ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В истории античной мысли обычно выделяют три этапа, три фазы развития.
Первый период получил название досократического, поскольку сюда относят мыслителей, живших до Сократа. Это своего рода детство античной философии, время её формирования, в ходе которого происходило выделение философии из мифологии.
Второй период длился сто лет – с 427 по 322 до н.э. Последняя дата – год смерти последнего классика греческой мысли – Аристотеля. Это время наивысшего расцвета, акме греко-римской философии.
Третий период самый длительный, это время постепенного спада античной философии – новые школы почти не возникают, философы разрабатывают идеи классиков. Хронологические рамки – 322 до н.э. – 476 н.э. – год окончательного крушения Западной Римской империи. Период получил название эллинистически-римской философии.
Досократовская философия объединяет несколько школ и несколько десятков мыслителей, живших с середины VII до середины V века до н.э. Центральным объектом этой философии выступала природа, космос, а центральным принципом досократовской философии считается космоцентризм, утверждающий, что космос, природа есть и главный предмет философии, и высшая реальность, и образец гармонии и порядка.
Для досократической философии характерно также внимание к проблемам нравственности, интерес к человеческой душе, социально-политической проблематике. На протяжении этого периода происходит радикальная трансформация мышления – переход от чувственно-образного мышления к мышлению абстрактно-понятийному.
Основной проблемой досократической философии следует признать вопрос о первоначале, первооснове мира – откуда возникают вещи, куда они потом уходят, в чем коренится единство природы.
Первой древнегреческой философской школой стала милетская (от имени малоазийского города Милет, где жили представители школы). Родоначальником этой школы стал Фалес (642-562 до н.э.), который рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды.
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского (540-480 до н.э.), который не создал своей школы, но обогатил философию идеями всеобщей изменчивости и борьбы противоположностей как причины развития. В качестве первоначала Вселенной Гераклит рассматривает огонь. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон, именуемый Логосом. Всегда все совершается по этому Логосу.
Дальнейший крупный шаг в развитии раннегреческой философии сделали представители элейской школы (от имени италийского города Элея), основателем которой стал Ксенофан (570 – 478 до н.э.), а крупнейшими представителями Парменид (515 - 445 до н.э.) и Зенон Элейский (490 - 430 до н.э.).
Главная заслуга Парменида заключалось в том, что он впервые в истолковании субстанции перешел от конкретных природных стихий – воды, воздуха, земли или огня -- к бытию как таковому. «Бытие» и выступает центральным понятием в философии элеатов.
Парменид впервые выделяет две формы бытия: чувственно-воспринимаемое и умопостигаемое. Важнейшим открытием мыслителя явилось понимание того, что эти два мира устроены различно: мир чувств – это мир единичных и конкретных образов, а мир мысли – это мир общих и абстрактных понятий.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. В отличие от восточной философии, для философии античной как провозвестницы западного способа мышления характерна не связь с традицией и мифологией, а конфронтация с ними. Античная философия выступала с резкой критикой религии и сопрягалась с научными знаниями.
2. Главной проблемой досократической философии была проблема первоначала, первоосновы всех вещей, которая по-разному решалась разными мыслителями и школами. Для Фалеса это вода, у Анаксимандра – апейрон («беспредельное»), для Анаксимена – воздух, у Пифагора – число, у Гераклита – огонь.
3. Наиболее крупными и глубокими мыслителями следует признать Гераклита, ставшего основателем диалектики как учения о всеобщей изменчивость, о борьбе противоположностей как источнике развития, и Парменида, который впервые поставил проблему бытия, развил диалектику бытия и не-бытия, выделил две формы бытия: умопостигаемое и чувственно-воспринимаемое.
Вопрос 2. Философия Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля
В середине V века до нашей эры начинается новый, так называемый классический период в развитии древнегреческой и всей античной философии. Это период расцвета не только в области философии, но и во всей древнегреческой культуре.
В области философии классический период связан с переходом от решения отдельных проблем к созданию философских систем, крупнейшими из которых стали учения Платона и Аристотеля. В это же время окончательно формируется основная философская терминология и возникает противостояние материализма и идеализма.
Основоположником античного материализма стал Демокрит из Абдер (470 - 370 до н.э.) – первый энциклопедически образованный мыслитель, первый последовательный материалист. Главная идея Демокрита: «Все состоит из атомов», поэтому его материализм называют также атомизмом.
Однако линия натурфилософов и Демокрита на осмысление природы оказалась в середине V в. до н. э. подвергнута критике со стороны софистов и Сократа, провозгласивших, что главным предметом философии должна быть не природа, а человек. Иными словами, в это время в философии совершается антропологический поворот. Суть последнего Протагор (480 – 410 до н.э.), крупнейший из софистов, выразил фразой: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что не существуют», тогда как Сократ говорил, что его «интересуют не деревья в лесу, а люди в городе, ибо деревьям нечему его научить…»
Сократ (470 – 399 до н.э.) – одна из самых загадочный фигур античной философии. Главной философской заслугой Сократа является разработка диалектического метода мышления, суть которого в поиске истины в диалоге, в ходе обмена мнениями между оппонентами. Другой важнейшей заслугой Сократа является постановка вопроса о содержании основных моральных понятий: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость.
В философской системе Платона (427 - 347до н.э.) – основоположника объективного идеализма -- выделяются три основные части философского знания: онтология, гносеология и этика. Рассмотрим каждую из них.
Платоновская онтология строится на том же дуальном принципе, что и онтология Парменида. Как и последний, Платон признает высшее и низшее бытие: первым выступает мир идей (от греч. idea – «видимое»), вторым – мир вещей. Идеи вечны и бестелесны, несотворимы и неуничтожимы, неизменны и абсолютно прекрасны. Идея понимается и как понятие вещи, и как ее порождающая модель, и как закон бытия вещи.
Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен, душа же его бессмертна. Суть процесса познания, согласно Платону, состоит в припоминании (анамнезисе) душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.
Аристотель (384 - 322 до н.э.) в юности поступил в академию Платона, быстро стал его любимейшим учеником, но через несколько лет покинул учителя, произнеся сакраментальную фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».
Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в
«Метафизике» -- главном философском произведении мыслителя. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Материя у Аристотеля так же, как и у Платона, – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами.
Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни – только человек наделен разумной душой, тогда как животные обладают растительной и животной душами, а растения – только растительной. Добродетелью обладает не каждый человек, а ее лишь тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Общим мотивом, звучавшим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения: «Середина принадлежит добродетели».
Аристотелю принадлежат также интересные социально-политические идеи, в частности, он подчеркивал, что цель государства – благо всех граждан (а не только большинства), также он выделил шесть форм правления, различающихся по тому, скольким людям принадлежит власть. Монархия и тирания – один правитель, аристократия и олигархия – правят несколько людей, полития и демократия – власть большинства. К «хорошим» формам, а это монархия, аристократия и полития, он относит те, в которых целью как раз и является благо всех. А к плохим – тирании, олигархии и демократии, -- те, где властители правят только в собственных корыстных интересах, забывая о народе.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. В области философии основные достижения классического периода связаны с переходом от решения отдельных проблем к созданию философских систем, крупнейшими из которых стали учения Платона и Аристотеля.
2. Главная идея Демокрита – идея атома как мельчайшей неделимой частицы. Демокрит традиционно считается поэтому основоположником материализма.
3. Сократ известен как основоположник диалектического метода мышления.
4. Платон -- основоположник идеализма – учения о первичности идеального бытия перед материальным. Таким идеальным бытием у Платона является занебесный мир «вечных и прекрасных идей». Идея у Платона – это понятие вещи, закон ее бытия, порождающая модель вещи. Идея первична по отношению к конкретным вещам.
5. Аристотель стал автором глобальной философской системы. Как философ-энциклопедист он пытался ответить на все основные вопросы своего времени, стал основателем многих наук – психологии, этики, эстетики, политологии.
Вопрос 3. Основные направления эллинистической и древнеримской философии
Со смертью Александра Македонского, случившейся за год до смерти Аристотеля, начинается эпоха эллинизма: созданная Александром огромная империя от Испании до Индии распадается на несколько государств, которые возглавили его сподвижники. При этом греческое (эллинское) культурное влияние охватывает все средиземноморье, почему эпоха и получила название эпохи эллинизма. Как для эллинистической, так и для римской философии характерны следующие особенности:
-
приоритет этической проблематики, отход на второй план проблем онтологии, гносеологии, логики, натурфилософии; -
не столько творение новых оригинальных идей, сколько разработка старых, созданных в классический период; -
необычайный расцвет наук, окончательно отделившихся от философии.
С одной стороны, в течение этого продолжительного периода продолжали существовать школы Платона и Аристотеля. С другой стороны, появились и оригинальные эллинистические школы, среди которых отметим эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.
Эпикур (341-270 до н.э.) был последователем Демокрита, поддерживая его материализм и атеизм, создал в Афинах собственную философскую школу – Сад. Оригинальность Эпикура заключается в его этике, главный принцип которой гласит: «Наслаждение – высшее благо».
Основателем античного скептицизма считается Пиррон из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.), главная идея которого заключалась в признании произвольности любых человеческих суждений о вещах. Из этой идеи вытекало требование воздерживаться от каких-либо суждений вообще (т. н. эпохе) и пребывать в состоянии атараксии (безмятежности, равнодушия) и апатии (бесчувственности, отсутствия страстей).
Предшественниками стоиков были киники (от греч. kynos – собака), основателем этой школы был Антисфен (450 - 360 до н.э.) – один из учеников Сократа, а наиболее известным представителем – Диоген Синопский (410 - 320 до н.э.), прославившийся тем, что жил в бочке. От слова «киник» произошло наше слово «циник». Киники рассматривали философию не как теорию, а как образ жизни. «Добродетель, -- настаивал Антисфен, -- состоит в делах и не нуждается ни в многословии, ни в науках». Киники проповедовали невежество, бедность, полагали, что нет никаких моральных норм, которые обязательны для исполнения.