Файл: Шпаргалка 32. Афазии аб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28
нии, должны использоваться программы, которые помогут в выявлении не только актуального, но и потенциального уровня.
Поскольку дети с отклонениями в развитии отличают=
ся быстрой истощаемостью, во время психодиагности=
ческого обследования следует применять небольшой набор методик.
В зависимости от результатов первичного обследова=
ния может возникнуть необходимость в дополнительной диагностике с использование психофизиологических,
нейропсихологических или других методов обследо=
вания.
При проведении психодиагностического обследова=
ния нельзя оказывать помощь (если она не предусмот=
рена процедурой обследования), критиковать или уси=
ленно хвалить ребенка.
При проведении обследования немаловажное значе=
ние имеют создание комфортных условий, установле=
ние психологического контакта с ребенком, доброже=
лательность, снятие тревожности. В случае клинической диагностики эти факторы приобретают особую значи=
мость.
2) совершенство — необходимость, естествен=
ность, уместность;
3) завершенность — конечность;
4) справедливость — законность, долженствование;
5) жизненность — спонтанность, саморегуляция;
6) полнота — дифференцированность, сложность;
7) простота — искренность, сущностность;
8) красота — правильность;
9) праведность — правота, желанность;
10) уникальность — индивидуальность, неповтори=
мость;
11) непринужденность — легкость, отсутствие напря=
женности;
12) игра — веселье, радость, удовольствие;
13) истинность — честность, реальность;
14) самодостаточность — независимость, умение быть самим собой.
Психологическое консультирование подразуме=
вает совместную работу врача, клинического пси=
холога и пациента. Процесс психологического консуль=
тирования включает в себя:
1) обсуждение возникших у человека проблем и воз=
можных вариантов их преодоления;
2) информирование индивида о его индивидуально=пси=
хологических качествах и методах саморегуляции.
В структуру психологического консультирования вхо=
дит диагностика, которая включает клиническое ин=
тервьюирование, использование психодиагностических методик для определения особенностей функциониро=
вания психических процессов и параметров индиви=
дуальности.
Психологическое консультирование используется при решении различных проблем клиента как начальный этап терапии. Часто консультирование используется в сочетании с психокоррекционным и психотерапев=
тическим воздействием. Специфической целью пси=
хологического консультирования являются психоло=
гические феномены, которые обусловлены кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблема=
ми, а также коммуникационные нарушения. При реше=
нии подобных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается малоэффективным.
1) изменение поведения ребенка в общем;
2) несоответствие поведения ребенка возраст=
ным нормам развития;
3) длительность отмечаемых особенностей поведения;
4) частота наблюдаемых симптомов;
5) особенности возникновения той или иной черты в по=
ведении, указывающие на социальный характер ее возникновения;
6) склонность к выполнению однообразных действий с предметами;
7) отсутствие привязанности к близким взрослым и т. д.
Выяснив причины нарушений в развитии ребенка,
психолог разрабатывает перспективный план его раз=
вития и коррекции. Он обязательно проводит специаль=
ную работу с родителями по разъяснению особенно=
стей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.
В качестве базового развивающего и коррекционно=
го метода психологами широко используется игровая деятельность. При ярко выраженном отставании и от=
сутствии положительного темпа в развитии игровой дея=
тельности проводят доскональное обследование ребен=
ка с учетом выяснения причин данного отставания.
При этом, как правило, привлекаются другие специа=
листы (педагоги, врачи и т. д.).
49б
50б
52б
51б


29
53. Психологическая коррекция
Психологическая коррекция основывается на пси=
хологическом консультировании. Психокоррекция —
это психологическое воздействие на клиента с целью нормализации его психического состояния в случаях диагностики у него каких=либо личностных аномалий,
а также для освоения им какой=либо деятельности.
Психокоррекция в клинической психологии направле=
на на активное внешнее вмешательство в формиро=
вание адекватного психического состояния человека,
гармонизацию его отношений с социальным окруже=
нием.
Цель психокоррекции — исправление и приведение в норму каких=либо отклонений от оптимального уровня индивидуально=психологических особенностей и спо=
собностей человека. Ю. С. Шевченко выделяет пять видов стратегий психокоррекции:
1) психокоррекция отдельных психических функций
(внимание, память, мышление, восприятие, позна=
вательная деятельность и т. д.) либо коррекция лич=
ности;
2) директивная или недирективная психокоррекция;
3) психокоррекция, сконцентрированная на конкрет=
ной личности или сконцентрированная на семье;
4) психокоррекция в форме групповых занятий или индивидуальная психокоррекция;
5) психокоррекция как элемент клинической психоте=
рапии (применяется в комплексном лечении нерв=
но=психических заболеваний) либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.
55. Нейролингвистическое
программирование (НЛП)
НЛП — одно из наиболее популярных в настоящее время направлений психотерапии, которое появилось в начале 70=х гг. XX в. Основоположниками нейролинг=
вистического программирования считаются Ричард
Бэндлер и Джон Гриндер.
С учетом НЛП у любого человека присутствует ведущая
модальность — главный путь приема информации. На=
пример, у одного человека ведущей модальностью яв=
ляется зрительное восприятие, у другого — слуховое и т. д.
Для уточнения ведущей модальности и особенностей приема информации в НЛП применяется анализ типов
сканирующего движения глаз.
Для уточнения преобладающей репрезентативной системы используют метод контент&анализа наибо=
лее часто употребляемых человеком слов.
Таким образом, преобладание в употреблении соот=
ветствующего типа слов указывает на основную для данного человека репрезентативную систему.
Для установки наиболее четкого взаимодействия с клиентом психотерапевту следует знать, какая имен=
но репрезентативная система преобладает у данного человека, и использовать преимущественно вербаль=
ное или невербальное (язык мимики и жестов) обще=
ние, т. е. он должен заговорить с клиентом на его языке.
После выявления доминирующей модальности чело=
века предполагается коррекция его поведения. Она может осознаваться пациентом, а может не осозна=
ваться (в первом случае речь идет об управлении ин=
дивидом, а во втором — о манипулировании им с по=
мощью вербальных и невербальных методов).
56. Трансактный анализ
Американский психолог Эрик Берн создал самостоя=
тельное психотерапевтическое направление — транс=
акционный (трансактный) анализ. Понятие «трансакция»
буквально означает «взаимодействие». Таким образом,
трансактный анализ подразумевает анализ взаимодей=
ствия, т. е. общения людей.
Трансакционный анализ исходит из того, что в осно=
ве любых форм неадаптивного поведения человека ле=
жат определенные схемы взаимоотношений и взаимо=
действия, которые Э. Берн называет играми. В них люди, сами того не сознавая, играют всю свою жизнь.
Трансактный анализ предполагает разделение моде=
лей взаимоотношений, разыгрывание трех основных ролей нашего «Я» — «Родитель», «Взрослый» и «Ребе=
нок». Эти роли могут меняться у одного и того же че=
ловека в зависимости от жизненной ситуации и от того,
как он воспринимает образ и поведение того, с кем об=
щается.
Родитель. У каждого человека сохраняется опреде=
ленный образ своих родителей. И в определенных жиз=
ненных ситуациях человек начинает невольно подражать моделям поведения кого=то из родителей, т. е. ведет себя как родитель. Он характеризуется наличием нор=
мативных и оценивающих стереотипов поведения.
Взрослый. Каждый человек (кто=то чаще, кто=то реже)
воспринимает ситуацию и себя вполне объективно и зрело. Состояние такого восприятия реальности и на=
зывается в трансактном анализе состоянием «взрослый».
Взрослый проявляет себя признаками зрелой психи=
ческой деятельности.
Ребенок. Каждый человек сохранил в себе восприя=
тие себя как ребенка и в конкретных ситуациях чувствует
54. Аутотренинг (аутогенная
тренировка)
Аутотренинг — это метод, при помощи которого про=
исходит понимание навыков психической саморегуля=
ции путем релаксационных способов.
Релаксация (расслабление) — это состояние бодро=
го духа, которое описывается сниженной психофизио=
логической активностью.
В клинической психологии наиболее часто исполь=
зуются следующие разновидности аутотренинга:
1) собственно аутогенная тренировка с нервно=мышеч=
ной релаксацией;
2) методика биологически обратной связи.
В процессе прогрессивной мышечной релакса&
ции происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию расслабления в опре=
деленных группах мышц с целью снятия эмоциональ=
ного напряжения. Аутотренинг проводится поэтапно и заключается в освоении упражнений по ослаблению нервно=мышечного напряжения.
Методика биологически обратной связи заклю=
чается в условно=рефлекторном закреплении навыка изменять свое соматическое состояние при контроли=
ровании его с помощью различных приборов. Человек самостоятельно контролирует биологическое функцио=
нирование своего организма и обучается изменять его,
применяя различные способы саморегуляции.
А. А. Александров выделяет следующие типы био=
логической обратной связи:
1) электромиографическая биообратная связь (на=
учение процессу расслабления конкретной мышцы или групп мышц, а также общей релаксации);
2) температурная биообратная связь (позволяет об=
рести навыки расширения и сужения сосудов, в ре=
53а
54а
55а
56а

себя мальчиком или девочкой, т. е. ребенком из своего прошлого независимо от реального воз=
раста. Ребенок проявляет себя инфантильными чер=
тами характера и отношения к реальности.
В трансакционном анализе процесс общения людей делится на условные единицы — трансакции. Транс=
акции делят на:
1) трансакционные стимулы — все виды обращения к другому человеку;
2) трансакционные реакции — все виды ответов на те или иные обращения.
Основная цель трансактного анализа заключается в том, чтобы дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающими и обучить его норма=
тивному и оптимальному поведению. Практика транс=
актного анализа показывает, что нередко одно лишь осознание своей игры с помощью разъяснений психо=
терапевта может привести клиента к решению су=
ществующей проблемы или к исцелению.
56б
30
зультате чего происходит изменение температу=
ры тела);
3) электрокожная биообратная связь (позволяет научиться контролировать кожно=гальванические реакции, влияя на симпатическую нервную актив=
ность);
4) электроэнцефалографическая биообратная связь
(формирование навыков изменения биоэлектриче=
ской активности головного мозга при помощи из=
менения соотношения волн различной частоты).
Целью НЛП является выработка определенной стратегии поведения, которая является желатель=
ной для конкретного человека или окружения.
Главной задачей НЛП считается новое формирование личности и придание ей какой=то новой определенной формы. Этот процесс называется «рефрейминг».
Рефрейминг опирается на следующие положения ней=
ролингвистического программирования:
1) всякая реакция и поведение человека носят защит=
ный характер и поэтому являются полезными (вред=
ными они считаются лишь в том случае, если исполь=
зуются в несоответствующем контексте);
2) у каждого человека существует определенная мо=
дель мира, которую можно изменить;
3) у любого человека присутствуют скрытые ресурсы,
при помощи которых возможно изменить субъектив=
ную модель мира.
Рефрейминг осуществляется в шесть этапов:
1) определяется симптом;
2) пациенту предлагается произвести своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологи=
ческую) и вступить в контакт с той частью, которая отвечает за формирование и проявление симптома,
и понять механизм его возникновения;
3) производится отделение симптома от первоначаль=
ного мотива;
4) обнаружение новой части, которая способна удов=
летворить этот мотив другими способами с «поста=
новкой якоря» (ассоциативной связи между собы=
тиями или мыслями);
5) формирование согласия всего «Я» на новую связь
(пятый и шестой этапы).
В отличие от психологического консультирова=
ния при психокоррекции роль клиента является менее активной и даже чаще пассивной. Психологиче=
ская коррекция подразумевает выработку новых адек=
ватных способов поведения в процессе специально раз=
работанных тренинговых программ.
Психокоррекция использует в качестве основных ме=
тодов следующие:
1) манипулирование;
2) формирование;
3) управление.
В клинической психологии психологическая коррек=
ция применяется в том случае, если у клиента выяв=
ляются психологические проблемы, которые возникают в связи с личностными аномалиями, при невротиче=
ских психосоматических расстройствах и т. д.
Наиболее известными тренингами, которые исполь=
зуются в процессе психологической коррекции, являют=
ся следующие.
1. Аутотренинг.
2. Нейролингвистическое программирование (НЛП).
3. Трансактный анализ.
4. Поведенческая (бихевиоральная) терапия.
5. Психодрама.
53б
54б
55б


Ведехина С. А.
Клиническая психология
шпаргалка
Завредакцией: Елистратова М. В.
Редактор: Юрова Д. А.
ООО «Издательство «Эксмо»
127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. Тел.: 411=68=86, 956=39=21
Home page: www.eksmo.ru E&mail: info@eksmo.ru
Формат 60
× 90 1/16.