Файл: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков бакалаврская работа.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В данной методике анализировали несколько критериев: разделение событий на глобальные (жизненно важные - рождение, поступление в школу, создание семьи, будущая работа и т.д.) и частные (преходящие, ситуативные); выяснении временной удаленности событий прошлого и будущего относительно настоящего; субъективность - объективность своей роли в событиях.
Таблица 3 - Динамика доли глобальных событий (в%)
| 6 класс 25 чел. | 9 класс 23 человека |
прошлое | 52% | 30,43% |
настоящее | 36% | 17,39% |
будущее | 84% | 91,3% |
По результатам анализа видно (Таблица 3), что глобальные события у шестиклассников увеличиваются в сторону будущего, в то же время - уменьшаются в настоящем, тем самым они критичны в своих возможностях в настоящем и уверенны в идеальном будущем. Младшие подростки хорошо помнят и акцентируют события, произошедшие в дошкольном и начальном школьном возрасте; в настоящем чаще выделяют внимание на текущие оценки, достижения в секциях, на своих питомцев, поездки в места, где раньше не были; а будущее им представляется свободным и радужным - получение паспорта; стать летчиком, актрисой, миллионером; получить награду в соревнованиях; жить в красивом доме и т. д.
У девятиклассников процент глобальных событий тоже увеличен в сторону будущего, даже больше чем у шестиклассников, но цели у старших подростков не такие размытые как у шестиклассников (Таблица 3). По высказываниям девятиклассников можно сказать, что на первом месте у них стоят такие задачи: окончание школы, поступление в средне профессиональное или высшее учреждение, получение профессии, создание семьи.
Главный принцип временного анализа складывался в отнесении называемых детьми событий к некоторому отрезку прошлого, настоящего, будущего. События настоящего могли произойти «сегодня», «завтра», «здесь и сейчас», «Этот месяц или год» и т.д.
Моменты прошлого и будущего были условно разделены на «отдаленные « и «близкие»: «отдаленное прошлое» - от рождения до поступления в школу; «близкое прошлое» - от первого класса до настоящего времени; «близкое будущее» - от настоящего периода до окончания школы; «отдаленное будущее» - после окончания школы.
Таблица 4 - Динамика временной отнесенности событий ( в %)
| 6 класс 25 чел | 9 класс |
Отдаленное прошлое | 30% | 13,04% |
Ближайшее прошлое | 50% | 78,26% |
Ближайшее будущее | 40% | 13,04% |
Отдаленное будущее | 50% | 86,96% |
Из таблицы видно (Таблица 4), что у шестиклассников преобладают события ближайшего прошлого (поступил в шестой класс, получил «5» по ВПР, выиграл в соревнованиях в этом году, прошел сложную компьютерную игру…) и отдаленного будущего (стану чемпионом, буду богатым бизнесменом, куплю дорогой компьютер, дом...). Шестиклассники ориентированы на социально-значимые события, факторы личностного роста, достижений.
У девятиклассников показатели «ближайшего прошлого» и «отдаленного будущего» еще выше показателей шестиклассников (Таблица 4). Они чаще всего в своих высказываниях упоминают то, что произошло недавно, происходит сейчас и то, что произойдет после окончания школы. Важным «ближайшего будущего» они считают: текущие оценки, сдачу итоговых работ по предметах, встречи любимого человека, результаты спортивных соревнований, поездки с классом; «отдаленного будущего» - окончание школы, поступление в ВУЗы, выбор профессии, создание семьи, покупка жилья, поездки за границу…
Важным параметром динамики временной перспективы является “субъектность”, когда подросток принимает свою роль в изменении ситуации. Субъектная ориентация обнаруживается в высказываниях таких, например, как: “я родился”, “я научился”, “я делал это...” и т.д.
Таблица 5 - Динамика доли субъективных высказываний глобального характера (в%)
| 6 класс 25 чел. | 9 класс |
прошлое | 37,5% | 73,91 |
настоящее | 66,67% | 65,22 |
будущее | 75% | 52,17 |
Анализ высказываний показал (Таблица 5), что у шестиклассников наблюдается значительный рост субъектных высказываний от прошлого к настоящему и будущему. Повышение доли субъективных высказываний выступает свидетельством проявления «чувства взрослости», как проявления своего Я. В настоящем подростки – шестиклассники чаще всего видят реальность как течение обстоятельств, реальность не зависящую от роли самого подростка, но в будущем они уверенны, что будут самостоятельно устраивать свою жизнь - получат профессию, купят машину, дом, станут богатыми и т.д. Будущая жизнь подросткам – шестиклассникам представляется временем свободной от ограничений и расширением рамок, где они с легкостью могут приобрести то, что могут позволить себе взрослые.
К девятому классу наблюдается значительное снижение количества субъектных позиций в высказываниях событий от прошлого к будущему (Таблица 5). Упоминание событий с возрастом начинает принимать не субъективный», а вообще безразличный характер. Подростки – девятиклассники напротив считают, что события будущего будут разворачиваться как что то само собой складывающееся.
В заключительной части исследования была применена методика целью, которой было определить основные характеристики чувства взрослости по шкалам: целеустремленность, общительность, отзывчивость, эгоизм и ответственность. Для участников была поставлена задача - оценить собственные качества по пятибалльной системе в параллели времени настоящего и будущего. Так же было предложено прокомментировать изменения - за счет чего произойдут эти изменения.
Таблица 6 - Динамика изменений шкал качественных характеристик личности подростка от настоящего к будущему ( в %)
| 6 класс | 9 класс | ||||
Характеристики | Повышение | Понижение | Без изменений | Повышение | Понижение | Без изменений |
Целеустремленность | 60% | 4% | 36% | 56,52 | 4,35 | 39,13 |
Общительность | 32% | 20% | 48% | 39,13 | 17,39 | 43,48 |
Отзывчивость | 48% | 4% | 48% | 30,43 | 8,7 | 60,87 |
Эгоизм | 12% | 48% | 40% | 17,39 | 34,78 | 47,83 |
Ответственность | 60% | 4% | 36% | 65,22 | 4,35 | 30,43 |
Анализ результатов оценивания качественных характеристик личности шестиклассников показал (Таблица 6), что самые высокими индексы были по шкалам - Целеустремленность и ответственность, так же почти половина респондентов отметила плюсовые результаты по шкале - Отзывчивость, а вот Эгоизм, по мнению половины участников, понизится. Подростки считают, что в будущем, они станут способны нести ответственность за свою жизнь, получат достойное образование, любимую профессию, создадут семьи, купят жилье, переедут в другую страну. Взрослость подросткам представляется расширением свобод и возможностей. В комментариях об изменениях качеств личности школьники чаще всего упоминали, что изменения произойдут за счет взросления, своих внутренних ресурсов (когнитивные способности, стремление, дружелюбия), а некоторые за счет внешних обстоятельств.
У подростков старшего возраста данные показатели отличаются не разительно (Таблица 6) и главными причинами изменений, которые произойдут в будущем, девятиклассники считаю: взросление, внутренние силы школьника (самостоятельность, когнитивные способности, стремление, саморазвитие, самопознания…). Они считаю, что с возрастом станут более серьезными, целеустремленными и будут менее эгоистичными.
В исследовании чувства взрослости не было зафиксировано какой либо конфликтности по отношению к другим подросткам (сверстникам, одноклассникам, товарищам) и к взрослым (родителям, педагогам и др.), в то же время и младшие и старшие подростки часто в событиях упоминают друзей и людей в которых влюблены, с позитивной стороны отношений. Так же интересно было обнаружить, что одним из важным событий в прошлом, настоящем и будущем подростков - это приобретение домашних питомцев, причем для младших подростков - это преимущественно - кошки, а для старших подростков - это собаки. Еще одним из важных событий в жизни подростков считается приобретение дорогостоящих гаджетов (телефон, ноутбук, компьютер и.т.д.), в большинстве случаев так считают младшие подростки. А так же в исследовании зафиксировался лишь единичный момент событий из ответов всех респондентов - в будущем пойти служить в Армию РФ.
В событиях временной перспективы будущего у девочек
, особенно шестиклассник, часто были высказывания относительно внешней красоты (стать визажистом, косметологом, стюардессой и т.п.), что подтверждает слова Т.В. Драгуновой об определенном проявлении развития чувства взрослости - стремлении подростков походить внешне; ориентация качества взрослого "настоящей женщины" - у девочек; "настоящего мужчины" - у мальчиков.