Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Гражданский процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 871
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовые источники гражданского процессуального права
Судебные источники гражданского процессуального права
Процессуальные права и обязанности соучастников
2. Порядок замены ненадлежащего ответчика
2. Права и обязанности третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора
2. Возбуждение дела прокурором
3. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде
4. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения
2. Договорное представительство
3. Общественное представительство
4. Представительство по назначению
2. Процессуально-правовая классификация исков
3. Материально-правовая классификация исков
4. Классификация исков по характеру защищаемых интересов
4. Соединение и разъединение исковых требований
6. Заключение мирового соглашения
§ 6. Защита интересов ответчика против иска
2. Предъявление встречного иска
3. Обращение с заявлением об обеспечении иска
4. Условия доказывания и удовлетворения заявления об обеспечении иска
5. Замена видов обеспечения иска
6. Отмена мер обеспечения иска
7. Защита ответчика против мер обеспечения иска
§ 4. Принятие искового заявления. Основания к отказу в принятии заявления
2. Цель и задачи подготовки дел к судебному разбирательству
§ 3. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству
§ 4. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству
1. Уточнение предмета доказывания по делу
2. Правовая квалификация правоотношений сторон
3. Определение круга лиц, участвующих в деле, и других участников процесса
4. Представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле
6. Иные действия, осуществляемые судом при подготовке дела к судебному разбирательству
§ 5. Порядок проведения подготовки дела к судебному разбирательству
Подготовительная часть судебного разбирательства
§ 3. Рассмотрение дела по существу
§ 5. Вынесение и объявление решения суда
2. Виды постановлений суда первой инстанции
§ 2. Процедура приказного производства
1. Первая стадия - возбуждение приказного производства
2. Вторая стадия - выдача судебного приказа или отказ в его выдаче
3. Третья стадия - отмена судебного приказа
4. Четвертая стадия - исполнение судебного приказа
§ 2. Условия вынесения заочного решения
§ 3. Процедура заочного производства и вынесение заочного решения
§ 4. Обжалование заочного решения
Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России
1. Понятие нормативного правового акта
2. Подведомственность в сфере нормоконтроля
2. Порядок рассмотрения заявленных требований
3. Явка или обнаружение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим
1. Признание гражданина ограниченно дееспособным
2. Признание гражданина недееспособным
3. Восстановление дееспособности
§ 7. Признание движимого имущества бесхозяйным, а недвижимого - муниципальной собственностью
§ 9. Принудительная госпитализация гражданина и принудительное психиатрическое освидетельствование
Однако в отдельных случаях непосредственное восприятие доказательств судом невозможно либо нецелесообразно. Поэтому из принципа непосредственности допускаются процессуальным законом исключения. Например, такие исключения предусматриваются тогда, когда доказательства находятся в другом городе, районе или области, их собирает, исследует в порядке судебного поручения другой суд (ст. 51, 52 ГПК), либо когда до рассмотрения и разрешения дела принимаются меры обеспечения доказательств (ст. 57-59 ГПК).
В то же время протоколы и иные доказательства, полученные в результате выполнения судебного поручения либо путем обеспечения доказательства, непосредственно исследуются судом при рассмотрении дела по существу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Принцип непрерывности
В соответствии с этим принципом разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. Основной смысл, заложенный в этом принципе, состоит в том, чтобы обеспечить внимательный подход к рассмотрению и разрешению дела. Судья не может, рассматривая одно дело, отвлекать внимание на рассмотрение других дел. Перерыв в судебном разбирательстве назначается только для отдыха. До принятия решения по делу или до отложения его рассмотрения суд не вправе рассматривать другие дела.
Рассмотрение заявления о выдаче судебного приказа производится без судебного заседания, не является рассмотрением дела и не относится к случаям нарушения принципа непрерывности, если такое рассмотрение имеет место в перерыве между заседаниями по гражданскому делу.
-
Понятие подведомственности.
Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами*(74). В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.
Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд
. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности.
Данное положение отражено в целом в содержании ГПК, где в зависимости от конкретного вида подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п. 1 ч. 1 ст. 134 и п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК). Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (см., например: ч. 1 ст. 220, ч. 2 и 6 ст. 222 ГПК).
-
Виды подведомственности.
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.
Напротив, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон.
Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Другим примером может быть избрание соглашением сторон нотариальной формы защиты прав. В частности, по соглашению сторон любая сделка может быть удостоверена нотариально, даже если по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки.
При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе.
-
Понятие и виды подсудности.
После разрешения вопроса о подведомственности дела суду общей юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление (заявление, жалобу). Необходимость определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.
Подсудность - относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда.
Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Более того, в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ прямо подчеркивается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.
Нарушение правил подсудности при рассмотрении дела является безусловным основанием для отмены судебного акта независимо от того, привело ли это нарушение к неправильному разрешению дела по существу или нет (см. ч. 1 ст. 330, п. 1 ч. 2 ст. 364, ст. 387 ГПК).
В Конституции РФ термин "подсудность" используется в двояком значении. В упомянутой выше ч. 1 ст. 47 Конституции РФ данный термин употребляется в его традиционном доктринальном значении. Однако ст. 126 Конституции РФ, указывая на подсудность, в действительности имеет в виду подведомственность ("Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики"). Указанная терминологическая путаница не ведет к отождествлению понятий подведомственности и подсудности: в рамках института подведомственности разрешается вопрос о юрисдикционном органе, уполномоченном рассматривать дело (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, уставный суд и т.д.), нормы же о подсудности определяют, к ведению какого конкретного суда общей юрисдикции (арбитражного суда и т.п.) отнесено данное дело.
Виды подсудности
Подсудность можно классифицировать по следующим видам:
1) функциональная подсудность - распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;
3) территориальная (пространственная, местная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.
-
Родовая подсудность.
Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:
1) мировые судьи.
Компетенция мировых судей определена в ч. 1 ст. 23 ГПК.
Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:
- дела о выдаче судебного приказа;
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
- иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
- дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
- дела об определении порядка пользования имуществом.
Частью 2 ст. 23 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, законодатель допускает расширение компетенции мировых судей, однако очевидно, что такое расширение не может происходить за счет включения в компетенцию мировых судей дел, которые ч. 2 ст. 23 ГПК прямо из нее исключены.
В действующем законодательстве единственной нормой, которая помимо ГПК также регламентирует компетенцию мировых судей, является ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Указанная норма в целом повторяет содержание ч. 1 ст. 23 ГПК, однако в то же время в ней содержатся и некоторые расхождения с ч. 1 ст. 23 ГПК.