Файл: Совершенствование механизмов общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34
2.2 Проблемы механизмов в решении вопросов местного
самоуправлении
В современном мире государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления все больше заинтересованы в активности общества и взаимодействии с гражданами. Для государства и органов самоуправления имеет значение, какую роль общество играет в общественно- политической жизни, насколько она активна в деятельности и функционировании политических институтов. От всех этих факторов зависит поступательное развитие общества. В вопросах реализации общественной активности необходимо уделять внимание и учитывать интересы граждан, способствовать раскрытию потенциала, оказывать поддержку в становлении в социальной структуре общества. Поэтому главной задачей не только государства, в целом, но и органов местного самоуправления является создание и реализация социальных механизмов и программ социального включения граждан во все сферы жизнедеятельности как основного показателя гражданской активности граждан [33].
Деятельность местных сообществ заключается в представлении и реализации своих интересов. В первую очередь данная деятельность проявляется во взаимодействии с органами местного самоуправления. При этом возникает проблема выявления и предъявления органам муниципальной власти интересов и запросов со стороны населения, от имени которого эта власть осуществляет свою деятельность.
Анализ множество концепций источников позволяет выделить следующие механизмы взаимодействия местных сообществ и органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения к числу таких относят концепцию мобилизующего агента, в которой главную роль играют институты гражданского общества. Они выполняют функцию
35
интеграции общества и индивида, мобилизуя участников, выполняют образовательную функцию и стимулируют граждан для участия общественно- политической жизни. Особую роль представители этой концепции отводят информационным технологиям. Интернет-ресурсы, телевидение, печатные
СМИ в большей мере вовлекают граждан в процессы, протекающие в обществе [34].
Механизм взаимодействия муниципальной власти с местным сообществом в рамках решения вопросов местного значения имеет социальные основания, к которым мы относим: дифференцированность и общность интересов, базовую нормативно-ценностную систему сознания общности, общие атрибутивные и поведенческие черты образа жизни, согласованные со здравым смыслом и опытом традиционные формы и способы поддержания порядка и баланса дифференцированных запросов, конвенциальные формы социального контроля и т. д., оптимальное сочетание обоюдной пользы в реализации задуманного [29].
К числу проблемных управленческих вопросов относим взаимодействие муниципальной власти с населением с учетом типологического многообразия местных сообществ, свободную ориентацию в местных проблемах, историческом наследии данной территории, что связано с целевым профилированием управленческого механизма. Муниципальная практика убеждает, что управленческий механизм слабо адаптирован к необходимости решения местных проблем с привлечением и мобилизацией инициатив местных сообществ.
Рассматривая вопросы взаимодействия граждан с органами местного самоуправления, мы должны определить основные механизмы взаимодействия и проблемы, возникающие при таком взаимодействии. Оценивая взаимодействие граждан с органами местного самоуправления, мы должны учитывать такие основные компоненты как:
36 1) Гражданские качества. Существенное влияние на формирование гражданских качеств оказывают внешние и внутренние факторы. К числу внутренних относят собственные взгляды, интересы, ценности и представления, к внешним – влияние социальной среды, которое выступают показателям деформации внутренних характерных особенностей индивида, влияющих на формирование гражданских качеств. Чувство патриотизма, ответственности за свои поступки, инициативность и самостоятельность являются одними из основных гражданских качеств.
2) Гражданское самосознание. Основано на оценке индивида своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, осознание себя как деятеля, способного влиять на развитие государства.
3) Социальная активность. Является одним из самых основных компонентов активной гражданской позиции, который выражается в желании и стремлении граждан участвовать в общественно-политической жизни общества, удовлетворять не только свои интересы, в частности, но и интересы общества, в целом [4].
Среди основных механизмов, осуществляемых органами местного самоуправления, можно выделить:
- социальный контроль, позволяющий определять порядок и рамки, в которых протекает деятельность граждан и органов местного самоуправления. Такой контроль основан на нормативно-правовой основе, определяющей поведение человека.
- регулирование взаимоотношений. Функционирование социальных институтов осуществляется путем выработки шаблонов поведения.
Поскольку гражданская активность является прямым отражением осознанного и сознательного участия, органы местного самоуправления в этом случае выполняет регулирующую функцию.
37
- взаимоответственности всех граждан под воздействием институциональных норм, правил, санкций и системы ролей. В таком случае органы местного самоуправления предоставляют социальные гарантии, права и обязанности индивидам, регулируя их общественно.
- политическую жизнь, вносит свой в клад в развитие гражданского самосознания.
Однако, рассматривая такие механизмы взаимодействия граждан с органами местного самоуправления, мы должны понимать, что наличие проблем в их функционировании создает определенные препятствии в реализации поставленных задач и отражении интересов населения. Cистема образования, как социальный институт должна выступать важным агентом социализации, благодаря которому граждане эффективно интегрируется в общественно-политическую систему. Одними из наиболее актуальных являются учебные заведения. На сегодняшний день они определяют уровень образовательной среды общества. Оказывая качественную подготовку молодое поколение является одними из самых активных субъектов политической и социальной жизни, оказывающие влияние на дальнейшее взаимодействие с органами местного самоуправления [31].
Также, рассматривая механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами, мы должны отвести внимание еще одним значимым проблемам регулирования:
1) Рассогласованность между нормативно-правовыми актами, программным уровнем и конкретными практиками функционирования общественно-политических институтов, осуществляющих работу с гражданами. Смысл заключается в том, что рассматриваемые цели, ценности, методы и формы работы с населением не в полной мере реализуются на практике.
38 2) Рассогласованность между программным уровнем и социальными практиками. Данная проблема заключается в несоответствии стратегических позиций, сформулированных в программных документах с теми социальными практиками, с которыми граждане сталкиваются в повседневной жизни.
3) Рассогласованность между программным и технологическим уровнем развития. Проблема заключается в наличии разработанных программ и проектов, которые не могут быть реализованы за счет отсутствия определенных ресурсов, технологического сопровождения, отсутствия действенных технологий работы с гражданами [35].
Значимую роль во взаимодействии органов местного самоуправления играют и механизмы, влияющие на формирование активной гражданской позиции, основанные и на личном участие индивида в общественно- политической жизни и его собственном социальном опыте. Параметры личного участия индивида в общественно-политической жизни общества зависят от субъективных и объективных факторов. Субъективный подход основывается на личностных характеристиках участника процесса, на его субъективных взглядах, интересах, установках, которые зависят от психологических и мотивационных составляющих. Объективный подход раскрывает вопросы внешнего характера, влияние различных институтов на процесс социализации человека, на его установки, духовную культуру, которые и определяют уровень участие индивида в общественно- политической жизни и взаимодействии с органами власти.
Таким образом, такие механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и граждан, как социальный контроль, регулирование и обеспечение взаимоответственности индивидов, регулирование отношений, эффективно интегрируется в общественно-политическую систему, используя такие механизмы как осуществление процесса образования, реализация интересов, координация деятельности и воспитание, путем создания
39
общественных объединений, досуговых центров, различных образовательных, культурных объединений. Институты и механизмы формирования гражданской активности в контексте социализации играют определяющую роль, помогая в зависимости от этапа становления личности сформировать гуманистические ценности, установки, стереотипы, уровень образованности, социализации, адаптированности личности, гражданской активности личности, ее инициативности и духовно-нравственных особенностей. Именно эти качества способствуют развитию взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами, вовлеченности в общественно-политический процесс, становления активной гражданской позиции, формирования сознания, активного участия в жизни общества [32].
Для конкретизации проблем местного самоуправления был произведен опрос, базой была предложена анкета. В данном опросе приняли участия педагоги «МАОУ СОШ №10» в количестве 20 человек, возраст респондентов от 30 до 45 лет. Опрос был на тему социальной активности и гражданской активности граждан в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления. По результатам данного опроса было выявлено, что граждане мало активны и пассивно относятся к решению вопросов местного самоуправления.
40
Рис. 4 Распределение ответов на вопрос «социальной активности и гражданской активности граждан в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления?»
На вопрос «В какой сфере общественной жизни в большей степени гражданин может выражать активную гражданскую позицию?» мнения респондентов разделились. Одни считают, что выражать активную гражданскую позицию в большей степени можно в социальной сфере. Другие предполагают, что выражение активной гражданской позиции не зависит от сфер жизни общества, поскольку никто из респондентов не уведомлен о результатах. В этой связи большинство респондентов не устроил уровень активности граждан в местном самоуправлении (рис. 5).
Рис.5 Распределение ответов на вопрос «В какой сфере общественной жизни в большей степени гражданин может выражать активную гражданскую позицию?
Высокий
11%
Средний
32%
Низкий
57%
0 10 20 30 40
Политическая сфера
Экономическая сфера
Не зависит от сфер жизни …
13 32 12 5
38
41
В рамках исследования респондентами был определен портрет человека
«без активной гражданской позиции». «Это тот, кто не считает для себя важным состояние всего общества и, поэтому, не принимает участие ни в одной сфере жизни» (респондент, 32 года). «Это тот, кому безразлична судьба общества» (респондент, 42 года). «Это тот, кто не обладает чувством долга и ответственности перед членами общества» (респондент, 30 лет). «Это тот, кто равнодушен к проблемам общества и не осознает себя его частью»
(респондент, 34 года) (рис. 6).
Рис. 6 Портрет человека без активной гражданской позиции
Гражданами исследования были определены причины проявления активной гражданской позиции в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления - реализация общественных интересов, желание сделать жизнь общества лучше, обязательство внести свой вклад в развитие общества. «Его тревожат проблемы, существующие в обществе, он стремится сделать мир лучше и обладает определенными качествами» (респондент, 33 года). «Он «за» реализацию общественных ценностей, при разумном соотношении личных интересов» (респондент, 30 лет). «Желает сделать жизнь окружающих и собственную лучше» (респондент, 32 года). «Он
Портрет человека без активной гражданской позиции не считает для себя важным состояние всего общества и, поэтому, не принимает участие ни в одной сфере жизни безразлична судьба общества не обладает чувством долга и ответственности перед членами общества равнодушен к проблемам общества и не осознает себя его частью
42
понимает, что может в какой-то мере повлиять на развитие общества и считает, что должен хотя бы попробовать это сделать» (респондент, 42 года).
«Считает, что он обязан внести свой вклад в развитие общества» (респондент,
33 года) (рис. 7).
Рис. 7 Портрет человека с активной гражданской позиции
Также респонденты определили причины того, почему человек «не проявляет активную гражданскую позицию в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления?», среди которых выделили отсутствие мотивации к ее проявлению, заинтересованности к процессам, протекающим в обществе и отсутствие веры в собственные силы и возможности. «Ему проще просто высказать недовольство обществом, чем попытаться его изменить» (респондент, 30 лет). «Не имеет тех качеств личности, чтобы внести свой вклад в будущее общество» (респондент, 42 года). «Человек не имеет мотивации к ее проявлению» (респондент, 39 лет). «Не имеет заинтересованности, обладает другими принципами жизни, это не заложено в нем его семьей и не воспитано обществом» (респондент, 43 года). «Не верит в
Портрет человека с активной гражданской позиции
«за» реализацию общественных ценностей, при разумном соотношении личных интересов участие ни в одной сфере жизни желает сделать жизнь окружающих и собственную лучше считает, что он обязан внести свой вклад в развитие общества понимает, что может в какой- то мере повлиять на развитие общества и считает, что должен хотя бы попробовать это сделать
43
собственные силы в сфере улучшения жизни общества» (респондент, 32 года)
(рис. 8).
Рис. 8 Причины «не проявления активной гражданской позиции в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления?»
Сформулированные характеристики «человека с активной гражданской позицией», «человека без активной гражданской позиции» вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления, причин, порождающих выражение активной гражданской позиции позволяют предположить, что большинство респондентов соотносят проявление активной гражданской позиции с общественной деятельностью при разном сочетании с личными интересами.
Также респонденты пояснили свой выбор своими примерами:
«Большинство людей стараются оставаться в стороне при принятии общих решений, некоторые не хотят брать на себя ответственность, а другим
«главное, чтобы у меня все было хорошо» (респондент, 35 лет). «Многие участвуют в общественной жизни, стремятся улучшить жизнь и ее аспекты путем определенных преобразований» (респондент, 30 лет).
0 5
10 15 20 25 30
проще просто высказать недовольство обществом, чем попытаться его изменить гражданин не имеет тех качеств личности, чтобы внести свой вклад в будущее общество человек не имеет мотивации к ее проявлению не имеет заинтересованности, обладает другими принципами жизни, это не заложено в нем его …
не верит в собственные силы в сфере улучшения жизни общества
28 18 21 18 15