Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, связанные с развитием мировой цивилизации, получили название «глобальных проблем современности». Специфика этих проблем в том, что они затрагивают интересы всего человечества и решены они могут быть только усилиями большинства стран мира. К числу важнейших глобальных проблем относят: проблему войны и мира, демографическую, экологическую, проблему «Север – Юг».
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 343-347, 426-435, 438-447, 492-496.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 458-460, 509-511, 522-549, 585-619.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 333-337, 340-388, 537-570.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.285-321, 497-584.

  5. Волошина В.А. Методологические проблемы формирования общей культуры сотрудников пожарной охраны // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М.: АГПС МЧС РФ, 2003.

  6. Бабин Ю.М. Ценности культуры и ценности цивилизации: их соотношение и значение в гармоническом развитии личности курсантов и слушателей // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М.: АГПС МЧС РФ, 2003.


Дополнительная литература:

  1. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс. М., 1990.

  2. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000.

  3. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995.

  4. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М., 1987.

  5. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

  6. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

ГЛОССАРИЙ
Абсолютная и относительная истина -- категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:

  1. тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки;

  2. тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.

Абстрактное и конкретное. А. (лат. abstractio- отвлечение) -- сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus -сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А. -- как характеристика исключительно продуктов мышления (Абстракция).


Агностицизм – философское учение, отрицающие познаваемость сущности объективного мира, адекватность наших знаний (ощущений) реальности. Сторонника А. – И. Кант, Дж. Беркли, Д. Юм.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Анализ (от греч. analysis - разложение) -- разделение объекта на составные части, стороны, свойства.

Анти-кумулятивистская модель развития науки – взгляд на развитие науки как на конкурентную борьбу научно-исследовательских программ, чередование эволюционных и революционных (кризисных) этапов, последние приводят к радикальным изменениям в науке, в частности, пересмотру научной картины мира, изменению методов исследования, смене стандартов рациональности. Сторонники – Т.Кун, И.Лакатос.

Антиномия -- противоречивые взаимомсключающие положения. Наиболее известны антиномии, введенные И. Кантом.

Антропосоциогенез – процесс становление человека и общества, в ходе которого произошел переход от обезьяны к человеку, от животного стада к человеческому обществу.

Апологетика – первый этап в развитии средневековой христианской философии (I-III вв. н.э.), связанный с деятельностью апологетов – защитников христианского вероучения перед лицом властьимущего язычества, перед римской императорской властью. Цель А. – обоснование преимуществ христианства перед языческой религией.

Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Апостериори и априори -- различие знания по отношению к опыту. Априорное знание -- знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериорное -- знание, получаемое из опыта.

Атараксия -- это состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенность от всех проблем мира (Эпикур)

Атрибут – неотъемлемое, существенное и необходимое свойство вещи, предмета, объекта.

Бог – высшее разумное существо, творец мира, всеведущая и всеблагая личность, находящаяся над миром и управляющая им, источник всех форм бытия. В атеизме Б. -- фантастический образ сверхъестественного всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляющего им.

Бытие – 1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.



Верификация (от лат. verus -- истина и facio – делаю)процедура опытного (чаще всего – экспериментального) подтверждения знания, обычно предметом верификации являются гипотезы.

«Вещь в себе» и «Вещь для нас» -- философские термины, означающие: первый -- вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй -- вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.


Восприятие -- чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Гипотеза — любое предположение, допущение, предсказание, истинность которых остается неизвестной и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов.

Гносеология -- (гносис -- знание) учение о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир.

Дедукция -- это такое действие ума, посредством которого из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

Детерминизм (от лат. determine – определяю) – учение о всеобщей взаимной связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира.

Детерминизма принцип – общенаучный познавательный регулятив, требующий изучать явления в их взаимосвязи и зависимости от других явлений. Основной формой детерминизма является причинность.

Диалектика [от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор] -- философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Дуализм - философское направление, признающее, в противоположность монизму, в основе мира два независимых и равноправных начала: материю и дух. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей дуализма -- Р. Декарт.

Догматизм (греч. dogma - мнение, учение, решение) -- способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.

Жизнь -- форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в "снятом" виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).

Знание – совокупность сведений, полученных в ходе познания и отражающих свойства, качества действительности.

Заблуждение -- это содержание сознания, ее соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.


Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Примером понятия, являющегося результатом идеализации, может быть «точка»: невозможно найти в материальном мире объект, представляющий собой точку, т.е. объект, который не имел бы измерений.

Идеализированный объект теории – абстрактный объект или множество таких объектов, в упрощенном виде представляющих реальные предметы и явления, изучаемые теорией.

Идеализм -- философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д.

Идеология -- совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов.

Идиографичекий метод (от греч. idios — свой, своеобразный и grapho — пишу) – гуманитарно-ориентированная познавательная процедура, нацеленная на воссоздание (описание) индивидуального во всей его сложности и богатстве; характерный пример в психологии – воссоздание жизненной истории индивида.

Индетерминизм (от лат. in- приставка, означающая отрицание, и детерминизм) -- философское учение, отрицающее объективность причинной связи природных и социальных явлений (или причинное объяснение в науке).

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Индукция (от лат. inductio — наведение) – универсальный метод познания, связанный с переходом от множества сходных единичных фактов к общим утверждениям.

Интерпретация (от лат. разъяснение, толкование) – фундаментальная операция мышления, связанная с приданием, приписыванием смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объективированным в знаковой или чувственно-наглядной (образной) форме.

Иррационализм – течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.