Файл: 1. Конституционные гарантии права на труд и их реализация в трудовом договоре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 959

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Назначение и освобождение от должности руководителей органов службы занятости всех уровней производятся вышестоящим органом службы занятости по представлению соответствующего органа исполнительной власти и с последующим утверждением соответствующим органом государственной власти.

Федеральная государственная служба занятости населения состоит из:

Государственного комитета РФ по занятости населения; государственных комитетов республик в составе РФ по занятости населения; центров занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт - Петербурге; центров занятости населения в районах и городах.

В республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах и районах органы службы занятости подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенций.

Финансирование службы занятости осуществляется за счет средств фонда занятости.

Государственная служба занятости обязана анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства ; информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию ; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников; организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения ; оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь; разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения; подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий оплачивать стоимость профессиональной подготовки , переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом; выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий; устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.


Органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной ориентации и социально - трудовой реабилитации.

Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно.

Права службы занятости населения запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников направлять работодателям, при наличии у них потребностей в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства ; разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве; заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и работы; направлять в установленном порядке безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; оказывать материальную помощь семьям безработных; взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в фонд занятости, а также недоимок штрафов, и иных санкций, предусмотренных законодательством. Взыскание указанных сумм производится после расчетов работодателя с бюджетами. При взыскании в бесспорном порядке указанных сумм органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

13.Понятие трудового договора и его признаки

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции

, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением , своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Признаки: 1. Личностный характер трудового договора.

Личностный признак трудового договора заключается в том, что работник включается в деятельность организации и участвует в ней личным трудом, посредством заключения трудового договора. С момента заключения трудового договора гражданин становится работником данного предприятия, учреждения, организации.

2. Предметный характер- предметом и основным содержанием трудовых отношений выступает сам процесс труда - «живой труд». предметом трудового договора является личное выполнение трудовой функции (работы определенного рода).

3. Организационный характер трудового договора

Этот признак раскрывается в следующем: работник должен подчиняться внутреннему трудовому распорядку предприятия, организации, учреждения.

Под внутренним трудовым распорядком понимается определенный режим труда, обеспечивающий слаженную деятельность работников, правильную организацию и безопасные условия труда, выполнение установленной меры труда.

4.Имущественный характер трудового договора.

Функции трудового договора.

Трудовой договор - основание возникновения трудовых правоотношений;

Трудовой договор - средство реализации конституционного права на труд , (Институт трудового договора является основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда.

Право на труд одно из важнейших прав граждан .

Именно имея возможность трудиться , граждане будут иметь возможность к материальному обеспечению и дальнейшему духовному развитию);

Трудовой договор - регулятор рационального использования кадров , (Правильная расстановка кадров влечет правильное использование трудовых ресурсов.

От правильного использования трудовых ресурсов , во многом зависит эффективность производства).

Значение: данная форма реализации способности чел. к труду интересна и работником и работодателем.

Для госуд. труд. договор выгоден тем ,что фонды соц.назначения поступают от работодателей взносы, кот. явл. основой для пенсионного обеспечения, пособия. Для работодателя выгодно тем ,что раб-ки вкл. в его трудовой коллектив, поэтому обязаны соблюдать нормы о дисциплине труда, выполнять необходимые нормы своей работы.


10. Содержание и форма трудового договора

В трудовом договоре указываются: фамилия , имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы , а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, словия, определяющие в необходимых случаях характер работы, условие об обязательном социальном страховании работника.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия: об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте ; об испытании ; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя ; о видах и об условиях дополнительного страхования работника ; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями.

14.Отграничение трудового договора от гражданско-правовых договоров о труде


Трудовой договор следует отличать от гражданско-правовых договоров (договора подряда, договора поручения , авторского договора и др.), так как смешение этих понятий может повлечь за собой неправильное применение законодательства.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем по осуществлению и обеспечению трудовой функции, гражданско-правовой договор является соглашением двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Трудовой договор и гражданско-правовые договоры по-разному заключаются, изменяются и прекращаются и влекут различные правовые последствия. В случае возникновения конфликта между сторонами заключенного договора необходимо четко определить, какой вид договора между ними был заключен, поскольку законодательство о труде, являясь более льготным для работника, распространяется только на лиц, заключивших трудовой, а не гражданско-правовой договор. При выполнении гражданско-правовых договоров не действуют гарантии, установленные законодательством о труде.

Основное различие между трудовым договором и гражданско-правовыми договорами состоит в предмете договора. Предметом гражданско-правовых отношений является результат этого труда (построенный дом, изготовленное изделие, написанное произведение), а предметом трудового договора является сам труд работника (по определенной или нескольким профессиям, специальностям, должностям соответствующей квалификации) в процессе производства.

Гражданско-правовые договоры применяются, как правило, для выполнения конкретной работы, и при достижении этой цели договор считается исполненным и прекращает свое действие. Они применяются для выполнения определенных, чаще всего, разовых работ. По трудовому договору работник состоит с нанимателем в длительных отношениях и обязан выполнять любую работу в пределах своей профессии, специальности, квалификации и должности.

При заключении гражданско-правовых договоров процесс труда исполнителя не регламентируется (подрядчик сам организует свою работу, определяет время начала и окончания ежедневной работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению). По трудовому договору работник в процессе выполнения трудовой функции подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у нанимателя, обязан соблюдать режим рабочего времени, начинать работу в установленное нанимателем время и заканчивать работу не ранее времени, указанного в правилах внутреннего трудового распорядка.