Файл: Методические рекомендации по организации и проведению практических работ по учебной дисциплине мдк. 02. 02 Управление проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.5. Сетевые модели (12 часов)
Практическая работа №14
«Построение сетевой модели проекта. Расчет параметров сетевой модели ».
Задачи обучающегося:
1. Изучение сетевой модели проекта
Опорные понятия: затраты проекта
Планируемый результат:
Студент должен
Уметь строить сетевую модель
Необходимое оборудование: ПК
Порядок выполнения работы:
Изучите теоретический материал:
Построение сетевой модели (структурное планирование) начинается с разбиения проекта на четко определенные работы, для которых определяется продолжительность.
Работа это некоторый процесс, приводящий к достижению определенного результата, требующий затрат каких-либо ресурсов и имеющий протяженность во времени. По количеству затрачиваемого времени, работа может быть:

действительной, т.е. требующей затрат времени;

фиктивной, т.е. формально не требующей затрат времени.
Фиктивная работа может реально существовать, например, "передача документов от одного отдела к другому". Если продолжительность такой работы несоизмеримо мала по сравнению с продолжительностью других работ проекта, то формально ее принимают равной 0.
Существуют фиктивные работы, которым в реальности не соответствуют никакие действия.
Такие фиктивные работы только представляют связь между другими работами сетевой модели.

33
Работы связаны друг с другом таким образом, что выполнение одних работ может быть начато только после завершения некоторых других. Событиеэто момент времени, когда завершаются одни работы и начинаются другие. Событиепредставляет собой результат проведенных работ и, в отличие от работ, не имеет протяженности во времени.
Взаимосвязь работ и событий, необходимых для достижения конечной цели проекта, изображается с помощью сетевого графика(сетевой модели). Работы изображаются
стрелками, которые соединяют вершины, изображающие события. Начало и окончание любой работы описываются парой событий, которые называются начальным и конечным событиями. Поэтому для указания конкретной работы используют код работы
 
j
,
i
, состоящий из номеров начального (i-го) и конечного (j-го) событий
Любое событие может считаться наступившим только тогда, когда закончатся все входящие в него работы. Поэтому работы, выходящие из некоторого события, не могут начаться, пока не будут завершены все работы, входящие в это событие. Событие, не имеющее предшествующих ему событий, т.е. с которого начинается проект, называют
исходным. Событие, которое не имеет последующих событий и отражает конечную цель проекта, называется завершающим.
При построении сетевого графика необходимо следовать следующим правилам:

длина стрелки не зависит от времени выполнения работы;

стрелка может не быть прямолинейным отрезком;

для действительных работ используются сплошные, а для фиктивных – пунктирные стрелки;

каждая операция должна быть представлена только одной стрелкой;

между одними и теми же событиями не должно быть параллельных работ, т.е. работ с одинаковыми кодами;

следует избегать пересечения стрелок;

не должно быть стрелок, направленных справа налево;

номер начального события должен быть меньше номера конечного события;

не должно быть висячих событий (т.е. не имеющих предшествующих событий), кроме исходного;

не должно быть тупиковых событий (т.е. не имеющих последующих событий), кроме завершающего;

не должно быть циклов (рис.1.2).
Рис.1.2. Недопустимость циклов
Исходные данные для построения сетевой модели могут задаваться различными способами, например,

описанием предполагаемого проекта. В этом случае необходимо самостоятельно разбить его на отдельные работы и установить их взаимные связи;

списком работ проекта. В этом случае необходимо проанализировать содержание работ и установить существующие между ними связи;

списком работ проекта с указанием их упорядочения. В этом случае необходимо только отобразить работы на сетевом графике.
Построение сетевого графика необходимо начинать с выявления исходных работ модели. Если согласно условию некоторая работа может выполняться, не ожидая окончания каких-либо других работ, то такая работа является исходной в сетевой модели и ее


34 начальным событием является исходное событие. Если исходных работ несколько, то их стрелки выходят все из одного исходного события.
Если, согласно условию, после окончания некоторой работы не должны выполняться никакие другие работы, то такая работа является завершающей работой сетевой модели и ее конечным событием является завершающее событие. Если завершающих исходных работ несколько, то их стрелки заходят все в одно завершающее событие.
Если, согласно условию, несколько работ имеют общее начальное и общее конечное события, то они являются параллельными, имеют одинаковый код, что недопустимо. Для устранения параллельности работ вводят дополнительное событие и фиктивную работу
(которой в реальности не соответствует никакое действие) таким образом, чтобы конечные события работ различались (рис.1.3.).
K
L
L
K
Рис.1.3. Устранение параллельности двух работ
Задача №1
Постройте сетевую модель программы опроса общественного мнения, которая включает разработку (A; 1 день) и распечатку анкет (B; 0,5 дня), прием на работу (C; 2 дня) и обучение (D; 2 дня) персонала, выбор опрашиваемых лиц (E; 2 дня), рассылку им анкет (F;
1 день) и анализ полученных данных (G; 5 дней).
C
D
E
F
G
A
B
1 2
3 4
5 6
7
Рис.1.4. Сетевая модель программы опроса общественного мнения
Задача №2
Постройте сетевую модель, включающую работы A, B, C, ..., L, которая отображает следующее упорядочение работ:
1) A, B и C – исходные операции проекта;
2) A и B предшествуют D;
3) B предшествует E, F и H;
4) F и C предшествует G;
5) E и H предшествуют I и J;
6) C, D, F и J предшествуют K;
7) K предшествует L.
Раздел 1. Управление проектами в сфере информационных технологий
Тема 1.5. Сетевые модели (12 часов)
Практическая работа №15
«Планирование и назначение ресурсов в проекте».
Задачи обучающегося:

35 1.Умение применять качественные методы анализа при принятии управленческих решений на примере прикладного инструмента Microsoft Project
Опорные понятия: планирование проекта
Планируемый результат:
Студент должен
Уметь планировать ресурсы проекта
Необходимое оборудование: ПК, MS Project
Порядок выполнения работы:
1
. Создать список трудовых и материальных ресурсов, которые будут использоваться в проекте.
2. Назначить сотрудников на задачи проекта. Для каждой задачи определить тип
«Фиксированный объем работ». Ограничения должны быть установлены по умолчанию.
3. Ввести стандартные ставки для трудовых ресурсов проекта
4. Определить стоимость этапов работ и проекта в целом.
5. Создать копию полученного плана проекта и проведите серию экспериментов для изучения свойств назначений, ресурсов и задач. Проанализируйте полученные результаты:
5.1. Определить персональные календари для некоторых нематериальных ресурсов проекта.
5.2. Распределить загрузку ресурсов во время исполнения задач с помощью профилей.
5.3. В копии плана проекта внести изменения ставки сотрудника с некоторой установленной даты до завершения проекта.
6. Подготовить отчет о выполнении лабораторной работы.
Раздел 1. Управление проектами в сфере информационных технологий
Тема 1.5. Сетевые модели (12 часов)
Практическая работа №16
«Управление командой проекта».
Задачи обучающегося:
1.Умение применять качественные методы анализа при принятии управленческих решений на примере прикладного инструмента Microsoft Project
Опорные понятия: планирование проекта
Планируемый результат:
Студент должен
Уметь управлять командой проекта
Необходимое оборудование: ПК, MS Project
Порядок выполнения работы:
1.Откройте программу MS Project
2.Сформируйте список команды проекта
3.Оформите отчет в текстовом редакторе
Контрольные вопросы:
1.Что такое команда проекта?
2.Для чего используется ИСР
Раздел 2. Стоимость, характеристики, информационные технологии при управлении
проектами
Тема 2.1. Управление стоимостью проекта (8 часов)
Практическая работа №17
«Расчет показателей метода освоенного объема».
Задачи обучающегося:
1.Умение создавать графики освоенного объема
Опорные понятия: планирование проекта


36
Планируемый результат:
Студент должен
Уметь создавать графики освоенного объема
Необходимое оборудование: ПК, MS Excel
Порядок выполнения работы:
Изучите теоретический материал:
Анализ освоенного объема - это способ определения производительности проекта.
Позволяет узнать - какая часть бюджета должна быть потрачена к настоящему времени, при этом принимается во внимание объем выполненных работ и базовые затраты на задачи, ресурсы и назначения. Анализ освоенного объема всегда выполняется на дату отчета, которая указана в диалоговом окне «Сведения о проекте». Если в поле ДАТА ОТЧЕТА содержится значение НД, дата отчета принимается равной текущей дате, отображаемой в поле ТЕКУЩАЯ ДАТА
Действия перед анализом освоенного объема:
1. сохранить базовый план
2. обновить фактические данные
3. установить дату отчета
В программе имеются три таблицы, содержащие поля освоенного объема:
Освоенный объем, Показатели затрат (освоенный объем), Показатели календарного
плана (освоенный объем).
Команды: ВИД - Таблица - Другие таблицы - Освоенный объем - Применить (или
Изменить и там выбрать поля и установить флажок Показывать в меню).
В процессе анализа таблиц освоенного объёма используются величины (первые три - основные):
БСЗР - базовая стоимость запланированных работ.
ФСВР - фактическая стоимость выполненных работ, равна сумме средств, фактически затраченных на выполнение задачи на дату отчета.
БСВР - базовая стоимость выполненных работ - это те средства, которые были бы затрачены на выполнение задачи, если бы выполнение задач проходило строго по графику.
ОКП - отклонение от календарного плана, если с «+», тогда на дату отчета на задачу потрачено больше средств, чем планировалось.
ИОКП - индекс отклонения от календарного плана. ИОКП = БСВР/БСЗР. Если индекс меньше 1, то базовая стоимость выполненных работ меньше запланированных.
ОПС - отклонение по стоимости = БСВП - ФСВП, если «+», тогда фактические затраты меньше базовых.
ООПС - относительное отклонение по стоимости = [{БСВР- ФСВР}/БСВР]*100% , если «+» тогда фактическая стоимость выполненных работ меньше базовой.
ИОС - индекс отклонения по стоимости = БСВР/ФСВР.
БПЗ - бюджет по завершении - это запланированные затраты на задачу.
ПОПЗ - предварительная оценка по завершении = ФСВР +(БПЗ- БСВР)/ИОС (это ожидаемые общие затраты).
ОПЗ - отклонение по завершении = БПЗ-ПОПЗ, если «-», тогда затраты после завершения больше указанных в базовом плане.
ПЭВ - показатель эффективности выполнения = (БПЗ-БСВР)/(БПЗ - СВР), если показатель
>1, тогда по выполненному объему работ имеется перерасход средств , т.е. превышение бюджета.
(БПЗ-БСВР) показывает сумму, которую нужно выделить на оставшиеся работы
( БПЗ - ФСВР) - фактически после выполнения n-количества работ по проекту в бюджете осталась такая сумма.
Расчет показателей освоенного объема по умолчанию производится на основе поля %


37 завершения.
Задание:
Создание графиков освоенного объема: данные экспортируются в EXCEL с помощью команд Вид - Панели инструментов - Анализ - Анализ повременных данных в EXCEL. В
МАСТЕРЕ выбрать переключатель - для всего проекта.
Рис.1. Мастер анализа повременных данных
Далее для построения графика взять два поля - БСЗР и ФСВР.
Рис. 2. Выбор полей для графика в Excel
Далее указать диапазон дат и единицы - дни. Просмотреть и сохранить график.
Раздел 2. Стоимость, характеристики, информационные технологии при управлении
проектами
Тема 2.1. Управление стоимостью проекта (8 часов)
Практическая работа №19
«Ввод модели проекта».
Задачи обучающегося:
1.Умение вносить данные таблицы ресурсов, работ
2.Создавать календарь проекта
Опорные понятия: планирование проекта
Планируемый результат:
Студент должен
Уметь вносить первоначальные данные для формирования проекта
Необходимое оборудование: ПК, MS Project
Порядок выполнения работы:
1.
Ввести общие данные по проекту
2.
Установить параметры Microsoft Project, требуемые для выполнения заданий.
3.Создать календарь проекта.
4.
Ввести данные таблицы ресурсов.

38 5. Ввести данные таблицы работ.
6.
Записать результаты в файл.
Введём общую информацию о проекте. Во вкладке файл выбираем Сведения и в правой части окна нажимаем Сведения о проекте,Дополнительные свойства. См.рис.1.
Подстроим параметры программы Microsoft Project под наш проект. Во вкладке файл выбираем параметры.
Задайте следующие настройки:
- представление по умолчанию: Диаграмма Ганта с временной шкалой;
- формат даты: 28.01.09 12:33 (дата-время);
Далее изменяем расписание (Параметры Project - Расписание) в соответствии с описанием проекта:

задайте самостоятельно значения параметров часов в дне, часов в неделе, дней в месяце;

автоматическое планирование новых задач;

ввод трудозатрат в днях
Зафиксируем эти изменения, создав новый календарь проекта. Во вкладке Проект выбираем
Изменить рабочее время - Создать новый календарь. Новый календарь назовём Fish, создадим его как копию стандартного
В нашем календаре необходимо, в соответствии с описанием проекта, сделать субботы рабочими. Зададим их, как дни исключения:

39
После создания календаря дайте команду Проект - Сведения о проекте - Календарь: Fish (см. рис.5), установив тем самым, что основным календарям проекта будет созданный вами календарь Fish. Кроме того, не забудьте установить дату начала проекта. Текущую дату не меняйте.
Раздел 2. Стоимость, характеристики, информационные технологии при управлении
проектами
Тема 2.2. Управление характеристиками проекта (10 часов)
Практическая работа №19
«Расчет продолжительности проекта с использованием метода PERT».
Задачи обучающегося:
1.Умение производить расчеты используя PERT метод
Опорные понятия: метод PERT
Планируемый результат:


40
Студент должен
Уметь пользоваться онлайн сервисами и калькуляторами для расчетов
Необходимое оборудование: ПК, интернет
Порядок выполнения работы:
Изучите теоретический материал:
В 1958 г. Особый отдел Военно-морского флота и консалтинговая фирма Booze, Allen and Hamilton создали PERT (метод оценки и проверки программ) с целью разработки графика для более чем 3300 подрядчиков, работающих над проектом подводной лодки
Поларис, для решения проблемы неопределенности в расчетах времени выполнения работ.
PERT почти полностью совпадает с методом критического пути (СРМ), за исключением того, что PERT считает, что продолжительность каждой операции имеет пределы, которые исходят из статистического распределения.
PERT использует 3 оценки расчета времени для каждой операции:

оптимистическое (наилучшее);

средний показатель;

пессимистическое (наихудшее).
Разработчики PERT для выражения продолжительности операции решили избрать аппроксимацию бета-распределения.
На рис. 5.2(А) представлено бета-распределение для продолжительности операции, отклоняющееся вправо, и оно представляет собой работу, которая имеет тенденцию отставать от графика.
Рис. 1. Операция и плотность распределения проекта
Распределение проекта представляет собой сумму средневзвешенных показателей операций на критическом пути.
Средневзвешенное время операции рассчитывается по следующей формуле: где t e
- средневзвешенное время операции; а - оптимистическое время операции (1 шанс из 100, что при нормальных условиях операция будет закончена раньше срока); b - пессимистическое время операции (1 шанс из 100, что при нормальных условиях операция будет закончена позже срока); m - наиболее вероятное время операции.
Среднее (детерминистическое) значение накладывают на сеть проекта, как и при использовании СРМ, и затем рассчитывают раннее, позднее, резервное и время завершения проектных работ, как они указаны в СРМ.

41
Отклонения в оценках времени операции определяются при помощи следующих уравнений. Уравнение 5.2 представляет стандартное отклонение для операции.
(
(5.2)
(
(5.3)
Уравнение 5.3 представляет стандартное отклонение для проекта.
Эта сумма включает в себя только виды операций на критическом или проверенном пути.
Средняя продолжительность проекта ( Т
Е
) - это сумма всех средних показателей времени, отведенных на выполнение операций по критическому пути (сумма от t e
), и она следует нормальному распределению.
Зная среднюю продолжительность проекта и дисперсии (среднего отклонения) операций, можно с помощью статистических таблиц рассчитать выполнение проекта (или сегмента проекта) к конкретному времени.
Уравнение 5.4 используется для расчета величины Z, приводимой в статистических таблицах ( Z - количество стандартных отклонений от средней величины):
(
5.4) где Т
Е
- продолжительность критического пути;
T
S
- продолжительность работы по графику;
Z - вероятность (выполнения графика),
Задание:
1.С помощью онлайн калькулятора рассчитайте параметры сетевой модели PERT
2.Оформите отчет о проделанной работе
Контрольные вопросы:
1. Если проект тщательно спланирован, проектные риски можно/нельзя устранить.
Объясните.
2. Возможность рисков и соответственный им рост затрат меняются на протяжении жизненного цикла проекта, Каково значение этого явления для управляющего проектом?
3. Объясните, в чем разница между сметными резервами и резервами управления.
4. Как связаны между собой структура распределения работы по этапам проекта и контроль над изменениями?
5. Каковы возможные последствия неприменения процесса контроля над изменениями?
Почему?
Раздел 2. Стоимость, характеристики, информационные технологии при управлении
проектами
1   2   3   4   5   6