Файл: Шпаргалка 32. Афазии аб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37б
38б
39б
40б

23
41. Маниакально&депрессивный
психоз
Маниакально&депрессивный психоз (МПД) — это заболевание, для которого характерно наличие де=
прессивных и маниакальных фаз. Фазы разделены пе=
риодами с полным исчезновением психических рас=
стройств — интермиссиями.
Следует отметить, что маниакально=депрессивный пси=
хоз гораздо чаще встречается у женщин, чем у мужчин.
Как говорилось ранее, заболевание протекает в фор=
ме фаз — маниакальной и депрессивной. При этом депрессивные фазы — в несколько раз чаще, чем ма=
ниакальные.
Для депрессивной фазы характерны следующие симп=
томы:
1) подавленное настроение (депрессивный аффект);
2) интеллектуальное торможение (заторможенность мыслительных процессов);
3) психомоторное и речевое торможение.
Маниакальная фаза характеризуется следующими симптомами.
1. Повышенное настроение (маниакальный аффект).
2. Интеллектуальное возбуждение (ускоренное про=
текание мыслительных процессов).
3. Психомоторное и речевое возбуждение.
Иногда депрессию можно выявить исключительно с помощью психологического исследования.
Проявления маниакально=депрессивного психоза мо=
гут встречаться в детском, подростковом и юношеском возрасте. В каждом возрасте при МДП отмечаются свои особенности.
У детей до 10 лет в депрессивной фазе отмечаются следующие особенности:
43. Психические расстройства
органического генеза
В работе психолога часто возникает задача проведе=
ния диагностики между органическим заболеванием головного мозга и шизофренией.
В данном случае следует исследовать:
1) внимание;
2) память;
3) мышление;
4) признаки истощаемости.
Для исследования психических нарушений органи=
ческого генеза требуются знания не только в области патопсихологии, но и в области нейропсихологии.
При заболеваниях головного мозга отмечается сле=
дующее.
1. Повышенная истощаемость.
2. Снижение памяти.
3. Инертность мышления.
4. Снижение уровня интеллектуальных процессов.
5. Пассивность.
6. Сужение круга интересов и т. д.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся забо=
левания органического генеза.
1. Церебральный атеросклероз. При данном за=
болевании отмечается повышенная истощаемость пси=
хических процессов, которая бывает двух типов:
1) гиперстенический тип (смена быстрого темпа его снижением) — встречается на начальных стадиях заболевания;
2) гипостенический тип (понижение темпа и качества выполнения задания с ходом времени) — характе=
рен для поздних стадий заболевания.
У больных с церебральным атеросклерозом наблю=
дается следующее.
44. Неврозы
Понятие «невроз» употребляется с 1776 г. Это поз=
волило выделить из ряда соматических заболеваний психосоматические расстройства и связать их с нару=
шением нервной деятельности.
При всех формах неврозов у больного сохраняется критическое отношение к болезни.
Для невроза характерны следующие особенности:
1) патологические нарушения являются обратимыми независимо от длительности;
2) психогенное происхождение;
3) наличие эмоционально=аффективных и соматовеге=
тативных нарушений.
В основе выделения различных форм неврозов лежат разные признаки.
1. Этиологический (вина, фрустрация, агрессия и т. д.).
2. Ситуационный и реактивный.
3. Информационный (недостаток или избыток инфор=
мации).
4. Конституционный и реактивный по генетическому фактору.
5. По признакам профессии.
6. По событиям в жизни общества.
В настоящее время выделяют три основные формы неврозов:
1) неврастению;
2) истерию;
3) невроз навязчивых состояний.
Неврастения (от греч. asthenos — «слабый») — сла=
бость нервов.
Выделяют три стадии данного заболевания:
1) нарушение активного торможения (проявляется в виде раздражительности и возбудимости);
2) лабильность возбудительных процессов (раздражи=
тельная слабость);
42. Эпилепсия
Эпилепсия характеризуется присутствием у больного часто возникающих нарушений сознания и настроения.
Данное заболевание постепенно приводит к личност=
ным изменениям.
Считается, что в происхождении эпилепсии большую роль играют наследственный фактор, а также экзоген=
ные факторы (например, внутриутробные органические повреждения головного мозга). Один из характерных признаков эпилепсии — судорожный припадок, кото=
рый начинается, как правило, внезапно.
Иногда за несколько дней до припадка появляются предвестники:
1) плохое самочувствие;
2) раздражительность;
3) головная боль.
Припадок обычно длится около трех минут. После не=
го больной чувствует вялость и сонливость. Припадки могут повторяться с различной частотой (от ежеднев=
ных до нескольких в год).
У больных бывают атипичные припадки.
1. Малые припадки (потеря сознания на несколько минут без падения).
2. Сумеречное состояние сознания.
3. Амбулаторные автоматизмы, в том числе сомнам=
булизм (лунатизм).
У больных отмечаются следующие признаки:
1) тугоподвижность, замедленность всех психических процессов;
2) обстоятельность мышления;
3) склонность к застреванию на деталях;
4) невозможность отличить главное от второстепен=
ного;
41а
42а
43а
44а


24 5) дисфория (склонность к злобно=тоскливому настроению).
Характерными чертами больных эпилепсией являются:
1) сочетание аффективной вязкости и эксплозивности
(взрывчатости);
2) педантизм в отношении одежды, порядка в доме;
3) инфантилизм (незрелость суждений);
4) слащавость, утрированная любезность;
5) сочетание повышенной чувствительности и ранимо=
сти со злобностью.
Лицо больных эпилепсией малоподвижно, маловы=
разительно, отмечается сдержанность в жестах.
Во время исследования больных эпилепсией психолог изучает прежде всего мышление, память и внимание.
Для исследования больных эпилепсией обычно ис=
пользуются следующие методы.
1. Таблицы Шульте.
2. Исключение предметов.
3. Классификация предметов.
4. «Десять слов» и др.
3) преобладание слабости, истощаемости, вяло=
сти, апатии, пониженного настроения, сонливо=
сти и т. д.
Слабость при неврастении выражается в постоянном чувстве усталости. При этом у больного возникает ощу=
щение, как будто он совершал физическую работу, по=
являются жалобы на головную боль, учащенное сердце=
биение, боли в животе, расстройства половой сферы и т. п.
Считается, что неврастенией чаще страдают люди,
занимающие руководящие должности, так как на ра=
боте они пребывают в постоянном напряжении.
Термин «истерия» происходит от греч. hystera
«матка», так как во времена Платона считалось, что эта болезнь связана с хождением матки по телу жен=
щины (значительно чаще истерия встречается у жен=
щин). Однако в дальнейшем были обнаружены те же симптомы и у мужчин.
1. Нарушения памяти.
2. Инертность психической деятельности.
3. Повышенная истощаемость.
4. Снижение уровня обобщения, нарушения памяти,
нарастание расстройств речи.
2. Старческое (сенильное) слабоумие. Существует несколько форм старческого слабоумия:
1) простая;
2) конфабуляторная (характеризуется суетливостью,
эйфорией, наличием конфабуляций);
3) делириозная (характеризуется помрачением созна=
ния).
3. Болезнь Альцгеймера является атипичной фор=
мой старческого слабоумия, так как начинается в более раннем возрасте (40—45 лет). В данном случае атро=
фический процесс захватывает теменно=затылочные,
височные, лобные отделы левого полушария головно=
го мозга.
4. Болезнь Пика. Причиной данного заболевания яв=
ляется атрофия лобных, височных или теменных участ=
ков головного мозга.
1) вялость;
2) медлительность;
3) малоразговорчивость;
4) пассивность;
5) растерянность;
6) усталый и нездоровый вид;
7) жалобы на слабость, боли в голове, животе, ногах;
8) низкая успеваемость;
9) трудности в общении;
10) нарушения аппетита и сна.
У детей в маниакальной фазе наблюдаются:
1) легкость в появлении смеха;
2) дерзость в общении;
3) повышенная инициативность;
4) отсутствие признаков усталости;
5) подвижность.
В подростковом и юношеском возрасте депрессив=
ное состояние проявляется в следующих особенностях:
заторможенность моторики и речи; снижение инициа=
тивы; пассивность; утрата живости реакций; чувство тоски, апатии, скуки, тревоги; забывчивость; склон=
ность к самокопанию; заостренная чувствительность к отношению со стороны ровесников; суицидные мыс=
ли и попытки.
41б
42б
43б
44б


25
45. Психология здоровья
Психологическое здоровье — это стандартный фак=
тор полного функционирования и развития человека.
С одной стороны, это условие выполнения человеком своих возрастных и нравственных целей (ребенка или взрослого, учителя или предпринимателя, россиянина или американца и т. п.), а с другой стороны, это дает человеку возможность непрерывного развития в тече=
ние всей его жизни.
Психологическое здоровье тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. В человеке плотно связано телесное и психическое. И то и другое необходимо для полноценной работы организма. Это подчеркнуто в самом термине «психологическое здоровье».
Психология здоровья — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохра=
нения, укрепления и развития» (В. А. Ананьев) — яв=
ляется самостоятельным научным направлением, в рам=
ках которого подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на возникновение болезни.
Здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие выполнения человеком своих задач и целей,
своей индивидуальной миссии. Ориентируясь на неко=
торые факторы психологии здоровья, можно предста=
вить, что психологическое здоровье есть предпосылка физического здоровья, т. е. психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.
Непрерывная связь между психическим и телесным за=
родилась в древности. Еще Сократ говорил: «Непра=
вильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души». В современности существует отдельное направление — психосоматическая ме&
47. Социальные и биологические
составляющие нормального
и аномального развития человека
Как биологические, так и социальные факторы вно=
сят значительный вклад в развитие человека.
Перечислим биологические факторы дизонтогенеза:
1) генетические факторы (наследственные болез=
ни, хромосомные аберрации, генные мутации, эн=
догенные заболевания и т. д.);
2) внутриутробные нарушения (токсикозы, инфек=
ции, интоксикации и т. д.);
3) патология родов;
4) ранние заболевания с поражением централь&
ной нервной системы (прогрессирующие гидро=
цефалии, опухоли головного мозга, энцефалиты и т. п.).
К социальным факторам дизонтогенеза относятся:
1) различные виды эмоциональной и социальной де=
привации;
2) разного рода социальные психологические стрессы.
Проблемой влияния социальных и биологических факторов на онтогенетическое развитие человека за=
нимается и клиническая психология, а точнее, специаль=
ный раздел клинической психологии — возрастная
клиническая психология. В сферу интересов воз=
растной клинической психологии входят:
1) психические процессы и состояния;
2) анализ протекания возрастных кризов;
3) психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека.
На формирование индивидуально=психологических качеств человека большое влияние оказывают как био=
логическая, так и социальная составляющие развития.
Без соответствующего «материального обеспечения»
48. Типы нарушений психического
развития
Существуют различные классификации дизонтоге=
неза. Рассмотрим некоторые из них и дадим описание видам дизонтогенеза.
Г. Е. Сухарева различает три вида дизонтогенеза:
1) задержанное;
2) поврежденное;
3) искаженное развитие.
Близкой к рассмотренной является еще одна клас=
сификация нарушений психического развития.
1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофре=
нией).
2. Дисгармоническое развитие (связано с психопа=
тией).
3. Регрессирующее развитие (связано с прогресси=
рующими дегенеративными заболеваниями, злока=
чественной эпилепсией).
4. Альтернирующее развитие (наблюдается при раз=
личных соматических и психических патологиях).
5. Развитие, измененное по качеству и направлению
(при шизофреническом процессе).
Г. К. Ушаков и В. В. Ковалев предложили выделить основные клинические типы дизонтогенеза:
1) ретардация — это заторможенное психическое раз=
витие или устойчивое психическое недоразвитие;
2) асинхрония — дисгармоническое психическое развитие.
Клинические формы дизонтогенеза можно классифи=
цировать следующим образом:
1) умственная отсталость;
2) пограничные и парциальные задержки психическо=
го развития;
3) искажения психического развития;
46. Поведенческая медицина.
Общественное здравоохранение
В начале XX в. основными причинами смертности бы=
ли такие заболевания, как грипп, пневмония, туберку=
лез и желудочно=кишечные инфекции. Затем ежегодная смертность от этих заболеваний значительно снизи=
лась. В настоящее время наиболее известными при=
чинами смертности являются заболевания, при кото=
рых важным выступает поведение: инфаркт миокарда,
рак, несчастные случаи, травмы, убийства и отравле=
ния и т. д. Таким образом, главным возможным спосо=
бом улучшения здоровья является изменение нездо=
рового поведения.
Поведенческая медицина (Behavioral Medicine) —
междисциплинарная научно=исследовательская и при=
кладная область, которая в своем подходе к пробле=
мам здоровья ориентируется на биопсихосоциальную модель. Поведенческая медицина интегрирует дости=
жения поведенческих и биомедицинских наук, относя=
щихся к физическому здоровью. Она соединяет в себе разделы таких наук, как:
1) психология;
2) эпидемиология;
3) социология;
4) антропология;
5) физиология;
6) фармакология;
7) анатомия;
8) диетология и др.
Выделяют следующие основные типы нездорового по=
ведения.
1. Курение (способствует развитию сердечно=сосу=
дистых заболеваний, рака полости рта, легких и пи=
щевода, бронхита и т. д.).
45а
46а
47а
48а


26 2. Злоупотребление алкоголем (может привести к циррозу печени, панкреатиту, раку, а также не=
счастным случаям, убийствам и пожарам).
3. Неправильное питание (например, ожирение по=
вышает риск развития гипертонии, диабета и сердеч=
но=сосудистых заболеваний, осложняет хирургиче=
ские вмешательства и т. д.).
Общественное здравоохранение (Public Health),
или популяционная медицина, — это междисципли=
нарная область исследовательской и практической дея=
тельности, которая занимается повышением общего уровня здоровья населения. В настоящее время часто используется еще один термин — «наука о здоровье».
Задачами популяционной медицины являются:
1) предупреждение болезней (профилактика);
2) продление жизни;
3) улучшение самочувствия.
Данные задачи осуществляются посредством об=
щественных мероприятий и влияния на систему здра=
воохранения в целом.
Таким образом, речь идет о системном подходе,
в расчете на все население Public Health пока что пред=
ставляет собой поле исследовательской и практической деятельности, которое не идентифицируется с отдель=
ной профессией.
4) аутистические расстройства;
5) акселерация;
6) инфантилизм;
7) соматопатии.
Наиболее распространенной считается следующая классификация дизонтогенеза:
1) психическое недоразвитие;
2) задержанное развитие;
3) поврежденное психическое развитие;
4) дефицитарное психическое развитие;
5) искаженное психическое развитие;
6) дисгармоническое психическое развитие.
Существуют и другие дифференциации видов оли=
гофрении. Например, в педагогическом плане наибо=
лее распространенной можно считать классификацию
М. С. Певзнер. Данный автор выделяет пять основ=
ных видов олигофрении.
1. Неосложненная олигофрения.
2. Осложненная олигофрения с присутствием нару=
шений нейродинамики.
3. Олигофрения, характеризующаяся нарушением раз=
личных анализаторов.
4. Олигофрения, для которой характерны психопа=
топодобные формы поведения.
5. Олигофрения с четко выраженной лобной недо=
статочностью.
(наличия высокоразвитой нервной системы, го=
ловного мозга) любые попытки добиться соот=
ветствующего воспитания и обучения оказались безус=
пешными. То же касается и социальной составляющей:
выпадение даже самого хорошего «материала» из со=
циума в раннем детстве приводит к полному подавле=
нию развития ребенка (например, «дети=маугли»).
Но конкретный ребенок находится не в социуме вооб=
ще, а взаимодействует с конкретными людьми, кото=
рые обладают индивидуальными характерами, имеют определенную культуру, интеллект и т. д. В процессе развития к началу каждого возрастного периода между ребенком и окружающей его социальной микросре=
дой складываются определенные отношения. Эти от=
ношения и есть суть социальной ситуации развития
ребенка. При анализе процесса развития ребенка сле=
дует учитывать, что для каждого периода характерным является новый тип отношений между ним и окружаю=
щей его социальной средой. Становление психики ре=
бенка возможно только при вовлечении в мир социаль=
ных взаимоотношений.
Возрастные психологические кризисы — это осо=
бые периоды онтогенеза, которые длятся относитель=
но недолго и характеризуются резкими психологиче=
скими изменениями.
дицина, которая изучает механизмы влияния пси=
хики на телесные функции, а также систематизи=
рует психосоматические расстройства, определяет ме=
тоды их профилактики и лечения. Эта отрасль довольно хорошо разработана и успешно функционирует.
Несмотря на то что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, пси=
хология здоровья как отдельная область знаний боль=
ше распространена за рубежом, где активнее внедряет=
ся в практику медицинских учреждений.
Психологию здоровья (Health Psychology) можно опре=
делить в узком и широком смысле.
В узком смысле психология здоровья — это частная психологическая дисциплина, которая занимается:
1) профилактикой и охраной здоровья;
2) предотвращением болезней;
3) выявлением форм поведения, повышающих риск за=
болевания.
В широком смысле психология здоровья занимается:
1) профилактикой и охраной здоровья;
2) предотвращением и лечением болезней;
3) выявлением форм поведения, повышающих риск за=
болевания;
4) выявлением причин болезней;
5) реабилитацией.
1   2   3   4   5   6   7   8

45б
46б
47б
48б

27
49. Первичное выявление детей
с отклонениями в развитии
Выделяют несколько видов наблюдения:
1. Стандартизированное наблюдение (предпола=
гает наличие заранее составленного плана наблюде=
ния, цели и задачи которого заранее определены).
2. Свободное наблюдение (не предусматривает спе=
циальной подготовки и плана наблюдения).
3. Включенное наблюдение (осуществляется в про=
цессе совместной деятельности с ребенком).
Выделяют и другие виды наблюдения:
1) групповое и индивидуальное;
2) кратковременное и долговременное;
3) внешнее и внутреннее и др.
В процессе наблюдения психологу следует учитывать особенности проявления активности ребенка, которая составляет основу его психосоциального развития.
Прежде всего следует обращать внимание на:
1) общую и двигательную активность;
2) эмоциональные и поведенческие реакции на новые стимулы;
3) интенсивность эмоционального выражения своих желаний и отношений;
4) настроение ребенка;
5) способность сосредоточиваться на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;
6) способность справляться с трудностями, преодо=
левать препятствия.
При выявлении у ребенка поведения, отличающего=
ся от других детей, психолог организует более тщатель=
ное наблюдение за ним.
При квалификации наблюдаемых особенностей пове=
дения ребенка как отклонений психолог руководствует=
ся следующими критериями:
51. Психологическое
консультирование
Психологическое консультирование ориентируется преимущественно на психологическое воздействие, пси=
хокоррекция — на процессы манипулирования, управле=
ния и формирования, а в рамках психотерапии исполь=
зуется каждый из вышеперечисленных способов оказания психологической помощи.
Главной целью консультирования является становле=
ние личностной позиции, специфического мировоззре=
ния и формирование иерархии ценностей клиента.
Задача психологической коррекции заключается в вы=
работке навыков оптимальной для индивида и эффек=
тивной для сохранения здоровья психической деятель=
ности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Основной задачей психотерапии является купирова=
ние психопатологической симптоматики, посредством чего достигается внутренняя и внешняя гармонизация личности.
Психологическое консультирование включает в себя различные процессы:
1) диагностический процесс, который способствует конкретным особенностям развития клиента (нор=
мального или аномального), а также присутствия либо отсутствия у него психопатологических симптомов;
2) процесс информирования человека о структуре его психической деятельности и индивидуально=
психологических особенностях, благоприятных и не=
благоприятных жизненных ситуациях;
3) процесс обучения навыкам аутотренинга, спо=
собам психологической защиты, а также приемам нормализации собственного эмоционального со=
стояния.
52. Логотерапия
Логотерапия является гуманистическим направлением психотерапии. Основной целью логотерапии является возвращение человеку утраченного в силу каких=то при=
чин смысла жизни. Механизм развития у человека психо=
логических проблем усматривается в «экзистенциальном кризисе». Задачей логотерапии является восстановле=
ние или приобретение человеком потерянной духовно=
сти, свободы и ответственности. Виктор Франкл, осно=
воположник логотерапии, считал, что вернуть утраченный смысл человеку можно с помощью метода убеждения.
Основой логотерапии является исцеление души путем формирования у человека осмысленного стремления к смыслу взамен стремления к наслаждению или власти.
В рамках психологии самореализации большое вни=
мание уделяется выработке психологической стратегии максимального использования в жизни собственного личностного потенциала, который включает:
1) внутреннюю природу человека в виде основных по=
требностей, способностей и индивидуально=психо=
логических особенностей;
2) потенциальные возможности, реализация которых зависит от экстрапсихических факторов (семьи, бли=
жайшего окружения, образования и т. д.);
3) аутентичность — способность познать истинные собственные потребности и возможности;
4) способность воспринимать себя;
5) потребность в любви.
А. Маслоу отмечал, что у индивида существуют цен=
ности бытия (Б=ценности) и ценности, формирующие=
ся по принципу ликвидации дефицита (Д=ценности).
К ценностям бытия относятся следующие:
1) целостность — единство, интеграция, взаимосвя=
занность;
50. Основные принципы
психодиагностики детей
с нарушениями психического развития
Перед началом психодиагностического обследова=
ния необходимо получить некоторые дополнительные сведения, к которым относятся:
1) психологический анамнез (различные данные о пред=
шествующих этапах развития ребенка);
2) информация, полученная от родителей, врачей и пе=
дагогов об особенностях поведения ребенка в раз=
личных жизненных ситуациях;
3) сведения о состоянии здоровья ребенка к моменту обследования.
Психодиагностическое обследование проводится в следующих целях.
1. Выявление отклонений в развитии, которые чаще всего становятся причиной психических заболеваний,
а также трудностей обучения, поведения и т. д.
2. Контроль за динамикой психического развития и успешностью применения лечебных воздействий и средств психокоррекции.
3. Обнаружение личностных особенностей ребенка,
которые тормозят его социальную адаптацию.
Характер обследования зависит от возраста, пола,
состояния здоровья, а также образовательного уров=
ня и этнической принадлежности больного.
Обследование подростка или взрослого может длить=
ся около часа, младшего школьника — 30—45 мин.
В некоторых случаях диагностирование может про=
водиться в присутствии родителей и других лиц. Бы=
вает, что проводится групповое обследование.
В процессе обследования детей с нарушениями в пси=
хическом развитии, испытывающих трудности в обуче=
49а
50а
51а
52а