Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Гражданский процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 898

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Нормативно-правовые источники гражданского процессуального права

Судебные источники гражданского процессуального права

Виды подсудности

2. Необходимое соучастие

3. Факультативное соучастие

Процессуальные права и обязанности соучастников

2. Порядок замены ненадлежащего ответчика

2. Права и обязанности третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора

3. Порядок вступления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в процесс

2. Права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

3. Порядок вступления третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в процесс

2. Возбуждение дела прокурором

3. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде

4. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения

1. Законное представительство

2. Договорное представительство

3. Общественное представительство

4. Представительство по назначению

3. Доверенность

Основания классификации исков

2. Процессуально-правовая классификация исков

3. Материально-правовая классификация исков

4. Классификация исков по характеру защищаемых интересов

Предмет иска

2. Основание иска

3. Содержание иска

2. Изменение иска

3. Отказ от иска

4. Соединение и разъединение исковых требований

5. Признание иска

6. Заключение мирового соглашения

§ 6. Защита интересов ответчика против иска

1. Возражения против иска

2. Предъявление встречного иска

онятие обеспечения иска

2. Меры обеспечения иска

3. Обращение с заявлением об обеспечении иска

4. Условия доказывания и удовлетворения заявления об обеспечении иска

5. Замена видов обеспечения иска

6. Отмена мер обеспечения иска

7. Защита ответчика против мер обеспечения иска

1. Относимость доказательств

2. Допустимость доказательств

§ 4. Принятие искового заявления. Основания к отказу в принятии заявления

2. Цель и задачи подготовки дел к судебному разбирательству

§ 3. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 4. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству

1. Уточнение предмета доказывания по делу

2. Правовая квалификация правоотношений сторон

3. Определение круга лиц, участвующих в деле, и других участников процесса

4. Представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле

5. Примирение сторон

6. Иные действия, осуществляемые судом при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 5. Порядок проведения подготовки дела к судебному разбирательству

Подготовительная часть судебного разбирательства

§ 3. Рассмотрение дела по существу

§ 4. Судебные прения

§ 5. Вынесение и объявление решения суда

2. Виды постановлений суда первой инстанции

2. Признаки судебного приказа

§ 2. Процедура приказного производства

1. Первая стадия - возбуждение приказного производства

2. Вторая стадия - выдача судебного приказа или отказ в его выдаче

3. Третья стадия - отмена судебного приказа

4. Четвертая стадия - исполнение судебного приказа

§ 2. Условия вынесения заочного решения

§ 3. Процедура заочного производства и вынесение заочного решения

§ 4. Обжалование заочного решения

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

1. Законодательство, регулирующее производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

2. Возбуждение дела

3. Сроки обращения в суд

4. Рассмотрение заявления

5. Решение по делу

1. Понятие нормативного правового акта

2. Подведомственность в сфере нормоконтроля

3. Возбуждение дела

4. Рассмотрение заявления

5. Решение суда

2. Подача и рассмотрение заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, и решение суда по заявлению

2. Порядок рассмотрения заявленных требований

3. Явка или обнаружение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

1. Признание гражданина ограниченно дееспособным

2. Признание гражданина недееспособным

3. Восстановление дееспособности

§ 7. Признание движимого имущества бесхозяйным, а недвижимого - муниципальной собственностью

§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)

§ 9. Принудительная госпитализация гражданина и принудительное психиатрическое освидетельствование

Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу



Так, п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" относит к компетенции мировых судей дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. В то же время п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК к числу исключений добавляет и коллективные трудовые споры. Можно ли толковать п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" как норму, расширяющую компетенцию мировых судей в порядке ч. 2 ст. 23 ГПК? Конечно же нет, поскольку законодатель в п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК однозначно сформулировал правило о неподсудности мировым судьям коллективных трудовых споров.

Также не подлежит применению и норма п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", которая относит к компетенции мировых судей дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Указанная норма противоречит положениям п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК, который распространяет подсудность мировых судей на споры об определении порядка пользования любым имуществом, а не только недвижимым.

В то же время п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в полном соответствии с ч. 2 ст. 23 ГПК устанавливает, что мировым судьям также подсудны дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП (см. ч. 3 ст. 23.1 КоАП);

2) районные суды.

Компетенция районных судов определена по остаточному принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК. Иначе говоря, районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов.

Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях - см. абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен) - ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации";

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.


Компетенция верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа определена в ч. 1 ст. 26 ГПК.

Указанные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции дела:

- связанные с государственной тайной;

- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Следует, однако, учитывать, что дела о признании недействительными актов, изданных структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта РФ, подсудны районному суду (см. п. 13 раздела "По гражданским делам" Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2001 г.*(85));

- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

- о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В тех случаях, когда избирательная комиссия субъекта РФ либо окружная избирательная комиссия приняла решение, оставляющее в силе решение нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума), дела об оспаривании указанных решений должны рассматривать районные суды.



Частью 2 ст. 26 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Действующее законодательство относит к компетенции указанных судов также рассмотрение дел:

- об усыновлении гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ (ч. 2 ст. 269 ГПК).

При этом следует учитывать, что дела об отмене усыновления (вне зависимости от того, какой суд рассматривал дело об усыновлении) подсудны районному суду, поскольку специальная норма о подсудности данных дел вышестоящим судам отсутствует (подобного толкования придерживался и Президиум Верховного Суда РФ, разъясняя применение схожей нормы в ГПК РСФСР, - см. п. 2 раздела "Ответы на вопросы" Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1999 г.*(86));

- о признании забастовки незаконной (п. 5 ст. 17 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров");

- о признании неправомочности состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пп. "в" п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");

- по заявлениям высших должностных лиц субъекта РФ (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о разрешении вопроса о соответствии изданных ими правовых актов федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (п. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");

- о реабилитации гражданских лиц, подвергнутых внесудебным репрессиям (ст. 9 Закона РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий");

- об обжаловании роспуска представительного органа местного самоуправления, а также об обжаловании отрешения главы муниципального образования от должности в тех случаях, когда роспуск осуществлен на основании закона субъекта РФ, а отрешение - на основании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (данный вывод о подсудности следует из систематического толкования положений ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");


- об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ, за исключением решений о приостановлении, прекращении полномочий судей, а также решений о прекращении отставки судей (данный вывод о подсудности следует из систематического толкования п. 12 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и п. 3 ч. 1 ст. 27 ГПК);

- об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (п. 7 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления");

4) Верховный Суд РФ.

Компетенция Верховного Суда РФ определена в ч. 1 ст. 27 ГПК.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

- об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

- об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

- о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

- об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В тех случаях, когда Центральная избирательная комиссия РФ приняла решение, оставляющее в силе решение нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума), вопрос о родовой подсудности разрешается в зависимости от уровня избирательной комиссии (комиссии референдума), принявшей первоначальное решение;

- по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.


Частью 2 ст. 27 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела. К примеру, из систематического толкования положений ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об обжаловании роспуска представительного органа местного самоуправления в тех случаях, когда роспуск осуществлен на основании федерального закона.

Созданные в Российской Федерации военные суды представляют собой не звено, а самостоятельную вертикаль, которая функционирует параллельно с иными судами общей юрисдикции. При этом дела, отнесенные к подсудности военных судов, не могут рассматриваться иными судами общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны:

- гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Верховный Суд РФ указал, что статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом*(87);

- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

- дела об обжаловании гражданами, уволенными с военной службы, гражданами, прошедшими военные сборы, действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, нарушивших права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов;