Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, средние дозы – как снотворное, а большие дозы – наркотически. Это уже переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно-качествен-ного биохимического баланса (меры) лекарства.

Второй закон диалектики – количественно-качественные преобразования в развитии биоорганизма – в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно-приспособительных реакций (Саркисов с.511).

В третьем законе диалектики – «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») –  сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм  эволюции начавшегося процесса развития.

 Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития.

В конечном счёте, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом» (Абдеев, с.283).

           Примеры: Биологические противоречия

1)      Как и во всех науках в биологии и медицине идёт конкретизация трех

диалектических законов при анализе нормо- и патогенеза.

 

Закон противоречия в диалектике

(I закон диалектики):

 

Закон противоречия в биологии
(идёт конкретизация I закона диалектики):

- основной закон всего живого:

 всё живое в материальном мире
 рождается и существует на основе
 двух противоположностей -
 созидания и разрушения

 

- основной закон жизни биоорганизма: любые реакции и процессы биоорганизма складываются из двух главных противоположностей созидания и разрушения (гипо- и гипертонуса и т.п.)

 

                                     – патофизиолог Д.С. Саркисов: «Диалектическое единство этих двух

                                        противоположностей представляет собой основное внутреннее


                                        противоречие процесса жизнедеятельности и его главную движущую

                                        силу» (стр. 44).

                                     – диалектически противоречивое развитие - это универсальный (от слова

                                         «универсум», т. е. всеобщий для всего живого) закон действия, также и

                                        для биоорганизма.

                                2)   Пример из биологии и физиологии клетки:

                                     – в клетке идут два диалектически разнонаправленные процесса –

                                        деструктивные изменения и их восстановительные функции;

                        – логическое основание собственного врачебного мышления Д.С. Сарки-

                           сов закладывает диалектическое противоречие и делает два научно-

                           обоснованных вывода:

                      = во-первых, клеточная деструкция - это равнодействующая от

                         диалектического единства между процессами деструкции и

                         регенерации;

                      = во-вторых, клиническая картина болезни - это «всегда есть сумма

                          двух слагаемых деструкции тканей и степени её компенсации

                         (Саркисов стр. 56);

                       – если I закон диалектики - это универсальный (всеобщий, для всех) закон

                          противоречия, то на молекулярном уровне действие разрушения и

                          созидания выступает тоже универсально - как фундаментальный закон

                          жизни.

3)      Пример: противоречивый процесс дистрофии:

– если клетка находится в норме, эти процессы не видны; если же клетка

   находится в патологическом состоянии, она становится ярко

   выраженной и видимой. Естественно, и противоречие между

   разрушением и созиданием в клетке протекает в «чистом виде»

  (Саркисов стр. 45);

                                     – однако теоретики общей патологии обращают внимание на то, что врачи

                                        к изучению дистрофии подходят весьма односторонне – вырывают из

                                       противоречивого единства именно разрушительный фактор и на этом



                                       основании квалифицируют дистрофию. Соответственно во всех

                                       учебниках дистрофия связывается только с одной стороны противоречия

                                        – повреждениями, разрушениями и т.п.;

                                     – теоретики общей патологии считают этот подход неверным: его

                                        односторонность приводит к врачебным ошибкам. В противоречивости

                                        дистрофического процесса врач не видит естественности фундаменталь-

                                        ного закона жизни в соответствии с диалектическим законом противо-

                                        речия. Д.С. Саркисов пишет: «С диалектических позиций дистрофию сле-

                                        дует рассматривать не только как «пассивный», «регрессивный» про-

                                        цесс, а как и «пассивный» и «прогрессивный» одновременно (Саркисов,

                                        стр. 45).

Вопрос четвертый. Система категорий диалектики в медико-биологическом исследовании

В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).

В теоретико-методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание», «причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время», «возможность и действительность»,  «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).


1.      Явление и сущность

 

Явление (симптом)

Сущность (болезнь)

— наглядность                         

— текучесть                        

— изменчивость                

— временность                  

— относительная устойчивость

— абстрактность

— динамичность

— конкретность

 

 

2.      Форма и содержание.

 

           Все объекты живой материи имеют форму и содержание, которые: неразрывны, их связь неоднозначна, а их развитие оптимально

 

Форма

Содержание

 — внутренняя форма:

= упорядочивает содержание в упорядоченность формы;

= это структура для содержания, его скрепа (осуществляет поиск внешней формы);

= внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле (в виде контура, будущего образа);

= любой объект имеет только присущую ему форму;

= внутренняя форма — это связующее звено между внешней формой и содержанием объекта;

= внутренняя форма есть содержание по отношению к внешней форме объекта;

 — внешняя форма:

= это средство воплощения содержания объекта, его внутренней формы;

 

 — то, что составляет сущность объекта (внутренние связи, процессы, тенденции и противоречия, структура), все, что содержится в объекте.

 — ведущая сторона;

 — изменения начинаются с содержания;

 — содержание облекается в разные формы.

               NB: при исследовании фрагмента

                      содержания употребляют слово

                      «компонент» ( но не «часть»

                      или «элемент»);

               NB: старая форма тормозит

                      развитие содержания: наступает

                      внутренний конфликт между

                      формой и содержанием —

                      ломается старая форма и возни-

                      кает новая (соответствующая

                      новому содержанию)

 


                                          Пример: замысел, сюжет, композиция нуждаются в определенном

                                                           материале, определенных способах воплощении, в результате

                                                            получается внешняя форма — объективное бытие

                                                            художественного образа.

 

           3. Причина и следствие.

 

            Теоретическая справка: физики (М.Планк и др.) всегда считали, что в основе всех событий естественного и духовного мира лежат закономерные связи, именно они именуются причинностью (в организме нейронные связи и др.) То есть, источник причинности — это взаимосвязь и взаимодействие противоположности внутри данной системы. В диалектике причина — это активное и первичное по отношению к следствию.

           Причина и следствие имеют ряд свойств.

 

Причина:

 

Следствие:

— однонаправленность (причина наступает раньше следствия);

 — всеобщность (причинные отношения всеобщие, универсальные, т.к. в живой материи нет явлений без причин).

 — объективность:

причина — это всеобщий закон связи

 — последовательность: причина со своим следствием связана однозначно, т.к. порождает строго определенные следствия;

 — определенность и однозначность: определенная причина производит определенное следствие, хотя одно и то же явление может быть результатом действия разных причин (принцип множественности причин);

 — закономерность: характер причины и следствия зависит от условий их действия, носят закономерно – необходимый характер.

 — следствие не может вызывать причину, но взаимодействие с нею может влиять на носителя причины;

 — следствие может стать причиной нового явления;

 — следствие не пассивно по отношению к причине, оно оказывает обратное влияние на причину

 — следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно – следственные цепи (сети).