Файл: Практическое задание 29. 1 Социальная психология Кейс Анализ неформальной группы Описание ситуации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 906
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 29.1 «Социальная психология»
Кейс «Анализ неформальной группы»
Описание ситуации
Руководитель группы «А» конструкторского бюро ООО «Архимед» Д.Н. Слуцкий через 2,5 месяца выходит на пенсию.
Руководство предприятия, в качестве преемника на должность начальника группы, рассматривает две кандидатуры: И. Г. Давыдова и П. Л. Гусева. Оба сотрудника по формальным признакам подходят на вакантную должность.
Руководитель отдела кадров М. А. Первов предложил руководству ООО «Архимед» провести социометрическое исследование в группе «А» конструкторского бюро и принять окончательное решение, используя полученные результаты.
По словам Первова М.А., в группе сложились непростые отношения между сотрудниками, и давно назрела необходимость провести исследования социально-психологического климата.
Для проведения социометрического исследования каждому сотруднику группы «А» была выдана социометрическая анкета (карточка).
Образец и правила по ее заполнению представлены в Методических указаниях по выполнению практического задания №29.
Опрос проходил в условиях строгой конфиденциальности.
В социометрических карточках перед каждым членом группы ставился следующий вопрос: «С кем бы вы хотели (не хотели) работать вместе?».
Ответив на этот вопрос, каждый участник определил свое отношение к другим членам группы и зафиксировал свой ответ в социометрической карточке.
Результаты ответов сотрудников конструкторской группы «А» представлены на рисунке 1.
Постановка задачи
Используя исходные данные:
1) Обработайте все социометрические карточки, занесите результаты в групповую матрицу (см. таблица 1).
2) Представьте графически социограмму группы «А» конструкторского бюро (рис. 2,3,4).
Внимание!! Социограмму можно построить, используя любую программу MS Office.
Либо нарисуйте схему от руки, сфотографируйте или отсканируйте. Получившееся изображение вставьте в документ MS Word, в специально отведенное для этого поле.
3) Используя составленную социограмму, выявите:
-
существующие внутригрупповые очаги неформальной сплоченности/разобщенности группы; -
неформальных лидеров; -
аутсайтеров; -
конфликтогенов.
Сделайте краткие выводы.
4) Оцените степень сплоченности группы. Сделайте краткие выводы.
5) Используя данные таблицы 1, произведите расчет социометрических индексов:
-
интегральной характеристики сплоченности в группе -
уровня связанности в группе -
индекс взаимности -
индекс конфликтности
Сделайте кратные выводы.
6) Выявите «социометрические позиции» членов группы «А» по признакам симпатии-антипатии. Для этого рассчитайте для каждого члена группы
-
социометрический статус (положительный и отрицательный) -
индекс эмоциональной экспансивности (положительный и отрицательный)
Полученные данные занесите в таблицу 2.
7) Сформулируйте Ваши рекомендации руководству ООО «Архимед» в отношении выбора кандидатуры на должность нового руководителя конструкторской группы «А». Обоснуйте свое решение.
Социометрическая карточка №1
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирает | |||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Голикова | Зимина | Давыдова | ||
1. | Глазунов И.И. | Х | + | - | 0 | 0 | - |
Социометрическая карточка №2
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирает | |||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Голикова | Зимина | Давыдова | ||
2 | Денисов О.А. | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | + |
Социометрическая карточка №3
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирает | |||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Голикова | Зимина | Давыдова | ||
3 | Гусев П.Л. | 0 | + | Х | + | + | 0 |
Социометрическая карточка №4
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирает | |||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Голикова | Зимина | Давыдова | ||
4 | Голиков И.Л. | 0 | 0 | + | Х | + | 0 |
Социометрическая карточка №5
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирает | |||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Голикова | Зимина | Давыдова | ||
5 | Зимин П.П. | 0 | 0 | + | + | Х | 0 |
Социометрическая карточка №6
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирает | |||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Голикова | Зимина | Давыдова | ||
6 | Давыдов И.Г. | - | 0 | + | 0 | 0 | Х |
Рисунок 1 – Результаты опроса, проведенного в «Группе А» (заполненные социометрические карточки каждого сотрудника группы)
Решение кейса
1. Занести результаты из каждой индивидуальной социометрической карточки в групповую матрицу.
Таблица 1 – Групповая социометрическая матрица
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирают | Количество отданных выборов | ||||||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Голикова | Зимина | Давыдова | + | – | всего | |||
1. | Глазунов | Х | + | - | 0 | 0 | - | 1 | 2 | 3 | |
2. | Денисов | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | + | 1 | 0 | 1 | |
3. | Гусев | 0 | + | Х | + | + | 0 | 3 | 0 | 3 | |
4. | Голиков. | 0 | 0 | + | Х | + | 0 | 2 | 0 | 2 | |
5. | Зимин. | 0 | 0 | + | + | Х | 0 | 2 | 0 | 2 | |
6. | Давыдов | - | 0 | + | 0 | 0 | Х | 1 | 1 | 2 | |
Количество полученных выборов | + | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 10 | - | | |
– | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | - | 3 | | ||
Всего: | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | | | 13 |
2. Используя данные групповой социометрической матрицы составьте социограмму групповых отношений в конструкторской группе «А».
Готовую социограмму поместите в специально отведенное для этого поле (см. рис. 2)
М есто для размещения социограммы
2
3
1
4
5
6
Рисунок 2 – Социограмма групповых отношений
3. Определите по социограмме и отдельно представьте на рисунке 3 схему только положительных выборов участников группы.
М есто для размещения социограммы
2
3
1
4
5
6
Рисунок 3 – Положительные выборы по критерию
4. Определите по социограмме и отдельно представьте на рисунке 4 схему только отрицательных выборов участников группы.
М есто для размещения социограммы
2
3
1
4
5
6
Рисунок 4 – Отрицательные выборы по критерию
5. Сделайте кратко выводы на основе составленной социограммы (см. рис. 2,3,4)
Вывод: В группе есть явный лидер 3, также некая группировка вокруг него 3,4,5
Место для комментария
6. Заполните таблицу 2. Сделайте краткий вывод на основании полученных результатов.