Файл: Психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• класс интегрированного обучения.

При интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся детей следует учитывать внешних и внутренних показателей.

К внешним показателям можно отнести:

• раннее выявление нарушений и проведение коррекции развития с первых лет жизни;

• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровы­ми детьми и их стремление и готовность реально помогать ему в процессе обучения;

• наличие возможности оказывать интегрированному ре­бенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

• создание условий для реализации вариантов моделей ин­тегрированного обучения.

Среди внутренних показателей выделяют:

• уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

• психологическая готовность к интегрированному обучению.

15. Агрессия. Типы агрессивных проявлений. Классификация агрессивных реакций А. Басса и А. Дарки. Факторы социализации агрессии. Формы агрессии. 

Агрессия - это физические, сексуальные, эмоциональные, экономические или психологические действия или угрозы действий, оказывающие влияние на другого человека. Это включает любое поведение, которое пугает, устрашает, подчиняет, обижает, унижает, обвиняет, оскорбляет или ранит кого-либо.

Тип агрессии​                         Примеры

Физическая-активная-прямая ​Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия

Физическая-активная-непрямая​Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага

Физическая-пассивная-прямая  ​Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели

Физическая-пассивная-непрямая​Отказ от выполнения необходимых задач

Вербальная-активная-прямая​   Словесное оскорбление или унижение другого человека

Вербальная-активная-непрямая​Распространение злостной клеветы

Вербальная-пассивная-прямая​Отказ разговаривать с другим человеком

Вербальная-пассивная-непрямая​Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии: 

• физическая агрессия, 

• раздражение (вспыльчивость, грубость),

• вербальная агрессия (угрозы, крики), 


• косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки), 

• негативизм (оппозиционная манера поведения).

В социализации агрессии присутствуют два ключевых фактора: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка. 

Формы агрессии: 

• вербальная (ВА), 

• физическая (ФА), 

• предметная (ПА), 

• эмоциональная (ЭА),

• самоагрессия (СА)

16. Аутоагрессивное поведение. Формы аутоагрессивного поведения. Типы суицидального поведения. Факторы повышенного суицидального риска. Антисуицидальные факторы.  

Аутоагре́ссия (автоагре́ссия, аутодестру́кция, поворо́т про́тив себя́, от ауто- + агрессия) — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. 

К аутоагрессивным формам поведения относятся: нанесение физических страданий самому себе (повреждений, расчесываний, ожогов, проколов), отказ от употребления пищи, причинение эмоциональных страданий (изнуряющие отношения, отказ от необходимых контактов или получения удовольствия), самоуничтожение (склонность к суициду, алкоголизм, наркомания, табакокурение), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта).

Осознанные попытки навредить своему телу без совершения суицида называются селфхармом. Чаще всего это отклонение встречается в подростковом возрасте. Таким образом дети «снимают» накопившееся напряжение, ведь внутри них так много эмоций и чувств. Причинение себе повреждений приносит эффект облегчения, который затем сменяется чувством вины или стыда.

Аутоагрессия у взрослых, как правило, возникает в результате проблем на работе или в личной жизни. К примеру, проявить агрессию на кричащего начальника в ответ невозможно и тогда человек переносит реакцию с недоступного объекта на доступный и более «безопасный» (самого себя). Это вариант замещения чреват возникновением депрессии, алкоголизма, мыслями о самоубийстве.

Виды суицидального поведения

Истинное суицидальное поведение — преднамеренные действия, направленные на лишение себя жизни. Ему чаще всего предшествует длительное депрессивное состояние, чувство безнадежности, утрата смыслов, детальная проработка психотравмирующей ситуации. Когда решение принято, тщательно выбирается место, способ (как правило, со 100% летальностью), осуществляются подготовительные действия (раздают вещи, пишут предсмертные записки, мирятся с врагами и т.п.).



Аффективное суицидальное поведение — совершается на пике эмоций, на фоне острого психотравмирующего события, которое может служить «последней каплей». Суицидальные действия при этом реализуются реактивно, по типу «короткого замыкания». Аффективные суицидальные попытки, в отличие от истинных, чаще совершаются в присутствии людей; действий, чтобы обезопасить суицидальную попытку не предпринимается.

Демонстративное суицидальное поведение не связано с желанием умереть. Это способ привлечь к себе внимание близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам говорить нельзя. Демонстративное суицидальное поведение часто используют как специфический способ коммуникации, когда кажется, что других способов получить желаемое нет, а так— тебя слышат и откликаются.На самом деле это крик о помощи, который по каким-то причинам не может быть выражен более прямым способом. Способы как правило выбираются нелетальные, действия просчитываются, суицидальную попытку совершают либо на глазах близких, либо о ней обязательно сообщают. Важно: такое поведение никогда не стоит оценивать как шантаж, манипуляцию, не стоит провоцировать, бросать вызов человеку, угрожающему покончить с жизнью.

Скрытое, или непрямое суицидальное поведение (косвенное) — это саморазрушающее или рискованное поведение, без четких суицидальных мотивов. Сюда относятся злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, занятия экстремальными видами спорта и т.п.). При этом человек понимает, что такое поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

Суицидальные факторы — это личностные особенности, индивидуально-психологические особенности характера человека, которые в случае попадания его в нестабильную ситуацию, в какой-то конфликт вызывают и активируют у него различные формы суицидального поведения.

Во-первых, это сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам — это люди сенситивные, про которых едва ли можно сказать, что они толстокожие или действительно какие-то пробивные. Они очень ранимые, очень хрупкие, и про них можно сказать так. Во-вторых, у них зачастую наблюдаются особенности когнитивной сферы: интеллектуальная сфера у них структурирована определенным образом. Это люди, которые склонны к черно-белым оценкам («все или ничего», «плохо — хорошо»), к категоричности своих суждений, которые не могут находить каких-то оттенков, нюансов отношений, ситуаций, эмоциональных проявлений. Для них существуют только две категории, и эти категории всегда полярны: он колеблется между «плохо» и «хорошо», между «я уродлив» и «я прекрасен», между какими-то такими характеристиками. Это общая черта для них. У них может наблюдаться недостаточная развитость коммуникативных способностей, и нейропсихологические данные об этом тоже говорят.


Теперь поговорим об антисуицидальных факторах— это та система, которая сдерживает. Это интенсивная эмоциональная привязанность к значимым другим, наличие каких-то родительских обязанностей, любовь — к детям, к партнеру, к родителям. Иными словами, с одной стороны, эмоциональные привязанности как эмоциональный фактор, а с другой стороны, наличие обязанностей как более рациональный фактор — осознание обязанностей, что если меня не будет, то со значимыми другими что-то пойдет не так: родительские обязанности, обязанности ухода за пожилыми родителями, выраженное чувство долга; обязательность, если даны какие-то обещания; если это связано с работой и так далее.

Безусловно, одним из самых сильных антисуицидальных факторов являются религиозные убеждения — убеждения о том, что самоубийство — это грех. Неважно, какие представления идут о том, что я попаду в ад, или это некое такое абстрактное убеждение, что это грех, значит, неважно, какие последствия меня ждут, — этого просто не надо делать. Такого рода поведение вообще должно присутствовать в моем сознании, его нужно от себя гнать. Парадоксально, но у нерелигиозных людей тоже есть такого рода фактор — это фактор философский.

Еще один фактор — представление о неиспользованных жизненных возможностях, то есть умение видеть перспективу, видеть себя в этой перспективе, понимать, что можно достичь чего-то другого, что может в будущем стать тем, что будет удерживать, хотя это сейчас не удерживает; наличие каких-то творческих планов, когда они уже начаты или есть шанс их реализовать.

Во-первых, это боязнь, страх боли, особенно когда речь идет о том, что человек принимает решение уйти из жизни и понимает, что он не может никак уйти из жизни, как только через боль, напримерсбросившись с крыши или через повешение, и это может его остановить. Во-вторых, парадоксальный критерий (всегда, когда он называется, он вызывает какое-то недоумение: «Как такого рода вещи могут быть критерием?») — это эстетический критерий. Это нежелание даже после смерти выглядеть неприглядным образом.


 

 17. Воспитательно-коррекционная работа, профилактика отклонений в поведении и развитии детей и подростков

Вся   воспитательно -  коррекционная  работа  школы - интерната с детьми, имеющими отклонения в поведении, должна иметь превентивный характер, т.е.:

* предупреждение отклонений 

*создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей и развития их способностей с учетом их индивидуальных и возрастных интересов, какими бы особенностями (недостатками) он ни  обладал.

Выделяет ряд направлений:

Социально-педагогическое направление - это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. И опирается на принципы:

-индивидуально-личностный подход к ребенку;

-опора на положительные стороны личности ребенка;

-объективность подхода к ребенку;

-конфиденциальность.

Социально-педагогическое направление реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Профилактическое направление - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода девиантныеотклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в воспитательной работе необходимо понимать  прежде всего своевременно предпринятые действия, направленные    на

*предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска,

          *сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

        *содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала

В профилактических технологиях в первую очередь выделяется информационный подход, который направлен на информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством, обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.