Файл: Шпаргалка 32. Афазии аб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
33. Бедность словарного состава
речи
Бедность словарного запаса обычно наблюдается при олигофрении, а также при атеросклерозе головного мозга. Рассмотрим виды психической патологии, ко=
торые могут рассматриваться и как производные ре=
чевых расстройств, и как результат нарушений гности=
ческих мозговых аппаратов.
1. Дислексия (алексия) — расстройство чтения.
У детей дислексия проявляется в неспособности овла=
деть навыком чтения (при нормальном уровне интеллек=
туального и речевого развития, в оптимальных условиях обучения, при отсутствии нарушений слуха и зрения).
2. Аграфия (дисграфия) — нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
3. Акалькулия — нарушение, которое характеризует=
ся нарушением счетных операций.
Остановимся на определении других расстройств речи, встречающихся в клинической практике.
Парафазия вербальная — употребление вместо не=
которых слов других, не имеющих отношения к смыс=
лу речевого высказывания.
Парафазия литеральная — это когда происходит замена одних звуков другими, которые в данном сло=
ве не присутствуют, или перестановка определенных слогов и звуков в слове.
Вербигерация — многократное повторение отдель=
ных слов или слогов.
1   2   3   4   5   6   7   8

Брадифазия — замедление речи.
Дизартрия — смазанная, как бы «спотыкающаяся»
речь.
Дислалия (косноязычие) — расстройство речи, ко=
торое характеризуется неправильным произношением
35. Нарушения интеллекта
Интеллектом называется система всех познаватель=
ных способностей индивида (в частности — способ=
ность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности).
Для количественного анализа интеллекта использует=
ся понятие IQ — коэффициент умственного развития.
Выделяют три формы интеллекта:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, уме=
ние понимать прочитанное);
2) способность решать проблемы;
3) практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).
В структуру практического интеллекта входят:
1. Процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий.
2. Адекватная самооценка.
3. Способность рационально действовать в новой об=
становке.
Интеллектуальная сфера включает в себя некоторые познавательные процессы, но интеллект не является только лишь суммой этих познавательных процессов.
Предпосылками интеллекта являются внимание и па=
мять, однако ими понимание сущности интеллектуаль=
ной деятельности не исчерпывается.
Выделяют три формы организации интеллекта, ко=
торые отражают различные способы познания объек=
тивной реальности, в частности в сфере межличност=
ных контактов.
1. Здравый смысл — процесс адекватного отраже=
ния реальной действительности, основанный на анали=
зе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления.
36. Проблема мозговой локализации
психических функций
Проблема локализации психических функций являет=
ся одной из основных исследуемых проблем нейропси=
хологии. Изначально это проблема стояла буквально:
как взаимосвязаны различные психические процессы и морфологические зоны головного мозга. Но четкие соответствия не были найдены. Существуют две точки зрения по данной проблеме:
1) локализационизм;
2) антилокализационизм.
Локализационизм связывает каждый психический процесс с работой определенного участка головного мозга. Узкий локализационизм рассматривает психи=
ческие функции как неразложимые на составные части и реализующиеся за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга.


Против концепции узкого локализационизма говорят следующие факты:
1) при поражении различных зон головного мозга про=
исходит нарушение одной и той же психической функции;
2) результатом поражения определенной зоны мозга может стать нарушение нескольких разных психи=
ческих функций;
3) нарушенные психические функции могут быть вос=
становлены после повреждения без морфологиче=
ского восстановления травмированного участка го=
ловного мозга.
Согласно концепции антилокализационизма:
1) мозг представляет собой единое целое, и его рабо=
та способствует развитию функционирования всех психических процессов в равной степени;
34. Нарушения произвольных
движений и действий
Выделяют два вида нарушений произвольных дви=
жений и действий:
1. Нарушения произвольных движений и действий,
которые связаны с нарушением эфферентных (испол=
нительных) механизмов.
2. Нарушения произвольных движений и действий,
которые связаны с нарушением афферентных механиз=
мов двигательных актов (более сложные нарушения).
Эфферентные нарушения.
1. Парезы — ослабления мышечных движений (че=
ловек после мозгового повреждения не может активно действовать противоположной конечностью; при этом движения других частей тела могут оставаться сохра=
ненными).
2. Гемиплегии — параличи (человек полностью те=
ряет способность двигаться; двигательная функция мо=
жет восстанавливаться в процессе лечения).
Выделяют два вида гемиплегии:
1) динамическая гемиплегия (отсутствуют произволь=
ные движения, но есть насильственные);
2) статическая гемиплегия (отсутствуют произвольные движения и амимия).
Афферентные нарушения.
1. Апраксии — это нарушения, которые характери=
зуются тем, что действие, которое нуждается в аффе=
рентном подкреплении и организации двигательного акта, не выполняется, хотя эфферентная сфера остает=
ся сохраненной.
2. Кататонические расстройства.
При кататонических расстройствах наблюдается бес=
предметная хаотическая двигательная активность боль=
33а
34а
35а
36а

20
ного (вплоть до причинения увечий себе и окру=
жающим). В настоящее время данное состояние снимается фармакологически. Кататонические рас=
стройства выражаются в бесцельных метаниях боль=
ного.
Одной из форм кататонического расстройства яв=
ляется ступор (застывание).
Выделяют следующие формы ступора:
1) негативистический (сопротивление движениям);
2) с оцепенением (больного невозможно сдвинуть с места).
3. Насильственные действия.
Данное расстройство произвольных движений и дей=
ствий проявляется в том, что больные, помимо соб=
ственного желания, совершают различные двигатель=
ные акты (например, плач, смех, ругань и т. д.).
2) при поражении любого участка головного моз=
га наблюдается общее снижение психических функ=
ций (при этом степень снижения зависит от объема пораженного мозга).
Согласно концепции эквипотенциальности отде=
лов мозга все участки головного мозга одинаково уча=
ствуют в реализации психических функций. Таким образом, во всех случаях возможно восстановление психического процесса, если только количественные характеристики повреждения не превышают каких=то критических значений. Однако не всегда и не все функ=
ции могут быть восстановлены (даже при условии, что объем повреждения невелик).
В настоящее время основное направление в решении данной проблемы определяет концепция системной
динамической локализации психических процес&
сов и функций, которая была разработана Л. С. Вы
готским и А. Р. Лурия. Согласно данной теории:
1) психические функции человека представляют собой системные образования, формирующиеся на протя=
жении всей жизни, являются произвольными и опо=
средованными речью;
2) физиологическим основанием психических функций считаются функциональные системы, которые взаи=
мосвязаны с конкретными мозговыми структурами и состоят из афферентных и эфферентных взаимо=
заменяемых звеньев.
2. Рассудок — процесс познания реальной дей=
ствительности и способ деятельности, основан=
ный на использовании формализованных знаний, трак=
товок мотивов деятельности участников коммуникации.
3. Разум — высшая форма организации интеллек=
туальной деятельности, при которой мыслительный про=
цесс способствует формированию теоретических зна=
ний и творческому преобразованию действительности.
Интеллектуальное познание может использовать сле=
дующие способы:
1) рациональный (требует применения формально=
логических законов, выдвижения гипотез и их под=
тверждения);
2) иррациональный (опирается на несознаваемые фак=
торы, не имеет строго заданной последовательно=
сти, не требует использования для доказательства истинности логических законов).
С понятием интеллекта тесно связаны следующие по=
нятия:
1) антиципационные способности — способности предвосхищать ход событий и планировать свою дея=
тельность так, чтобы избежать нежелательных по=
следствий и переживаний;
2) рефлексия — создание представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих.
отдельных звуков (например, пропуском звуков или заменой одного звука другим).
Заикание — нарушение плавности речи, которое про=
является в форме судорожного расстройства коорди=
нации речи, повторения отдельных слогов с явными трудностями в их произнесении.
Логоклония — спастическое повторение определен=
ных слогов произносимого слова.
Повышение громкости речи (вплоть до крика) —
нарушение, которое проявляется в том, что в резуль=
тате перенапряжения голос таких больных становится сиплым или совсем пропадает (отмечается у больных в маниакальном состоянии).
Изменение модуляции речи — напыщенность, па=
тетичность или бесцветность и монотонность речи (по=
теря речевой мелодии).
Инкогеренция — бессмысленный набор слов, не объе=
диненных в грамматически правильные предложения.
Олигофазия — значительное снижение количества используемых в речи слов, обеднение словарного за=
паса.
Шизофазия — бессмысленный набор отдельных слов,
которые объединены в грамматически правильные пред=
ложения.
Символическая речь — придание словам и выра=
жениям особого смысла (вместо общепринятого), по=
нятного только самому больному.
Криптолалия — создание собственного языка или особого шифра, называемого криптографией.
33б
34б
35б
36б


21
37. Функциональные блоки мозга
А. Р. Лурия разработал общую структурно=функцио=
нальную модель мозга, согласно которой весь мозг можно разделить на три основных блока. Каждый блок имеет собственное строение и играет определенную роль в психическом функционировании.
1&й блок — блок регуляции уровня общей и избира=
тельной активации мозга, энергетический блок, кото=
рый включает:
1) ретикулярную формацию ствола мозга;
2) диэнцефальные отделы;
3) неспецифические структуры среднего мозга;
4) лимбическую систему;
5) медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.
2&й блок — блок приема, переработки и хранения экс=
тероцептивной информации, включает центральные ча=
сти основных анализаторных систем, корковые зоны ко=
торых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.
Работа второго блока подчиняется трем законам.
1. Закон иерархического строения (первичные зоны являются фило= и онтогенетически более ранними, из чего следуют два принципа: принцип «снизу вверх» —
недоразвитие первичных полей у ребенка приводит к потере более поздних функций; принцип «сверху вниз» — у взрослого с полностью сложившимся психо=
логическим строем третичные зоны управляют работой подчиненных им вторичных и при повреждении послед=
них оказывают на их работу компенсирующее влияние).
2. Закон убывающей специфичности (наиболее мо=
дально специфичными являются первичные зоны, а тре=
тичные зоны вообще надмодальны).
39. Методы нейропсихологического
исследования. Восстановление
высших психических функций
Одним из наиболее распространенных методов оцен=
ки синдромов в нейропсихологии является система,
которую предложил А. Р. Лурия. Она включает в себя:
1) формальное описание больного, историю его бо=
лезни;
2) общее описание психического статуса больного (со=
стояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и т. д.);
3) исследования произвольного и непроизвольного вни=
мания;
4) исследования эмоциональных реакций;
5) исследования зрительного гнозиса (по реальным объектам, по контурным изображениям и т. д.);
6) исследования соматосенсорного гнозиса (узнава=
ние объектов на ощупь, по прикосновению);
7) исследования слухового гнозиса (узнавание мело=
дий, повторение ритмов);
8) исследования движений и действий (оценивание ко=
ординации, результатов рисования, предметных дей=
ствий и т. д.);
9) исследования речи;
10) исследования письма (букв, слов и фраз);
11) исследования чтения;
12) исследования памяти;
13) исследования системы счета;
14) исследования интеллектуальных процессов.
Один из важных разделов нейропсихологии иссле=
дует механизмы и способы восстановления высших пси=
хических функций, нарушенных в итоге локальных па=
тологий головного мозга. Было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психи=
40. Шизофрения
Шизофрения (от греч. shiso — «расщепляю», frenio —
«душа») — «психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменения=
ми личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность,
эмоциональное оскудение, искажение психических про=
цессов)».
Часто итогом данного заболевания является разрыв прежних социальных отношений больного и значитель=
ная дезадаптация больных в обществе.
Шизофрения считается практически самым извест=
ным психическим заболеванием.
Выделяют несколько форм течения шизофрении:
1) непрерывно текущая шизофрения;
2) приступообразно=прогредиентная (шубообразная);
3) рекуррентная (периодическое течение).
По темпу течения процесса выделяют следующие ви=
ды шизофрении:
1) малопрогредиентную;
2) среднепрогредиентную;
3) злокачественную.
Выделяют различные формы шизофрении, например:
1) шизофрения с навязчивостями;
2) паранойяльная шизофрения (отмечается бред пре=
следования, ревности, изобретательства и т. д.);
3) шизофрения с астеноипохондрическими проявле=
ниями (психическая слабость с болезненной фикса=
цией на состоянии здоровья);
4) простая;
5) галлюцинаторно=параноидная;
6) гебефреническая (отмечается дурашливое двигатель=
ное и речевое возбуждение, повышенное настроение,
разорванность мышления);
38. Понятия нейропсихологического
фактора, симптома и синдрома
«Нейропсихологический фактор — принцип фи=
зиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.
Инструментом выделения нейропсихологических фак=
торов является синдромный анализ, который включает в себя:
1) качественную квалификацию нарушений психических функций с объяснением причин возникших изме=
нений;
2) анализ и сопоставление первичных и вторичных рас=
стройств, т. е. установление причинно=следственных связей между непосредственным источником пато=
логии и возникающими расстройствами;
3) изучение состава сохраненных высших психических функций.
Перечислим основные нейропсихологические фак=
торы:
1) модально=неспецифический (энергетический) фактор;
2) кинетический фактор;
3) модально=специфический фактор;
4) кинестетический фактор (частный случай модально=
специфического фактора);
5) фактор произвольной=непроизвольной регуляции психической деятельности;
6) фактор осознанности=неосознанности психических функций и состояний;
7) фактор сукцессивности (последовательности) орга=
низации высших психических функций;
8) фактор симультанности (одновременности) органи=
зации высших психических функций;
37а
38а
39а
40а


22 9) фактор межполушарного взаимодействия;
10) общемозговой фактор;
11) фактор работы глубоких подкорковых структур.
Нейропсихологический симптом — нарушение пси=
хических функций в результате локальных поражений головного мозга.
Синдром — это закономерное сочетание симптомов,
основой которого является нейропсихологический фак=
тор, т. е. определенные физиологические закономер=
ности работы участков мозга, нарушение которых яв=
ляется причиной возникновения нейропсихологических симптомов.
Нейропсихологический синдром — слияние ней=
ропсихологических симптомов, связанных с выпаде=
нием одного или нескольких факторов.
Синдромным анализом называется анализ нейро=
психологических симптомов, главной целью которого считается нахождение общего фактора, который пол=
ностью объясняет появление разных нейропсихологи=
ческих симптомов. Синдромный анализ включает в себя следующие этапы: сначала определяются признаки па=
тологии различных психических функций, а затем про=
исходит квалификация симптомов.
7) кататоническая (характеризуется преоблада=
нием двигательных нарушений).
Для больных шизофренией свойственны следующие особенности.
1. Выраженные нарушения восприятия, мышления,
эмоционально=волевой сферы.
2. Снижение эмоциональности.
3. Утрата дифференцированности эмоциональных реакций.
4. Состояние апатии.
5. Безразличное отношение к членам семьи.
6. Потеря интереса к окружающему.
7. Неадекватность в переживаниях.
8. Снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного безволия (абулия).
ческих функций за счет перестройки функциональ=
ных систем, определяющих реализацию высших психических функций.
В работах А. Р. Лурия и его учеников были выявле=
ны механизмы восстановления высших психических функций:
1) перевод процесса на высший осознанный уровень;
2) замена выпавшего звена функциональной системы новым.
Перечислим принципы восстановительного обучения:
1) нейропсихологическая квалификация дефекта;
2) опора на сохраненные формы деятельности;
3) внешнее программирование восстанавливаемой функции.
Практика лечения раненых во время Великой Оте=
чественной войны доказала эффективность этих пред=
ставлений. В дальнейшем нейропсихологические мето=
ды стали применяться совместно с медикаментозными.
Развитие представлений о функциональной асиммет=
рии мозга человека в истории нейропсихологии свя=
зано с именем французского врача М. Дакса, который в 1836 г., выступая в медицинском обществе, привел результаты наблюдения 40 больных. Он наблюдал боль=
ных с повреждениями мозга, сопровождавшимися сни=
жением или потерей речи, и пришел к выводу, что нару=
шения вызывались только дефектами левого полушария.
3. Закон прогрессирующей латерализации (по мере восхождения от первичных к третичным зо=
нам возрастает дифференцированность функций ле=
вого и правого полушарий).
3&й блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности),
состоит из моторных, премоторных и префронталь=
ных отделов коры больших полушарий. При поражении данного отдела мозганарушается работа опорно=дви=
гательного аппарта.
1   2   3   4   5   6   7   8