Файл: Практическое задание 29. 1 Социальная психология Кейс Анализ неформальной группы Описание ситуации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 909
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2 – Выборы, полученные в Конструкторской группе «А»
Всего получено выборов в группе | В том числе: | ||||||
положительных | отрицательных | нейтральных | |||||
шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % |
30 | 100 | 10 | 33 | 3 | 10 | 17 | 57 |
Вывод: По полученным результатам группа характеризуется средней степенью сплоченности (57% составляют нейтральные выборы и только 33% положительных выборов).
Место для комментария
7. Используя Методические указания по выполнению задания, произведите расчет следующих показателей и дайте краткий комментарий полученным значениям:
1) Интегральную характеристику сплоченности в группе:
, (1)
где = 6 – число взаимоположительных выборов в группе;
= 2 – число взаимоотрицательных выборов в группе;
= 6 – число членов группы, участвовавших в опросе;
= 30 - число всех возможных выборов в группе.
Iгр = (6-2/6(6-1))*100% = 13%
Место для расчетов и комментария
2) Анализ уровня связанности в группе:
, (2)
где = 13 – число отданных выборов по группе;
– число полученных выборов по группе;
=6 – число членов группы, участвующих в опросе.
Iког = 13/6(6-1)=0,43
Место для расчетов и комментария
3) Индекс взаимности:
, (3)
Уровень сплоченности группы определяют в соответствии со следующей шкалой:
-
больше 45% - высокий уровень; -
26-45 % - уровень выше среднего; -
16 -25% - средний уровень; -
06 -15% - уровень ниже среднего; -
меньше 6% - низкий уровень.
Iвз = 6/30=0,2
Уровень межгрупповой взаимности ниже среднего.
Место для расчетов и комментария
4) Индекс конфликтности
(4)
где - сумма взаимоотрицательных выборов в группе;
Iконф = 2/6=0,33
Уровень конфликтности группы выше среднего.
Место для расчетов и комментария
5) Социометрический статус (положительный и отрицательный) каждого члена группы. Результаты расчетов занести в таблицу 3.
, (6)
,
где , – положительный (отрицательный) социометрический статус i-го члена группы;
– количество положительных выборов, полученных i-м членом группы;
– количество отрицательных выборов, полученных i-м членом группы.
| | положительный | отрицательный |
1. | Глазунов И.И. | 0 | 0,2 |
2. | Денисов О.А. | 0,4 | 0 |
3. | Гусев П.Л. | 0,6 | 0,2 |
4. | Голиков И.Л. | 0,4 | 0 |
5. | Зимин П.П. | 0,4 | 0 |
6. | Давыдов И.Г. | 0,2 | 0,2 |
5) Индекс эмоциональной экспансивности (положительный и отрицательный) каждого члена группы. Результаты расчетов занести в таблицу 3.
, (8)
,
где , – положительный (отрицательный) индекс эмоциональной экспансивности;
– количество положительных (отрицательных) выборов, отданных i-м членом группы;
| | положительный | отрицательный |
1. | Глазунов И.И. | 0,2 | 0,4 |
2. | Денисов О.А. | 0,2 | 0 |
3. | Гусев П.Л. | 0,6 | 0 |
4. | Голиков И.Л. | 0,4 | 0 |
5. | Зимин П.П. | 0,4 | 0 |
6. | Давыдов И.Г. | 0,2 | 0,2 |
6) Занести в таблицу 3 расчетные значения указанных выше персональных социометрических индексов: социометрического статуса и индекса эмоциональной экспансивности.
Таблица 3 – Значения персональных социометрических индексов
№ п/п | Члены группы | Социометрический статус | Эмоциональная экспансивность | Индекс объема взаимодействия | ||||
Положительный | Отрицательный | Общий | Положительная | Отрицательная | Общая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Глазунов И.И. | 0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | -0,2 |
2 | Денисов О.А. | 0,4 | 0 | 0,4 | 0,2 | 0 | 0,2 | +0,4 |
3 | Гусев П.Л. | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,6 | 0 | 0,6 | +0,4 |
4 | Голиков И.Л. | 0,4 | 0 | 0,4 | 0,4 | 0 | 0,4 | +0,4 |
5 | Зимин П.П. | 0,4 | 0 | 0,4 | 0,4 | 0 | 0,4 | +0,4 |
6 | Давыдов И.Г. | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0 |
8. Представьте Ваши рекомендации в отношении выбора кандидатуры на должность нового руководителя конструкторской «Группы А»: Гусев
Место для комментария
Методические указания
Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия.
Социометрия – это качественный метод измерения социальных отношений, который основан на изучении поведения отдельного человека в составе группы. Впервые данный метод был разработан психотерапевтом, учеником З. Фрейда, Джакобом Леви Морено. Его исследования предназначались для нужд групповой психотерапии и были направлены на установление взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием. Впоследствии метод был адаптирован американским социальным психологом Хэлен Холл Дженнингс, которая, наряду с Дж. Л. Морено, является основоположником социометрии.
Согласно теории Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры. Например, самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей.
Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие макро- и микроструктуры. Именно с этой целью должна применяться социометрическая методика, с помощью которой можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения.
Социально-психологическая организация имеет сложную структуру и подразделяется на целый ряд неформальных групп. В ходе общения в неформальной группе возникают своя структура отношений, система субординации, лидеры, нормы, ценности, соблюдение которых становится обязательным для всех членов группы.
Неформальная организация – это мощная сила, способная навязывать свои «правила игры» формальным структурам. При определенных условиях она может доминировать в организации, сводя на нет усилия руководства. Поэтому источник возникновения и возможные способы разрешения многих конфликтов, возникающих в различных сферах трудовой деятельности организации, могут находиться именно в социально-психологической системе.