эгоизм ________________________ ___________________

5. Ответственность ________________ ___________________
Что изменилось? _____________________________________________________

За счет чего? _________________________________________________________