Файл: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков бакалаврская работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


О.А. Фиофанова считает, что чувство взрослости подростков - новообразование сознания, через которое растущий человек сравнивает и отождествляет себя с другим (взрослым или сверстником), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с окружающими, перестраивает свою деятельность. «Стадиальность изменения чувства взрослости происходит от «сказочного», внешне обусловленного геройского поступка к внешнему, но реальному поступку, обусловленному внутренними признаками взрослости [15 с.47].

Условиями взросления считаются по О.А. Фиофановой:

1) Встреча как пространственно – временная единица взросления;

2) Диалог как дискурсивная единица взросления (условие демократического дискурса);

3) Проба как деятельностная (единица субъективации в деятельности).

Многими ученными доказана критичность подросткового возраста в психологическом аспекте, в то же время позитивная его сторона мало изучена. Подросток видит себя в этом мире уже по-новому, восприятие к окружающему меняется, меняется и социальная роль ребенка [10].

К позитивным направлениям Л.И. Божович относит новый уровень самопознания, который связан с возможностью подростка познать самого себя как личность, со свойственными именно ей качествами. Самосознание возникает с развитием мышления, в первую очередь мышления в понятиях. Подросткам характерно иметь неустойчивую самооценку, от повышенной самоуверенности, до сомнениями в себе. По Л.И. Божович подростковый возраст состоит из двух этапов – 12-15 лет, 15-17 лет и заканчивается самоопределением на базе сформированных интересов и возможностей [9].

Подростковый период — это время формирования личности, подготовка к взрослой жизни. По мнению Д.Б. Эльконина на этом этапе у подростков появляется новообразование в сознании – «чувство взрослости», через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослые, товарищи), ищет новые идеалы, учится строить отношения с окружающими. Общаясь со сверстниками, подросток проигрывает всевозможные формы взаимосвязи, учится коммуникации, осваивая нормы морали и ценности. В самосознании формируется новый уровень – Я концепция, которая создает потребность в самопознании, самовоспитании, саморазвитии.

Одним из основных внешних признаков проявления «чувства взрослости» Д.Б. Эльконин считает твердым желанием, чтобы окружающие относились к нему как взрослому, с уважением, пониманием, доверием и тактом. Вторым признаком проявления «чувства взрослости» у подростков Эльконин считает стремление подрастающего человека к самостоятельности, ограждения своих действий от контроля взрослых. И третьим признаком, по мнению, ученого, - это право на свое мнение, поведение и отстаивание своих действий перед окружающими [5].


Авторы, наиболее активно изучавшие «чувство взрослости» подростков - Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, считают его особенно значимым в плане как возникновения кризисных переживаний, так и развития личности в целом [6]. Они считают «чувство взрослости» - как видение себя взрослым, считать и чувствовать себя взрослым. В исследовании К.Н. Поливановой направленных на изучении возрастных подростковых кризисов было выявлено, «что чувство взрослости» проявляется главным образом в стремлении к самостоятельности, независимости и расширении своих прав со стороны подростков [1].

В работах Е.С. Фокиной подростковый возраст является периодом самопознания, поиска себя и своего места в жизни, именно в этот возрастной период в связи с развитием рефлексии, формированием чувства взрослости и всесторонним развитием личности, происходит осознанное формирование системы представлений о себе. Чувство взрослости, возникающее у подростков, становится центральным новообразованием, которое оказывает важнейшее влияние на психологическое состояние подростка, поэтому его изучения очень актуально. Мировоззрение детей подросткового возраста меняется, меняются и убеждения, нравственные идеалы, вследствие чего меняются и специфические мотивы поведения и деятельности подростка. Нравственные мотивы приводят к стабилизации качеств личности, формируют нравственные позиции, что благоприятно воздействует на развитие образа взрослости подростков.

Т.В. Драгунова считает, что «чувство взрослости» подростков формируется в желании подростков подражать взрослым внешними качествами, беря за основу образ «настоящей женщины», «настоящего мужчины». А интеллектуальную взрослость они выражают в стремление больше узнавать, уметь делать что – то значимое по - взрослому. Таким образом, развивается познавательная деятельность в стремлении освоить новое в социально-значимой деятельности, что дает возможность в этой деятельности самовыразиться и самоутвердиться. Уже в младшем подростковом возрасте проявляется «чувство взрослости» как центральное новообразование самосознания. Дети стремятся познать мир взрослых, наблюдая за ними, перенимая привлекательные для себя эталоны и идеалы [7].

У И.В. Дубровиной «чувство взрослости» тоже одно из центральных новообразований подростков, которое ведет их к новым ощущениям и представлением о себе уже как о взрослом человеке. Школьники – подростки считают себя уже не детьми и требуют признания своих прав у взрослых. Они стремятся к независимости, самостоятельности, утверждения своего личностного достоинства.



Все эти переживания имеют большое значение в развитии личности растущего человека, они ведут их к переосмыслению самосознания от детства к взрослости. Усваиваются новые ценности, нормы, установки, которые дают подросткам чувствовать себя взрослыми [2].

В то же время переживания подростками в переходный возраст не несут осознанность, подростки не могут передать о своих чувствах взрослым, потому как сами себя мало осознают и не могут выразить свои переживания. «Чувство взрослости не сохраняется в памяти». В трудах Л.С. Выготского встречается то же утверждение, где он говорит о Э. Шпрангере, который первым обратил внимание на тот факт, что ни один период развития человека не забывается так, как годы полового созревания. Доказательством служит то обстоятельство, что взрослые прошедшие путь взросления, испытавшие на себе все переживания подросткового возраста, сами ведут себя не конструктивно в общении с подростками шаблонными стереотипами [6].

В подростковом возрасте происходит самоопределение ребенка в сфере общечеловеческих ценностях, во взаимоотношениях с другими людьми, он приобретает навыки общения в кругу сверстников, с родителями и другими взрослыми. Подросток открывает новый мир через оценивание себя и окружающих, открывая для себя уникальную индивидуальность. Стать личностью, осознать и развивать свою уникальность очень важно для подростка.

Э. Эриксон считал, что в переходе от детства к взрослости ребенок начинает решать задачи уже более осознанно, с внутренней убежденностью совершая серьезный выбор. Идентичность предполагает нахождение и открытие собственного Я, самооценку, самонаблюдение и самоизображение [4].

По К.Н. Поливановой одной из составляющей возрастного кризиса подростков является временная перспектива как отражение динамики отношений реальной и идеальной форм взросления. Картина мира для подростков меняется, им представляется идеальная форма, вследствие чего прошлое воспринимается критично, а будущее продолжает идеализироваться. Важно отметить, что временная перспектива отражает способность определить подростку меру и границы своих возможностей; иметь возможности проявить взрослость и осознавать в каких вопросах он еще не достаточно компетентен.

Л.Б. Слугиной было проведено исследование с применением методики «Прошлое, настоящее, будущее» где респондентами выступали дети разных возрастных категорий (от младшего школьника до старшего подростка). В данном исследовании анализировались параметры содержания указанного события, его временная отнесенность, субъектность. Данные по этим параметрам анализа динамики временной перспективы ярко выявляют возрастной период -11 лет, 8 месяцев (6класс), чем характеризуют его центральным возрастным переходом[10].


Подведя итоги в вышесказанном можно сделать выводы о том, что переходный возраст для развития личности очень трудный и в то же время очень важный. Ребенок видит себя, окружающих и мир в целом совсем по-другому более осознанно, его переживания направлены на самопознание, ему хочется быть понятым. Взросление подростка сопряжено «чувством взрослости», которое ведет его к поискам собственного «Я», своего внутреннего мира, он ищет себя в этом мире. Ему важно самоутвердится через эти поиски, и быть понятым [4].

1.2 Подходы к изучению процесса взросления
Исследования в области развития личности подрастающих детей таких ученых как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова, А.А. Реана, В.С. Собкина, Д.И. Фельдштейн, А. Валлона, Ф Дольто, Э. Эриксон дают нам представление на современный взгляд на развитие подростка и в общем на Детство.

Сегодняшнее Детство меняет старые стереотипы, процессы взросления современного подростка проходят по другим каналам взросления. Роль семьи и школы значительно уменьшилась, в то время как молодежные субкультуры, масс-медиа, Интернет оказываю большее влияние на подрастающих детей.

Сегодня мы все чаще обращаем внимание на развитие инфантилизации поколения, трансформации образа взрослости в обществе. Изменения в социально-культурной сфере оказывает большое влияние на систему образования и на весь спектр условий возрастного развития детей. Отличительные внешние границы между возрастами стираются, ухудшается качественное содержание психического развития детей (Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан). Субъективное восприятие себя подростками как взрослеющих и изменяющихся, существенно сдвинулось, как и восприятие своего возраста и перспективы взросления. Адекватность осознания своего возраста говорит об успешности освоения ребенком своей новой социальной роли в обществе и наоборот - провоцирует отклоняющее поведение, тормозит личностное развитие.

В настоящее время психологическая наука стоит перед необходимостью изучения особой области психологического направления – психологии взросления, условий и закономерностей ее формирования [11].

В течение всей жизни человека происходят изменения окружающих реалий, меняются условия жизни, что отражается на особенностях формирования взросления подрастающего поколения. В работах Д.И. Фельдштейна исследовано, что чем более изменчива культура, тем более отличительны признаки нового поколения. Человеку необходимо приспосабливаться к новым условиям жизни, адаптироваться к изменениям, гармонично вписываться в новый мир. Д.И. Фельдштейн указывал, что крайне важно организовать усиленный поиск новых критериев «взросления» подрастающих людей, определить степень и характер их действия. Это очень важно для раскрытия предпосылок становления личности, определения характера и особенностей воздействия социальной среды, анализ закономерностей процесса взросления, выявление условий специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в обществе.


В современном обществе исследователями указывается на деформацию образа взрослости. С одной стороны наблюдается раннее взросление: стремление быть независимыми; ранние половые отношения; желание общаться на равных со взрослыми и др. - это всего лишь внешние проявления, подражание взрослым. С другой стороны наблюдается инфантилизация подрастающего поколения, неспособность брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения действовать. Эти проявления во много поддерживаются родителями, нежелающими отпустить из опеки своего ребенка во взрослую жизнь. В итоге переход от детства к взрослости удлиняется порой даже до 20 лет и более.

В психологической науке нет однозначного взгляда на взросление и зрелости личности. В своих исследованиях специфики процесса взросления О.А. Фиофанова ссылается на такие теории:

1) когнитивную теорию Ж. Пиаже (как переход к абстрактному и формальному мышлению»);

2) теорию нравственных представлений Л. Кольберга (как «развитие нравственных суждений»);

3) теория поля К. Левина (как «структурирование и дифференциация жизненного пространства»);

4) теорию ролей Э Хоффштеттера (взросление как «освоение новых ролей»)

5) культурологическую теорию М. Мид (как «становление устойчивости к неопределенности посредством обретения компетентности в культуре»).

По Л.С. Выготскому взросление – это процесс разрешения возрастного кризиса. У Д.И. Фельдштейна взросление - двуединый процесс социализации индивидуализации, постоянного объективно – направленного структурирования свойств и качеств, составляющие социальную и психологическую взрослость. Изменение происходит посредством формирования связей и отношений, свойственные взрослым. Анализируя и приобретя эти отношения, подросток приобретает «взрослую целостность».

Д.Б. Эльконин исследовал взросление через формирование у подростка чувства взрослости и направленности к взрослости. Исследователь описывал чувство взрослости (отношения подростка к самому себе как взрослому) через оценку возникающих желаний, что бы взрослые относились к нему как равному, уважая его право на самостоятельность. Так же отмечено, что при неудовлетворении этих потребностей приводит подростка к протестам и противостояниям, конфликтам и различным формам отклоняющего поведения. Чувство взрослости проявляется у подростков через новые жизненные установки в измененных отношениях со взрослыми и сверстниками [12].

Исследуя особенности проявления «чувства взрослости» у подростков – пятиклассников, Д.Б. Эльконин выделил две наиболее значимые стороны: становление объективной взрослости, т.е. реальной готовности ребенка в мире взрослых, и субъективной взрослости – отношение подростка к самому себе уже как взрослому[16 с.299]. Автор определил характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков: