Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


           5) В диалектике развитие – это процесс движения, изменения материальных и духовных систем.

           6) Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие.

           7) Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.

           8) Формы развития:

            - эволюционная: постепенные количественные и качественные изменения

                                     

                                       NB: изменение сознания сочетается с изменениями материи.

революционная:

      = скачкообразный, неосознанный переход от одного состояния материи к другому.

   = скачкообразные изменения сознания без изменения соответствующего базиса.

           9) Виды развития:

            - прогрессивное:

                        = переход от низшего к высшему;

                        = от менее к более совершенному;

            - регрессивное:

                        = деградация;

                        = понижения уровня (знаний, отношений и т.п.)

                        = переход на более низкий уровень, представление себя в изживших формах и

                             т.п.

                                                   NB: - прогресс и регресс тесно связаны и составляет

                                                              диалектическое единство;

                                                          - без регресса нет прогресса, как и наоборот.

           10) Движение в биоорганизме – это процессы:

            - рост

            - развитие                             связаны с :

            - старение                             - обменом веществ

            - дряхление                          - непрерывным превращением вещества и энергии и т.п.

            - размножение

            - регенерация

 

           11) Уже в патологическом дебюте происходят количественные изменения, которые на уровне критической высоты, скачкообразно превращаются в новое качественное состояние – болезнь.

           12) Движение и развитие осуществляется на основе трех законов диалектики. Переход от одной противоположности к другой, от одного качественного состояния к другому могут быть самыми различными:

            - разовый, одноактный переход (травма, ожег, отравление, психоз, кома и т.п.);


            - затяжной переход, растянутый во времени с промежуточными ступенями (в рамках

               большого, основного скачка происходит ряд мелких микроскачков);

            - смерть – результат постепенного концентрирования патологических изменений.

           13) Болезнь – это движение и развитие:

            - за исключением травм, всякая болезнь проходит через скрытую (латентную) фазу

                развития;

            - данный этап болезни – это постепенное эволюционное ее развитие;

            - патогенез (т.е. в развитии болезни) происходит накопление количества

               патологических изменений, которые затем скачкообразно превращаются в

               негативное качество – болезнь.

            Приведем пример развития биоэволюции в соответствии с теорией Ч.Дарвина – от одноклеточных до психики высших позвоночных и человека (гипотеза А.Н.Леонтьева – К.Э.Фабри).

 

 

 

 

 

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

 

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

Виды живых существ,

достигших этого уровня

развития

I. Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость

Б. Высший уровень.Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

II. Стадия перцептивной психики

А. Низкий уровень.Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти.

Б. Высший уровень.Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира».

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).


 

           б) Принцип всеобщей связи

           1) Связь – это способ существования материи.

           2) Связь – взаимодействие, взаимообусловненность, неуничтожимость материи, переход веществ.

           3) Если связь – это взаимодействие, то ее можно рассматривать на основе 5 форм движения материи: механической, химической, биологической, физической, социальной.

           4) По формам бытия: пространственные связи, временные;

                по степени общности: общие и частные;

                по времени: постоянные и временные.

           5) Наш отечественный нейрофизиолог П.К.Анохин создал «Теорию функциональных систем и квалифицировал их как единицы интегративной деятельности организма. Теория функциональных систем – это модель системной взаимосвязи в организме».

           6) Каждая функциональная система организма с помощью нервной и гуморальной регуляции избирательно объединяет различные органы и ткани для обеспечения полезных для организма приспособительных результатов (нейрофизиолог К.В.Судаков).

           7) Функциональные системы осуществляют интегративную деятельность мозга в организме.

           8) Взаимосвязи – это универсальное качество, оно – сквозное (имманентное) качество для всей живой материи, включая биоорганизм. Это доказала Теория функциональных систем П.К.Анохина. По этой концепции взаимодействие – это интеграция (по вертикали и горизонтали) всех функциональных систем. Основное назначение взаимосвязи – поддержание целостности организма (как и всего универсума). При нарушении интеграции систем организм заболевает и погибает. Кроме того, целостность организма на основе внутренней взаимосвязи обеспечивает и связь организма с окружающей средой.

            Взаимосвязь в химии: в состав лимфы крови входят ионы железа, которое намагничивается во время магнитных бурь – это связь биоорганизма с окружающей средой (с живой материей).

            Взаимосвязь в физике: в физике исследуется связь между «клетками фарадея» и молниями. Исследования показали, что инфраструктура Земли рождает молнии (снизу вверх).

            Героин похож по химической структуре на эндорфин: встраивается в него и заменяет его. Болезнь Альцгеймера – разрушение связи.

            Связи формируют зависимости: наркотики, алкоголь, страстная влюбленность, современные шопинги и т.п.






 

 

ГЕМОГЛОБИН  ( гемопротеины – сложный белок )














            ХОЛЕСТЕРИН (простые липиды – стероиды )

 

 

 

 

 

 

ГЛЮКОЗА ( простой углевод)

 

 

 

 

 

 


ВИТАМИН В12 (КОБАЛАМИН)
 

Здесь мы показали глубокие связи в химической форме материи. Связи скрепляют всю живую материю во всех ее формах – физической, химической, биологической, социальной, психической.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

  Принцип всеобщей связи явлений В.И. Ленин называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, В.И. Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»),  развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; -внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления…, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».

Приведем примеры связи в биоорганизме. Если в диалектике связь – это способ существования материи, то и в биологии этот принцип сохраняется.

  В биоорганизме есть даже «прямой представитель» связи и взаимодействия от всего универсума и всей живой материи – это соединительная ткань.  Именно соединительная ткань является управляющей по отношению к функциям рабочих клеток органов.

Соединительная ткань участвует в количественных механизмах боорганизма. В настоящее время развивается научное направление, основанное на диалектико- материалистической методологии, – «Системная интегративная медицина».