ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ного.
К нестандартизированным методам патопсихологи=
ческого исследования относятся:
1) метод «формирования искусственных понятий»
Л. С. Выготского, который используется для выяв=
ления особенностей понятийного мышления при раз=
личных психических заболеваниях, прежде всего при шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга;
2) метод «классификации предметов» Гольдштейна, ко=
торый применяется для анализа различных наруше=
ний процессов отвлечения и обобщения;
3) методы «классификация», «предметные картинки»,
«исключение предметов», «исключение понятий»,
«толкование пословиц» и другие методы исследо=
вания мышления;
4) метод «корректурных проб» Анфимова=Бурдона и ме=
тод «черно=красных цифровых таблиц» Шульте=Гор=
бова (для исследования внимания и памяти), а так=
же методы набора слогов и слов, методы Крепелина и Эббингауза применяют для исследования кратко=
временной памяти;
5) метод «незаконченных предложений»;
6) метод «попарных профилей»;
7) тематический апперцепционный тест (ТАТ) и другие методы для исследования личности.
7. Особенности и задачи
патопсихологического
исследования
Основными направлениями работы патопсихолога являются следующие.
1. Решение задач дифференциальной диагно&
стики.
Чаще всего такие задачи возникают при необходимо=
сти отличить начальные проявления вялотекущих форм шизофрении от неврозов, психопатии и органических заболеваний головного мозга. Также необходимость в патопсихологическом исследовании может возник=
нуть при распознавании стертых или «маскированных»
депрессий, диссимулируемых бредовых переживаний и некоторых форм патологии позднего возраста.
2. Оценка структуры и степени нервно&психиче&
ских расстройств.
С помощью патопсихологического исследования пси=
холог может определить выраженность и характер нару=
шений отдельных психических процессов, возможности компенсации этих нарушений с учетом психологиче=
ских особенностей той или иной деятельности.
3. Диагностика психического развития и выбор
путей обучения и переобучения.
В детских учреждениях патопсихолог играет большую роль в решении диагностических задач. Важной зада=
чей здесь является определение аномалий психическо=
го развития, выявление степени и структуры различных форм нарушений психического развития. Патопсихо=
логическое исследование способствует лучшему по=
ниманию характера аномалии психического развития,
а также служит основой для разработки психокор=
рекционных программ для дальнейшей работы с ре=
бенком.
5
5а
6а
8а
7а
4. Исследование личности и социальной сре&
ды больного.
В данном случае психологический эксперимент строит=
ся по принципу моделирования определенной предмет=
ной деятельности. При этом выявляются особенности психики больных, психических процессов и свойств лич=
ности, которые играют важную роль в социальной и про=
фессиональной адаптации. Патопсихолог должен уста=
новить, какие функции поражены, а какие сохранны,
и определить способы компенсации в различных ви=
дах деятельности.
5. Оценка динамики психических нарушений.
Психологические методы оказываются эффективными для выявления изменений в системе отношений и в со=
циальной позиции пациента в связи с осуществляемой психокоррекционной работой. Важно отметить, что при оценке динамики состояния больного всегда проводит=
ся повторное психологическое обследование.
6. Экспертная работа.
Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно=трудовой, военно=врачебной, меди=
ко=педагогической и судебно=психиатрической экспер=
тиз. Кроме того, в судебной практике психологическое обследование может выступать в качестве самостоя=
тельного доказательства. Задачи исследования опре=
деляются видом экспертизы, а также вопросами, на ко=
торые должен ответить психолог в ходе эксперимента.
Фомы Аквинского. Развитие представлений о пси=
хике на этом этапе резко замедлилось.
Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский — организатор собственной психологической школы.
Благодаря А. Ф. Лазурскому естественный экспе=
римент был внедрен в клиническую практику, хотя раз=
рабатывался им первоначально для педагогической пси=
хологии.
Наиболее разработанными в 60=х гг. ХХ в. были сле=
дующие разделы клинической психологии:
1) патопсихология, возникшая на стыке психологии,
психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник,
Ю. Ф. Поляков и др.);
2) нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А. Р. Лу
рия, Е. Д. Хомская и др.).
Существует самостоятельная область психологиче=
ского знания, имеющая свой предмет, свои методы ис=
следования, свои теоретические и практические за=
дачи, — клиническая психология.
В настоящее время клиническая психология являет=
ся одной из наиболее популярных прикладных отрас=
лей психологии и имеет большие перспективы разви=
тия как за рубежом, так и в России.
Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог — это специалист, который может ра=
ботать не только в клиниках, но и в учреждениях дру=
гого профиля: образования, социальной защиты и др.
Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психоло=
гической помощи.
В вышеуказанных областях клинический психолог вы=
полняет следующие виды деятельности:
1) диагностическую;
2) экспертную;
3) коррекционную;
4) профилактическую;
5) реабилитационную;
6) консультативную;
7) научно=исследовательскую и др.
6
Основным принципом при использовании не=
стандартизированных методов исследования яв=
ляется принцип моделирования определенных ситуаций,
в которых проявляются те или иные виды психической деятельности больного. Заключение патопсихолога ос=
новывается на оценке конечного результата деятель=
ности больного, а также на анализе особенностей про=
цесса выполнения заданий, что позволяет не только выявить нарушения, но и сопоставить нарушенные и сохранные стороны психической деятельности.
Стандартизированные методы широко применяются в диагностической работе. В данном случае специаль=
ным образом подобранные задания предъявляют в оди=
наковой форме каждому испытуемому. Таким образом,
появляется возможность сопоставить способы и уров=
ни выполнения задания испытуемым и другими лицами.
Практически все нестандартизированные методы мо=
гут быть стандартизированы. Следует отметить, что для качественного анализа особенностей психической дея=
тельности большинство субтестов, входящих в стандар=
тизированные методы, можно использовать в нестан=
дартизированном варианте.
Б. В. Зейгарник считает, что патопсихологический эксперимент направлен:
1) на изучение реальной деятельности человека;
2) на качественный анализ различных форм распада психики;
3) на раскрытие механизмов нарушенной деятельно=
сти и возможности ее восстановления.
6б
5б
7б
8б
12. Нарушение подконтрольности
и критичности поведения
Сбой подконтрольности поведения — один из об=
разов нарушения личности. Он выражается в непра=
вильной оценке больным своих действий, в отсутствии критичности к своим болезненным переживаниям. Иссле=
дуя нарушения критики у психически больных, И. И. Ко
жуховская показала, что некритичность в любых формах свидетельствует о нарушении деятельности в целом.
Критичность, как считает Кожуховская, является «вер=
шиной личностных качеств человека».
В качестве примера такого нарушения рассмотрим выписки из истории болезни, приведенные Б. В. Зей
гарник:
Больной М.
Год рождения — 1890.
Диагноз: прогрессивный паралич.
История болезни. В детстве развивался нормально.
Окончил медицинский факультет, работал хирургом.
В 47 лет появились первые признаки душевного за=
болевания. Производя операцию, допустил грубейшую ошибку, которая привела к смерти больной.
Психическое состояние: правильно ориентирован,
многоречив. Знает о своем заболевании, но относится к этому с большой легкостью. Вспоминая о своей хи=
рургической ошибке, с улыбкой говорит, что «у всех бывают случайности». В данный момент считает себя здоровым, «как бык». Убежден в том, что может рабо=
тать хирургом и главным врачом больницы.
При выполнении даже простых заданий больной до=
пускает множество грубых ошибок.
Не дослушав инструкцию, пытается подойти к зада=
нию на классификацию предметов, как к игре в доми=
но, и спрашивает: «Как же узнать, кто выиграл?» Когда
11. Нарушение смыслообразующей
и побудительной функций мотива
Теперь рассмотрим патологию смыслообразующей и побудительной функций мотивов.
Только при слиянии двух этих функций мотива мы можем говорить о сознательно регулируемой деятель=
ности. Из=за ослабления и искажения данных функций происходит серьезное нарушение деятельности.
Данные нарушения были рассмотрены М. М. Коче
новым на примере больных шизофренией. Им было проведено исследование, которое заключалось в сле=
дующем: испытуемый должен выполнить по собствен=
ному выбору три задания из девяти предложенных ему экспериментатором, затратив на это не более 7 мин.
Задания были такими:
1) нарисовать сто крестиков;
2) выполнить двенадцать строчек корректурной про=
бы (по Бурдону);
3) выполнить восемь строчек счета (по Крепелину);
4) сложить один из орнаментов методики Коса;
5) построить из спичек «колодец»;
6) сделать из канцелярских скрепок цепочку;
7) решить три различные головоломки.
Таким образом, больному было необходимо выбрать те действия, которые являются наиболее целесооб=
разными для достижения основной цели (выполнить определенное количество заданий за определенное время).
Проводя данное исследование на здоровых испы=
туемых, М. М. Коченов пришел к выводу, что для до=
стижения поставленной цели необходим ориентиро=
вочный этап (активная ориентировка в материале),
который присутствовал у всех представителей данной группы испытуемых.
10. Нарушение опосредованности
и иерархии мотивов
Одним из видов нарушений развития личности являют=
ся изменения в мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев
утверждал, что анализ деятельности должен проводить=
ся через анализ изменения мотивов. Психологический анализ изменений мотивов является одним из спосо=
бов исследования личности больного человека, в том числе и особенностей его деятельности. Кроме того,
как отмечает Б. В. Зейгарник, «патологический мате=
риал дает в некоторых случаях возможность не только проанализировать изменения мотивов и потребностей,
но и проследить процесс формирования этих измене=
ний».
К основным характеристикам мотивов относят:
1) опосредованный характер мотивов;
2) иерархичность построения мотивов.
У детей иерархическое построение мотивов и их опо=
средование начинает зарождаться еще до школы. За=
тем в течение всей жизни происходит усложнение мо=
тивов. Одни мотивы подчиняются другим: какой=либо один общий мотив (например, овладеть определенной профессией) включает в себя ряд частных мотивов (овла=
деть необходимыми знаниями, усвоить определенные навыки и т. п.). Таким образом, деятельность человека всегда побуждается несколькими мотивами и отвечает не одной, а нескольким потребностям. Но в конкретной деятельности всегда можно выделить один ведущий мотив, придающий всему поведению человека некий смысл. Дополнительные мотивы являются необходи=
мыми, так как они непосредственно стимулируют чело=
веческое поведение. Содержание какой=либо деятель=
ности утрачивает личностный смысл, если нет ведущих
9. Порядок проведения
патопсихологического исследования
Патопсихологическое исследование включает сле=
дующие этапы.
1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и по=
становка задачи патопсихологического исследования.
Лечащий врач должен сообщить патопсихологу основ=
ные клинические данные о больном и поставить перед психологом задачи патопсихологического исследова=
ния. Психолог конкретизирует для себя задачу иссле=
дования, подбирает необходимые методики и устанав=
ливает порядок их предъявления больному. Врач должен объяснить больному цели патопсихологического иссле=
дования и тем самым способствовать выработке у него положительной мотивации.
2. Проведение патопсихологического исследования.
В первую очередь психологу нужно установить кон=
такт с больным. От успешности установления психо=
логического контакта между патопсихологом и испы=
туемым во многом зависит достоверность полученных в ходе патопсихологического исследования результа=
тов. Прежде чем приступать к проведению экспери=
мента, необходимо убедиться, что контакт к больным установлен и больной понял цель исследования. Ин=
струкция должна быть сформулирована четко и до=
ступно для больного.
М. М. Костерева выделяет несколько видов отноше=
ний больного к патопсихологическому исследованию:
1) активное (больные с интересом включаются в экс=
перимент, адекватно реагируют как на успех, так и на неудачи, интересуются результатами исследования);
2) настороженное (сначала больные относятся к ис=
следованию с подозрительностью, иронией или даже
7
9а
10а
11а
12а
М. М. Коченова показали, что нарушение деятельности больных шизофренией было обусловлено изменением мотивации сферы. Мотив у них превращался в просто «знание» и таким образом терял свои функции — смыслообразующую и побуди=
тельную.
Именно смещение смыслообразующей функции мо=
тивов являлось причиной нарушения деятельности боль=
ных, изменения их поведения и деградации личности.
мотивов, которые дают возможность опосредова=
ния мотивов в их иерархическом строении.
Б. С. Братусь указывает, что изменения происходят в первую очередь в мотивационной сфере (как пример —
сужение круга интересов). В ходе патопсихологическо=
го исследования не обнаруживается грубых изменений познавательных процессов, но при выполнении некото=
рых заданий (особенно тех, которые требуют длительной концентрации внимания, быстрой ориентации в новом материале), больной не всегда замечает допущенные им ошибки (некритичность), не реагирует на замечания экспериментатора и не руководствуется ими в дальней=
шем. Также у больного обнаруживается завышенная са=
мооценка.
Итак, мы видим, как под влиянием алкоголизма данно=
го больного разрушается прежняя иерархия мотивов.
Иногда у него появляются какие=то желания (например,
устроиться на работу), и больной совершает какие=то дей=
ствия, руководствуясь прежней иерархией мотивов. Од=
нако все эти побуждения не носят стойкого характера.
Главным (смыслообразующим) мотивом, который контро=
лирует деятельность больного, в результате является удовлетворение потребности в алкоголе.
Итак, на основании проведенного анализа изменений опосредованности и иерархии мотивов можно сделать следующие выводы:
1) данные изменения не выводятся непосредственно из нарушений мозга;
2) они проходят сложный и длительный путь формиро=
вания;
3) при формировании изменений действуют механизмы,
схожие с механизмами нормального развития моти=
вов.
боятся его, но в процессе эксперимента неуве=
ренность исчезает, больной начинает проявлять аккуратность и исполнительность; при данном типе отношения следует отметить «задержанную форму реагирования», когда наблюдаются расхождения между субъективными переживаниями испытуемо=
го и внешним выразительным компонентом поведе=
ния);
3) формально&ответственное
К нестандартизированным методам патопсихологи=
ческого исследования относятся:
1) метод «формирования искусственных понятий»
Л. С. Выготского, который используется для выяв=
ления особенностей понятийного мышления при раз=
личных психических заболеваниях, прежде всего при шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга;
2) метод «классификации предметов» Гольдштейна, ко=
торый применяется для анализа различных наруше=
ний процессов отвлечения и обобщения;
3) методы «классификация», «предметные картинки»,
«исключение предметов», «исключение понятий»,
«толкование пословиц» и другие методы исследо=
вания мышления;
4) метод «корректурных проб» Анфимова=Бурдона и ме=
тод «черно=красных цифровых таблиц» Шульте=Гор=
бова (для исследования внимания и памяти), а так=
же методы набора слогов и слов, методы Крепелина и Эббингауза применяют для исследования кратко=
временной памяти;
5) метод «незаконченных предложений»;
6) метод «попарных профилей»;
7) тематический апперцепционный тест (ТАТ) и другие методы для исследования личности.
7. Особенности и задачи
патопсихологического
исследования
Основными направлениями работы патопсихолога являются следующие.
1. Решение задач дифференциальной диагно&
стики.
Чаще всего такие задачи возникают при необходимо=
сти отличить начальные проявления вялотекущих форм шизофрении от неврозов, психопатии и органических заболеваний головного мозга. Также необходимость в патопсихологическом исследовании может возник=
нуть при распознавании стертых или «маскированных»
депрессий, диссимулируемых бредовых переживаний и некоторых форм патологии позднего возраста.
2. Оценка структуры и степени нервно&психиче&
ских расстройств.
С помощью патопсихологического исследования пси=
холог может определить выраженность и характер нару=
шений отдельных психических процессов, возможности компенсации этих нарушений с учетом психологиче=
ских особенностей той или иной деятельности.
3. Диагностика психического развития и выбор
путей обучения и переобучения.
В детских учреждениях патопсихолог играет большую роль в решении диагностических задач. Важной зада=
чей здесь является определение аномалий психическо=
го развития, выявление степени и структуры различных форм нарушений психического развития. Патопсихо=
логическое исследование способствует лучшему по=
ниманию характера аномалии психического развития,
а также служит основой для разработки психокор=
рекционных программ для дальнейшей работы с ре=
бенком.
5
5а
6а
8а
7а
4. Исследование личности и социальной сре&
ды больного.
В данном случае психологический эксперимент строит=
ся по принципу моделирования определенной предмет=
ной деятельности. При этом выявляются особенности психики больных, психических процессов и свойств лич=
ности, которые играют важную роль в социальной и про=
фессиональной адаптации. Патопсихолог должен уста=
новить, какие функции поражены, а какие сохранны,
и определить способы компенсации в различных ви=
дах деятельности.
5. Оценка динамики психических нарушений.
Психологические методы оказываются эффективными для выявления изменений в системе отношений и в со=
циальной позиции пациента в связи с осуществляемой психокоррекционной работой. Важно отметить, что при оценке динамики состояния больного всегда проводит=
ся повторное психологическое обследование.
6. Экспертная работа.
Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно=трудовой, военно=врачебной, меди=
ко=педагогической и судебно=психиатрической экспер=
тиз. Кроме того, в судебной практике психологическое обследование может выступать в качестве самостоя=
тельного доказательства. Задачи исследования опре=
деляются видом экспертизы, а также вопросами, на ко=
торые должен ответить психолог в ходе эксперимента.
Фомы Аквинского. Развитие представлений о пси=
хике на этом этапе резко замедлилось.
Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский — организатор собственной психологической школы.
Благодаря А. Ф. Лазурскому естественный экспе=
римент был внедрен в клиническую практику, хотя раз=
рабатывался им первоначально для педагогической пси=
хологии.
Наиболее разработанными в 60=х гг. ХХ в. были сле=
дующие разделы клинической психологии:
1) патопсихология, возникшая на стыке психологии,
психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник,
Ю. Ф. Поляков и др.);
2) нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А. Р. Лу
рия, Е. Д. Хомская и др.).
Существует самостоятельная область психологиче=
ского знания, имеющая свой предмет, свои методы ис=
следования, свои теоретические и практические за=
дачи, — клиническая психология.
В настоящее время клиническая психология являет=
ся одной из наиболее популярных прикладных отрас=
лей психологии и имеет большие перспективы разви=
тия как за рубежом, так и в России.
Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог — это специалист, который может ра=
ботать не только в клиниках, но и в учреждениях дру=
гого профиля: образования, социальной защиты и др.
Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психоло=
гической помощи.
В вышеуказанных областях клинический психолог вы=
полняет следующие виды деятельности:
1) диагностическую;
2) экспертную;
3) коррекционную;
4) профилактическую;
5) реабилитационную;
6) консультативную;
7) научно=исследовательскую и др.
6
Основным принципом при использовании не=
стандартизированных методов исследования яв=
ляется принцип моделирования определенных ситуаций,
в которых проявляются те или иные виды психической деятельности больного. Заключение патопсихолога ос=
новывается на оценке конечного результата деятель=
ности больного, а также на анализе особенностей про=
цесса выполнения заданий, что позволяет не только выявить нарушения, но и сопоставить нарушенные и сохранные стороны психической деятельности.
Стандартизированные методы широко применяются в диагностической работе. В данном случае специаль=
ным образом подобранные задания предъявляют в оди=
наковой форме каждому испытуемому. Таким образом,
появляется возможность сопоставить способы и уров=
ни выполнения задания испытуемым и другими лицами.
Практически все нестандартизированные методы мо=
гут быть стандартизированы. Следует отметить, что для качественного анализа особенностей психической дея=
тельности большинство субтестов, входящих в стандар=
тизированные методы, можно использовать в нестан=
дартизированном варианте.
Б. В. Зейгарник считает, что патопсихологический эксперимент направлен:
1) на изучение реальной деятельности человека;
2) на качественный анализ различных форм распада психики;
3) на раскрытие механизмов нарушенной деятельно=
сти и возможности ее восстановления.
6б
5б
7б
8б
12. Нарушение подконтрольности
и критичности поведения
Сбой подконтрольности поведения — один из об=
разов нарушения личности. Он выражается в непра=
вильной оценке больным своих действий, в отсутствии критичности к своим болезненным переживаниям. Иссле=
дуя нарушения критики у психически больных, И. И. Ко
жуховская показала, что некритичность в любых формах свидетельствует о нарушении деятельности в целом.
Критичность, как считает Кожуховская, является «вер=
шиной личностных качеств человека».
В качестве примера такого нарушения рассмотрим выписки из истории болезни, приведенные Б. В. Зей
гарник:
Больной М.
Год рождения — 1890.
Диагноз: прогрессивный паралич.
История болезни. В детстве развивался нормально.
Окончил медицинский факультет, работал хирургом.
В 47 лет появились первые признаки душевного за=
болевания. Производя операцию, допустил грубейшую ошибку, которая привела к смерти больной.
Психическое состояние: правильно ориентирован,
многоречив. Знает о своем заболевании, но относится к этому с большой легкостью. Вспоминая о своей хи=
рургической ошибке, с улыбкой говорит, что «у всех бывают случайности». В данный момент считает себя здоровым, «как бык». Убежден в том, что может рабо=
тать хирургом и главным врачом больницы.
При выполнении даже простых заданий больной до=
пускает множество грубых ошибок.
Не дослушав инструкцию, пытается подойти к зада=
нию на классификацию предметов, как к игре в доми=
но, и спрашивает: «Как же узнать, кто выиграл?» Когда
11. Нарушение смыслообразующей
и побудительной функций мотива
Теперь рассмотрим патологию смыслообразующей и побудительной функций мотивов.
Только при слиянии двух этих функций мотива мы можем говорить о сознательно регулируемой деятель=
ности. Из=за ослабления и искажения данных функций происходит серьезное нарушение деятельности.
Данные нарушения были рассмотрены М. М. Коче
новым на примере больных шизофренией. Им было проведено исследование, которое заключалось в сле=
дующем: испытуемый должен выполнить по собствен=
ному выбору три задания из девяти предложенных ему экспериментатором, затратив на это не более 7 мин.
Задания были такими:
1) нарисовать сто крестиков;
2) выполнить двенадцать строчек корректурной про=
бы (по Бурдону);
3) выполнить восемь строчек счета (по Крепелину);
4) сложить один из орнаментов методики Коса;
5) построить из спичек «колодец»;
6) сделать из канцелярских скрепок цепочку;
7) решить три различные головоломки.
Таким образом, больному было необходимо выбрать те действия, которые являются наиболее целесооб=
разными для достижения основной цели (выполнить определенное количество заданий за определенное время).
Проводя данное исследование на здоровых испы=
туемых, М. М. Коченов пришел к выводу, что для до=
стижения поставленной цели необходим ориентиро=
вочный этап (активная ориентировка в материале),
который присутствовал у всех представителей данной группы испытуемых.
10. Нарушение опосредованности
и иерархии мотивов
Одним из видов нарушений развития личности являют=
ся изменения в мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев
утверждал, что анализ деятельности должен проводить=
ся через анализ изменения мотивов. Психологический анализ изменений мотивов является одним из спосо=
бов исследования личности больного человека, в том числе и особенностей его деятельности. Кроме того,
как отмечает Б. В. Зейгарник, «патологический мате=
риал дает в некоторых случаях возможность не только проанализировать изменения мотивов и потребностей,
но и проследить процесс формирования этих измене=
ний».
К основным характеристикам мотивов относят:
1) опосредованный характер мотивов;
2) иерархичность построения мотивов.
У детей иерархическое построение мотивов и их опо=
средование начинает зарождаться еще до школы. За=
тем в течение всей жизни происходит усложнение мо=
тивов. Одни мотивы подчиняются другим: какой=либо один общий мотив (например, овладеть определенной профессией) включает в себя ряд частных мотивов (овла=
деть необходимыми знаниями, усвоить определенные навыки и т. п.). Таким образом, деятельность человека всегда побуждается несколькими мотивами и отвечает не одной, а нескольким потребностям. Но в конкретной деятельности всегда можно выделить один ведущий мотив, придающий всему поведению человека некий смысл. Дополнительные мотивы являются необходи=
мыми, так как они непосредственно стимулируют чело=
веческое поведение. Содержание какой=либо деятель=
ности утрачивает личностный смысл, если нет ведущих
9. Порядок проведения
патопсихологического исследования
Патопсихологическое исследование включает сле=
дующие этапы.
1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и по=
становка задачи патопсихологического исследования.
Лечащий врач должен сообщить патопсихологу основ=
ные клинические данные о больном и поставить перед психологом задачи патопсихологического исследова=
ния. Психолог конкретизирует для себя задачу иссле=
дования, подбирает необходимые методики и устанав=
ливает порядок их предъявления больному. Врач должен объяснить больному цели патопсихологического иссле=
дования и тем самым способствовать выработке у него положительной мотивации.
2. Проведение патопсихологического исследования.
В первую очередь психологу нужно установить кон=
такт с больным. От успешности установления психо=
логического контакта между патопсихологом и испы=
туемым во многом зависит достоверность полученных в ходе патопсихологического исследования результа=
тов. Прежде чем приступать к проведению экспери=
мента, необходимо убедиться, что контакт к больным установлен и больной понял цель исследования. Ин=
струкция должна быть сформулирована четко и до=
ступно для больного.
М. М. Костерева выделяет несколько видов отноше=
ний больного к патопсихологическому исследованию:
1) активное (больные с интересом включаются в экс=
перимент, адекватно реагируют как на успех, так и на неудачи, интересуются результатами исследования);
2) настороженное (сначала больные относятся к ис=
следованию с подозрительностью, иронией или даже
7
9а
10а
11а
12а
же ему зачитывают инструкцию второй раз, вы=
полняет задание правильно.
Выполняя задание «установление последовательно=
сти событий», пытается просто объяснить каждую кар=
тинку. Но когда экспериментатор прерывает его рас=
суждения и предлагает разложить картинки в нужном порядке, больной правильно выполняет задание.
При выполнении задания «соотнесение фраз с по=
словицами» больной правильно объясняет поговорки
«Семь раз отмерь — один раз отрежь» и «Не все то зо=
лото, что блестит». Но он неправильно относит к ним фразу «Золото тяжелее железа».
С помощью методики пиктограмм были получены сле=
дующие результаты: больной образует связи довольно обобщенного порядка (для запоминания словосоче=
тания «веселый праздник» рисует флаг, «темная ночь» —
заштриховывает квадрат). Больной очень часто отвле=
кается от задания.
При проверке обнаруживается, что больной запом=
нил лишь 5 слов из 14. Когда же экспериментатор со=
общил ему, что это очень мало, больной с улыбкой от=
ветил, что в следующий раз запомнит больше.
Таким образом, мы видим, что у больных отсутствует мотив, ради которого они совершают ту или иную дея=
тельность, выполняют то или иное задание.
Их действия являются абсолютно немотивированны=
ми, больные не осознают своих поступков, своих выска=
зываний.
Потеря возможности адекватно оценивать свое пове=
дение и поведение окружающих привела к разрушению деятельности этих больных и глубокому личностному нарушению.
Все испытуемые руководствовались степенью сложности заданий и выбирали те из них, выпол=
нение которых займет меньше времени, так как стре=
мились уложиться в отведенные им семь минут.
Таким образом, у здоровых испытуемых в данной си=
туации происходит структурирование отдельных дей=
ствий в целенаправленное поведение.
При проведении эксперимента среди больных ши=
зофренией были получены иные результаты:
1) у больных не было ориентировочного этапа;
2) они не выбирали легких заданий и часто брались за те задания, которые явно невозможно выполнить в отведенный срок;
3) иногда больные выполняли задания с большим ин=
тересом и с особенной тщательностью, не заме=
чая, что время уже истекло.
Обратим внимание, что все больные тоже знали, что им надо уложиться в отведенное время, но это не стано=
вилось регулятором их поведения. В ходе эксперимен=
та они могли спонтанно повторять «я должен уложиться в 7 минут», не меняя при этом способов выполнения задания.
Итак, исследования
полняет задание правильно.
Выполняя задание «установление последовательно=
сти событий», пытается просто объяснить каждую кар=
тинку. Но когда экспериментатор прерывает его рас=
суждения и предлагает разложить картинки в нужном порядке, больной правильно выполняет задание.
При выполнении задания «соотнесение фраз с по=
словицами» больной правильно объясняет поговорки
«Семь раз отмерь — один раз отрежь» и «Не все то зо=
лото, что блестит». Но он неправильно относит к ним фразу «Золото тяжелее железа».
С помощью методики пиктограмм были получены сле=
дующие результаты: больной образует связи довольно обобщенного порядка (для запоминания словосоче=
тания «веселый праздник» рисует флаг, «темная ночь» —
заштриховывает квадрат). Больной очень часто отвле=
кается от задания.
При проверке обнаруживается, что больной запом=
нил лишь 5 слов из 14. Когда же экспериментатор со=
общил ему, что это очень мало, больной с улыбкой от=
ветил, что в следующий раз запомнит больше.
Таким образом, мы видим, что у больных отсутствует мотив, ради которого они совершают ту или иную дея=
тельность, выполняют то или иное задание.
Их действия являются абсолютно немотивированны=
ми, больные не осознают своих поступков, своих выска=
зываний.
Потеря возможности адекватно оценивать свое пове=
дение и поведение окружающих привела к разрушению деятельности этих больных и глубокому личностному нарушению.
Все испытуемые руководствовались степенью сложности заданий и выбирали те из них, выпол=
нение которых займет меньше времени, так как стре=
мились уложиться в отведенные им семь минут.
Таким образом, у здоровых испытуемых в данной си=
туации происходит структурирование отдельных дей=
ствий в целенаправленное поведение.
При проведении эксперимента среди больных ши=
зофренией были получены иные результаты:
1) у больных не было ориентировочного этапа;
2) они не выбирали легких заданий и часто брались за те задания, которые явно невозможно выполнить в отведенный срок;
3) иногда больные выполняли задания с большим ин=
тересом и с особенной тщательностью, не заме=
чая, что время уже истекло.
Обратим внимание, что все больные тоже знали, что им надо уложиться в отведенное время, но это не стано=
вилось регулятором их поведения. В ходе эксперимен=
та они могли спонтанно повторять «я должен уложиться в 7 минут», не меняя при этом способов выполнения задания.
Итак, исследования
1 2 3 4 5 6 7 8
М. М. Коченова показали, что нарушение деятельности больных шизофренией было обусловлено изменением мотивации сферы. Мотив у них превращался в просто «знание» и таким образом терял свои функции — смыслообразующую и побуди=
тельную.
Именно смещение смыслообразующей функции мо=
тивов являлось причиной нарушения деятельности боль=
ных, изменения их поведения и деградации личности.
мотивов, которые дают возможность опосредова=
ния мотивов в их иерархическом строении.
Б. С. Братусь указывает, что изменения происходят в первую очередь в мотивационной сфере (как пример —
сужение круга интересов). В ходе патопсихологическо=
го исследования не обнаруживается грубых изменений познавательных процессов, но при выполнении некото=
рых заданий (особенно тех, которые требуют длительной концентрации внимания, быстрой ориентации в новом материале), больной не всегда замечает допущенные им ошибки (некритичность), не реагирует на замечания экспериментатора и не руководствуется ими в дальней=
шем. Также у больного обнаруживается завышенная са=
мооценка.
Итак, мы видим, как под влиянием алкоголизма данно=
го больного разрушается прежняя иерархия мотивов.
Иногда у него появляются какие=то желания (например,
устроиться на работу), и больной совершает какие=то дей=
ствия, руководствуясь прежней иерархией мотивов. Од=
нако все эти побуждения не носят стойкого характера.
Главным (смыслообразующим) мотивом, который контро=
лирует деятельность больного, в результате является удовлетворение потребности в алкоголе.
Итак, на основании проведенного анализа изменений опосредованности и иерархии мотивов можно сделать следующие выводы:
1) данные изменения не выводятся непосредственно из нарушений мозга;
2) они проходят сложный и длительный путь формиро=
вания;
3) при формировании изменений действуют механизмы,
схожие с механизмами нормального развития моти=
вов.
боятся его, но в процессе эксперимента неуве=
ренность исчезает, больной начинает проявлять аккуратность и исполнительность; при данном типе отношения следует отметить «задержанную форму реагирования», когда наблюдаются расхождения между субъективными переживаниями испытуемо=
го и внешним выразительным компонентом поведе=
ния);
3) формально&ответственное