Файл: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков бакалаврская работа.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по Главе 2
В целом, исследования «чувство взрослости» подростков обнаруживают изменения самоотношения ребенка от целостного Я к осознанию себя меняющимся во времени своей жизни с новым видением себя во временной перспективе. Подросток как бы создает свою уникальную биографию с построением будущих жизненных планов, которые должны удовлетворить потребности развивающейся личности.
В результатах нашего исследования по параметрам самооценки подростков – шестиклассников было выявлено относительное снижение в сравнении с подростками девятиклассниками, что характерно для начала кризисного возраста. К старшему подростковому возрасту показатели самооценки заметно повышаются, переходят в стабильное состояние. Этот факт нужно обязательно учитывать в воспитательной работе с детьми: младшим подросткам необходимо дать возможность найти способы раскрыть свои возможности не только в творческих, спортивных достижениях, но и в частных повседневных поступках, путем одобрения и поощрения.
Старшие подростки в данном контексте могут выступать примером для подрастающих детей, они могут в совместных мероприятиях оказать наставническую помощь.
На следующем этапе исследования мы обнаружили, что динамика временной перспективы по некоторым показателям имеет противоположные данные у младших и старших подростков, например: субъективность.
Рисунок 3 – График показателей субъективности шестиклассников и девятиклассников
На графике видно (Рисунок 3) как субъективность младших подростков повышается в сторону будущих перспектив, а у старших подростков наоборот почти с такой же динамикой понижается. Показатели субъективности младших подростков дают возможность предположить, что шестиклассники рассчитывают иметь в будущем колоссальные возможности для реализации взрослых жизненных планов. Показатели контрольной группы (9 класс) прямо противоположны - это может говорить о том, что старшие подростки решают в большей степени настоящие текущие жизненные вопросы, так и о том, что тонус своей личной роли в будущем падает. То есть младшие подростки с особым энтузиазмом предвкушают события будущего, а старшие подростки уже менее оптимистичны в этих событиях.
Похожие результаты были зафиксированы в исследовании Л.Б. Слугиной, проведенной в 1999 году, их описала в своей работе К.Н. Поливанова [10 c.69]. В этом исследовании показатели субъективности младших подростков так же стремительно поднимаются вверх, а старших подростков – уменьшаются. Таким образом, мы доказываем теорию работ многих исследователей переходного возраста в том, что дети испытывают критичность к настоящему и идеализируют будущее.
Несмотря на разные уровни субъективности подростки всех возрастов нацелены на глобальные достижения, которые характеризуют уровень жизни взрослых: профессия, создание семьи, приобретение жилья.
Сама временная перспектива свидетельствует о том, что процесс внутренних поисков ребенка идет непрерывно, на протяжении всего подросткового периода, и к концу этого периода переходит уже в новые взрослые формы жизни. В заданных условиях задача взрослых – научить детей возможностям достижения целей, которые приводят во взрослую жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взросление подростков является теоретической и практической проблемой развития личности современного общества. Взросление - это многолетний путь обретения самостоятельности и ответственности в результате напряженных размышлений, проб и ошибок, связанных с самопознанием и осмыслением собственного Я. Подростковый возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своей личности.
Личностная зрелость - одна из характеристик развития, которая включает в себя физические, когнитивные, психологические и социальные аспекты. Жизненная перспектива, представляющая собой связь между опытом прошлого и формирования собственного будущего посредством поступков, определяет дальнейшие перспективы жизненного благополучия, самореализации, социализации.
Основной целью нашего исследования было – найти основную единицу взросления, которая особенно характерна для подростков и анализировать ее динамику развития. Таким образом, мы определили, что главной характеристикой подросткового возраста является «чувство взрослости» - качественная единица взросления, которая определяет дальнейший вектор в развитии личности и задает направление в жизненной перспективе и благополучия в дальнейшей социализации. Очень важно было понять – насколько подростки готовы к своей новой социальной роли, как они оценивают свой нынешний статус и прежде всего, какого их самопонимание и самоотношение в этой изменяющейся внутренней ситуации.
Процесс взросления подростков разворачивается в виде последовательного прохождения ребенком фаз критического возраста: освоение, присвоение, реализация взрослости - как отражение динамики взаимопереходов идеальной и реальной форм.
Динамика временной перспективы является психологической характеристикой перехода от младшего подростка к старшему. Такие параметры как глобальность, субъективность по своей сути являются качествами, свойствами личности, они выявляют и демонстрируют представление о событиях жизни подростка и одновременно являются показателями изменяющегося отношения подростка к себе.
На основе анализа теоретической части исследования «чувства взрослости» у подростков в работах таких ученых как Л.С.Выготский, Т.В. Драгунова, К.Н.Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин и др., мы раскрыли, что «чувство взрослости» - это одно из важнейших новообразований сознания, через которое подросток сравнивает и отожествляет себя с другими - взрослыми или сверстниками, находит образцы для подражания, строит новые отношения, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости» - проходит через образы «сказочного» героического до адекватно реального, через противоречия по отношению не только к окружающим сверстникам и взрослым, но и по отношению к себе, через оценивание себя и окружающих, ведет ребенка к становлению взрослой личности. Этот переход во взросление сопровождается обязательно критическими периодами, которые и характеризуют определенный уровень взросления.
Во второй главе, в рамках практического исследования, мы обнаружили, что некоторые важные характеристики «чувства взрослости» меняются относительно младшего к старшему подростковому периоду. Путем методологического исследования подтвердились основные задачи гипотезы:
1) Младшие подростки менее самоуверенны, более критичны к себе относительно старших подростков и хотели бы измениться и стать лучше (более решительными, коммуникабельными, общительными, популярными и.т.д.). И младшие и старшие подростки считают, что самые важные события в их жизни произойдут после окончания школы. Это объясняется присутствием некоторых дескрипторов «чувства взрослости» - критичного отношения настоящего с идеализацией будущего.
2) Старшие подростки более субъективны в своих высказываниях о событиях прошлого, относительно младших подростков и менее субъективны в будущем, но более конкретны в определении предполагаемого будущего, они более четко осознают свою социальную роль. Тем самым мы даем подтверждение того, что младшие подростки являются начальной и центральной категорией детей переходного периода.
3) Временная перспектива служит диагностическим инструментом, позволяющей с высокой долей вероятности предсказывать особенности поведенческого проявления детей, определять этап подросткового кризиса, который они в настоящий момент переживают.
4) Такие личностные характеристики как целеустремленность и ответственность являются для подростков являются ключевыми, которые необходимо развивать и в будущем.
Подростки – шестиклассники особенно чувствительны в период переходного возраста, они не очень уверенны в себе, но они особенно заинтересованы в общественной жизни. Этот факт необходимо учесть в воспитательной работе со школьниками и применить его в общешкольной и семейной жизнедеятельности ребенка.
Хочется обратить особое внимание на уменьшение значения субъективности у девятиклассников. Во временных рамках роль собственных возможностей у старших подростков падает, что может являться снижением внутренней мотивации в будущих перспективах. В воспитательных мероприятиях со школьниками необходимо учесть этот фактор и помочь подросткам найти инструменты, которые помогут в дальнейшем достигать определенные цели. Так как выяснено, что подросткам свойственно идти через поиски и подражание идеалам, то можно найти множество библиографических примеров, которые указывают на сложный, но интересный путь героев к своим победам и свершениям. Задача взрослых помочь растущему человеку научиться быть взрослым, показывая своим примером и примером из жизни выдающихся личностей, ему необходимо дать понять, что быть взрослым – это хорошо. Несмотря на некую демонстративную конфликтность, подросток дорожит общением со взрослыми и поэтому принимает от них заботу и опыт.
Подростковый возраст характеризуется становлением ответственных действий, которое необходимо направить в полезном направлении школьной и повседневной жизни ребенка. Это можно развить в авторских проектах творческой, спортивной, учебной жизнедеятельности школьников, путем предоставления больших свобод и поощрений в адрес начинаний детей. Это будет своего рода пробой будущей социализации и самоопределения личности.
Необходимо расширить диапазон самостоятельности подростков в кругу его прав и обязанностей не только в рамках школы, но и прежде всего в семье. Важно, что бы помощь подростка была действительно необходима и значима и поощрялась одобрением со стороны взрослых.
Подростки как все дети любопытны и пытливы, желают получить как можно больше информации, особенно на интересующие их темы, поэтому необходимо научить его находить достоверные и нравственно верные источники этой информации. Это касается литературного чтения, новостных вещаний, медиа источников интернет ресурсов и т.д.
Всегда будет актуальна тема для воспитательной работы в школе: Что такое хорошо, а что такое плохо, особенно для детей подросткового возраста. Но школьная среда никогда не справиться с этой задачей без участия родителей или опекунов, которые имеют более тесную связь со своими детьми, поэтому взаимодействие со значимыми взрослыми - обязательное условие успешной педагогической работы. Совместно проведенные мероприятия (отдых на воздухе, поездки, посещение культурных мест, проведение праздников и т.д.) с детьми, педагогами и родителями - одно из перспективных механизмов воспитания подрастающих людей.
В свою очередь взрослым людям надо понимать, что мы демонстрируем ежедневно дома, на улице, в общественных местах, на экранах телевидения, интернет источниках и т.д. Ребенок самостоятельно не выдумает и не примерит на себе сквернословие, курение, алкогольное опьянение, наркоманию, сексуальную распущенность и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Архипова, Т. Т. Изучение феномена чувства взрослости акцентуиро-ванных подростков / Архипова Т.Т. Шабалина А.Н. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №1. – С. 1-6. -
Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / И. В. Дубровина — СПб.: Изд.во Питер, 2004. — 592 с. -
Королева, Н. Н. Траектории взросления в психологической автобио-графии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, А. Б. Углова // Интеграция образования. - 2022. - №1. – С. 163-179. -
Малова, Е.С. К вопросу о психических новообразованиях подросткового возраста / Е.С. Малова, А.В. Семенова // Педагогика: история, перспективы. - 2021. - №4. – С. 62-69. -
Неустроева, О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д.Б. Эльконина и. Д.И. Фельдшейна / О.В. Неустроева [Электронный ресурс] // European research – 2015. [Электронный ресурс] – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta-v-kontseptsiyah-d-b-elkonina-i-d-i-feldshteyna/viewer/ (дата обращения: 05.09.2022). – Загл. с экрана. – Яз.рус. -
Новгородцева, А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» / А.П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. – С. 39-54. -
Омельяненко, А.В. Образ взрослости подростков / А.В. Омельяненко, Н.А. Кочетков, М.Ю. Худаева // Образование и проблемы развития общества. - 2021. - №4. – С. 170-176. -
Петрова, Г. Н. Управляющая модель обучения подростков как ответ на вызовы их взросления (на примере социальных дисциплин) / Г. Н. Петрова, Л.Н. Герасименко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - № 5. - С. 127–140. -
Поливанова, К.Н. Взросление в современном мире / К.Н. Поливанова // Образовательная политика. – 2012. - №3 (59). – С. 76-82. -
Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений по специальности 031000 "Педагогика и психология" / К. Н. Поливанова. — М.: Изд-во Академия, 2000. — 180 с. -
Терещенко, В. В. Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования / В.В. Терещенко Психология развития. - 2016. - №2. – С. 110-114. -
Терещенко, В. В. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза / В. В. Терещенко, И. М. Чуб // Психология развития. - 2019. - № 3. – С 231-239. -
Терещенко, В.В. Проблема взросления подростков в современных семьях / В. В. Терещенко // Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 4. – С. 70-72. -
Углова, А.Б. Представления о жизненной перспективе у учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости / А.Б. Углова, Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, А.В. Микляева // Вестник НГПУ. – 2020. - №6. – С.55-73. -
Фиофанова, О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. пособие / О.А. Фиофанова. – М.: Изд-во «Флинта», 2012. – 116 с. -
Фролов, Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия / Ю.И. Фролов. - М.: Изд-во Российское Педагогическое Агентство, 1997 - 526 с. -
Швец, Ф.А. Чувство взрослости у современных российских подростков: на основе сравнения с исследованиями 80-х годов хх века / Ф.А. Швец [Электронный ресурс] // Школа педагогики. - 2014. [Электронный ресурс] - URL: http://www.persev.ru /bibliography/chuvstvo-vzroslosti-u-sovremennyh-rossiyskih-podrostkov-na-osnove-sravneniya/-s (дата обращения: 13.10.2022).- Загл. с экрана. – Яз.рус. -
Шик, С.В. Риски взросления и проблема самопонимания подростков / С.В. Шик // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2016. - №1. – С. 148-152. -
Ядова, М.А. Молодежь в современном мире: тенденции взросления / М.А. Ядова // Россия и мир в XXI веке. - 2018. - №10. – С. 104 – 111. -
Ясюкова, Л.А. Закономерности возрастного развития: критический анализ концепций / Л.А. Ясюкова // Образовательная методология. – 2016. - №6. – С. 41-52.