Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛИТЕРАТУРА:
1). Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1994. - 336с.
2). Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М.: Канон+, 2002.- 368с.
3).Конев В.А. Онтологические особенности мира человека. /Изд-во «Самарский университет», 2003.-73с.
4).Савостьянова М.В. Перспективы человека разумного: Эволюция или адаптация? – К.: Издатель ПАРАПАН, 2005. – 168с.
5). Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1998. – 592с.
6). Торосян А.Ц. Открытие основной функции живого. Фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп. / А.Ц. Торосян: Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении. – М.: Наука, 2005. – 402с.
7).Функциональные системы организма: Руководство/Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987. – 432с.
3-я лекция
Вопрос первый. Диалектико-материалистическая парадигма познания
В этом вопросе мы должны в общих чертах ознакомиться с двумя аспектами: 1) историей вопроса и 2) общим представлением о диалектике.
1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики
1.1.1. Историко-философская справка
Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).
1) Диалектика Гегеля
А) - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:
= всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);
= это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)
NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.
- Гегель обратил внимание на одну особенность феномена
противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх
позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)
= смысл этой схемы следующий:
тезис (исходный момент) | | антитезис (отрицание тезиса, переход в противоположность) | | синтез (отрицание предыдущего отрицания) |
NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»
= в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание
предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона
диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания
отрицания»);
- I и III законы указывали на развитие
= это развитие Гегель проследил на движении понятий:
Например:
«бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового «отрицание» (антитезис) также отвержение «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.
Здесь надо видеть развитие:
= процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);
= продолжается до получения синтеза;
= количественные изменения переходят в качественные.
NB: в этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его
движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон
перехода количественных изменений в качественные).
Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:
- закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);
- закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);
- закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).
Таковы три закона диалектики Гегеля)
б) Логика Гегеля:
- эти три закона диалектики Гегель вывел исключительно с помощью разума (без всяких
экспериментов);
- поэтому Гегель сказал, что логика – это система «чистого разума»;
- эта логика охватывает и пронизывает весь мир и совпадает с божественным;
- из этого Гегель делает вывод: все законы – это «мысли Бога».
в) в логике мышления Гегель призывал выявлять:
- сущность явлений;
- конкретные истины;
- тенденции и закономерности;
- возникающие противоречия.
г) Анализируя логику и диалектику Гегеля, К. Маркс впоследствии сделает вывод, что представления Гегеля о диалектике:
- рациональные;
- ограниченные;
- идеалистические.
д) Кроме законов диалектики, Гегель сформулировал формы существования живой материи и выразил их в системе категорий диалектики.
- явление и сущность
- форма и содержание
- движение и развитие (изменение)
- причина и следствие (условия)
- пространство и время
- возможность и действительность
- необходимость (индивидуальное, отдельное, специфическое, особенное)
- целое и часть.
е) Гегель структурировал всю живую материю:
- природа (т.е. естественный мир – физический мир, химический, биологический миры);
- человек (общество);
- мышление (сознание);
NB: из этого Гегель сделал вывод, о том, что живая материя – это
объективная реальность (естественный мир) и субъективный мир
(психика, идеальное,т.е. нематериальное – мысли, смыслы, идеи и т.п.).
Все это составило в наукесистему высших психических функций.
В дальнейшем диалектика Гегеля развивалась на научном уровне.
2) Уточнение диалектики Гегеля.
В философии сложилась ситуация, когда надо было исправлять неточности в диалектике Гегеля.
Это сделали К.Маркс и Ф.Энгельс, они:
- систематизировали идеи Гегеля
- обобщили его воззрения
- очистили диалектику от идеалистических примесей
- переосмыслили достижения естествознания
- исследовали (проанализировали) действие законов.
К.Маркс, Ф.Энгельс проделав эту работу, создали «материалистическую диалектику», которую развивали в ряде работ:
- «Тезисы о Фейербахе»: «философы лишь разным образом объясняли мир, а все дело состояло в том, чтобы его преобразовать».
NB: Ф.Энгельс: поддержал эту мысль и напомнил о триаде Гегеля: все
превращается в свою противоположность, т.е. достойно гибели все, что
существует!!!
- «Нищета философии»: К.Маркс:
- отклонил абсолютизирование логики и сведение явлений к ее категориям;
- обратил (выделил) реальные противоречия;
- проанализировал категории политэкономики (которые преходящие, как и общественные отношения);
- из гегелевской диалектики взял прежде всего ее язык!!!
- «Диалектика природы»: Ф. Энгельс:
- Природа и общество – взаимосвязанное целое;
- они подвижны, развиваются, переходят из одного состояния в другое;
- материя несотворима, первична, а сознание – это специфическая функция мозга, способного отражать объективную реальность;
- «Капитал»: К.Маркс:
- всемирную историю переосмыслил под углом зрения законов диалектики;
- социально-политические, культурные процессы, идеи и представления обусловлены производством, жизнью, бытием;
- производственные отношения определяющие, чем производит деятельность;
- если производственные отношения отстают от развития производительных сил – вызревают условия для социальной революции и смены формаций – это витки прогресса;
- люди признавались способными познавать социальные законы, тормозить их или ускорять, творчески преобразовывать.
- Ф.Энгельс: диалектика – это наиболее общие законы всякого движения и развития: природы, общества и мышления, учение о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причины и следствия постоянно меняются местами.
3) Участие современных наук в развитии диалектики (диамата)
1) ряд точных и естественных наук превратили три закона диалектики в
фундаментальную теорию развития живой материи, мироздания:
- информатика - теория общей патологии
- кибернетика - психология (психофизиология)
- генетика - медицина
- синергетика - социально-гуманитарные науки
- микроэлектроника
- квантовая физика
- экология
- физиология
2) современные науки развивают в диамате:
- новую методологию научного познания материи;
- диалектические механизмы самоорганизации материи;
- новую научную картину мира (НКМ), новое мировоззрение;
- кибернетика и синергетика вскрыли механизмы самоорганизации материи и
ее ноосферы (Абд.7).
1.1.2.Историко-научная справка
Первейшим направлением современной науки является вопрос о происхождении жизни на Земле. Разные ученые выдвигали и разные концепции:
а) некоторые пояснения сложившейся ситуации:
- «происхождение жизни» - одна из наиболее сложных научных проблем
современного естествознания;
- живая природа (по сравнению с неживой) – это настолько высокий
качественный уровень организации материи, что появление жизни во
Вселенной – это не только загадка, но и тайна для науки.
NB: вопрос о происхождении жизни наукой рассматривается только