Файл: Теоретические аспекты аутсорсинга. 1 Историческое происхождение и сущность аутсорсинга.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трансформационный аутсорсинг - при этой форме аутсорсинга организация приглашает поставщика услуг, который полностью реорганизует работу подразделения, разрабатывает новые системы и создает надежную базу знаний и навыков, которую затем передает клиенту. Трансформационный аутсорсинг отличается от полного лишь тем, что переход сотрудников и активов не окончателен - по завершении проекта клиент вновь обретает полный контроль и вступает в свои обязанности. [ стр 68, аутсорсинг в развитии дел. партнёрства, Моисеева]
Аутсорсинг совместных предприятий - компанией-заказчиком и аутсорсером создается новая компания в целях использования ее деловых возможностей.
Оффшорный (географический) аутсорсинг - часть бизнеса (часто профильные и ключевые функции) может передаваться на продолжительный срок сторонней компании, географически расположенной в зоне с такими экономическими условиями, в которых доступны более дешевые ресурсы. Наибольшее распространение имеет labor arbitrage - игра на разнице в уровнях оплаты. Так, Центр расчетов по Северной Америке компании Procter & Gamble перенесен в Коста-Рику, а в Индии работает центр обслуживания General Electric Capital численностью около 13 тысяч человек. [стр11. Привлечение персонала на предприятии]
Что касается видов аутсорсинга, то исходя из российской и зарубежной практики, можно выделить следующие виды аутсорсинга:
функциональный аутсорсинг, то есть передача на внешнее обслуживание управленческих функций компании-заказчика;
операционный аутсорсинг, то есть передача на внешнее обслуживание производственных функций компании-заказчика;
ресурсный аутсорсинг, то есть приобретение внешних ресурсов взамен внутренних.
Существует и другая классификация, согласно которой различают: производственный аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, IT-аутсорсинг.
В мировой структуре рынка аутсорсинговых услуг наибольшую долю занимает аутсорсинг бизнес-процессов, что связано с большим развитием данного сектора рынка аутсорсинговых услуг и минимальным риском, по сравнению с производственным аутсорсингом. Второе место занимает IT-аутсорсинг, а третье - производственный аутсорсинг.
Рисунок 2.
Структура мирового рынка аутсорсинговых услуг, стр 24, эффективный аутсорсинг
Многие авторы предлагают дополнить эту классификацию следующими видами: аутсорсинг в сфере услуг и аутсорсинг управления знаниями. [стр 6-7, привлеченный персонал на предприятии, Иванова ]
Таким образом, наиболее полная классификация видов аутсорсинга выглядит следующим образом:
Таблица 2.
Виды аутсорсинга, привлеченный персонал на предприятии
Виды аутсорсинга | ||||
Аутсорсинг информационных технологий | Аутсорсинг функций управления (бизнес-процессов) | Производственный аутсорсинг | Аутсорсинг в сфере услуг | Аутсорсинг управления знаниями |
Подвиды аутсорсинга | ||||
-офшорное программирование | -бухгалтерский учет и финансы | -аутсорсинг основного производства | -деловые услуги (лизинговые, строительные, архитектурные) | -изучение и аналитическая обработка данных |
-тестирование программного обеспечения | -управление персоналом | -аутсорсинг вспомогательного производства | -торговые услуги, гостиничные услуги | -формирование и управление базами знаний |
-электронный бизнес | -маркетинг | | -транспортные услуги и услуги связи | -мониторинг СМИ |
| -реклама | | -услуги госсектора, включая социальные | -архивирование и индексирование данных |
| -логистика | | | |
| -кадровые процессы | | | |
Производственный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга.
Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. Аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом, причем наибольший рост проявляется в сфере финансов и бухгалтерского учета.
Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) - лидер нынешнего рынка услуг. Это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно: обслуживание сетевой инфраструктуры; проектирование и планирование бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; создание и поддержка публичных web-серверов; управление информационными системами; приобретение в лизинг компьютерного оборудования. [ аутсорсинг в развитии делового партнерства, Моисеева, стр 66-67]
В зависимости от формы организации совместной деятельности выделяют также внутренний и внешний виды аутсорсинга.
Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении функций внутри бизнес-систем с целью сохранения контроля над качеством их выполнения.
При внешнем аутсорсинге выполнение отдельных или взаимосвязанных функций передается внешнему исполнителю-аутсорсеру, при этом сокращаются доля компании в стоимости готового продукта, а также уровень налогообложения. [Юрьев, стр 24-25]
Отдельно хотелось бы рассказать о таком подвиде аутсорсинга, как аутсорсинг в управлении персоналом.
Аутсорсинг персонала - это разновидность аутсорсинга функций управления, это передача какой-либо функции компании внешнему провайдеру, обладающему необходимым персоналом для ее выполнения.
Таблица 3.
Основные составляющие аутсорсинга в управлении персоналом | |
Название составляющей | Описание составляющей |
Учет кадров | |
Оформление кадровых процедур | Оформление трудовых договоров, формирование личных дел, организация учета и хранения трудовых книжек |
Ведение штатного расписания | |
Взаимодействие с трудовыми инспекциями | |
Работа с документами | Организация оптимального кадрового документооборота, организация системы хранения первичной документации, оформление кадровых документов на архивное ведение |
Аутсорсинг в управлении персоналом приобретает для организации первостепенное значение в связи с распространением современных технологий менеджмента человеческих ресурсов. Функции управления человеческими ресурсами (наем и увольнение, обучение и аттестация персонала, планирование карьеры, разработка политики мотивации) передаются в ведение специального подразделения организации. Аутсорсинг этих функций позволяет существенно снизить расходы на содержание соответствующих отделов и подразделений, а также обеспечить повышение качества менеджмента человеческих ресурсов и общего уровня корпоративной культуры. [стр 133, Юрьев]
Любая компания вынуждена решать задачи, связанные с управлением персоналом. При этом подобная деятельность является профильной лишь для кадровых агентств. Именно поэтому практика аутсорсинга управления персоналом приобрела значительную популярность. [аутсорсинг, Рассел]
Чаще всего на аутсорсинг персонала передаются процессы, связанные с подбором и поиском сотрудников, реже - процессы кадрового администрирования и расчета заработной платы.
Можно выделить следующие преимущества использования аутсорсинга в управлении персоналом: экономия на налогах на зарплату штатной единице, экономия рабочего места, постоянная безотказная работа, экономия времени на подбор кадров. [Дейнека, стр. 306]
.3 Роль аутсорсинга в рыночной экономике
Поскольку аутсорсинг позволяет в значительной степени повысить конкурентоспособность корпораций за счет снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности, фокусирования на инновациях, его применение широко распространено в мире.
Аутсорсинг открывает возможности для стран, имеющих подготовленных специалистов, которые могут качественно, но за более низкую плату, чем, например, в США, Англии или Германии, выполнять на постоянной основе выгодные и хорошо оплачиваемые заказы - прежде всего, в области информационного технологий.
Количество функций, передающихся на выполнение внешним подрядчикам, и скорость заключения новых договоров по аутсорсингу постоянно увеличиваются. На аутсорсинг передаются разработка, внедрение и поддержка систем информационных технологий, содержание автопарка, call-центров, бухгалтерский учет и финансовый анализ, обработка медицинских записей, биотехнологии и так далее.
Укрупнение компаний, усложнение производственных функций приводят к необходимости их формализации, использования новых дорогих технологий, а также поддержки управляемости в условиях очень быстрого развития. В конкурентных отраслях возникает необходимость в оптимизации расходов, снижении издержек, при сохранении высокого качества производства товаров и услуг. Именно этого и помогает добиться аутсорсинг.
Таким образом, цель аутсорсинга - позволить любой компании сфокусировать все свои усилия на решении основных задач - рост конкурентоспособности, продвижение своего профильного товара на рынки страны и мира, в то время как сопутствующие проблемы фирмы перепоручаются организациям, для которых передаваемые функции являются в свою очередь основными.
В большинстве развитых стран в настоящее время корпоративные прибыли растут за счет переноса производственных мощностей и рабочих мест в Юго-Восточную и Южную Азию, Латинскую Америку и другие подобные регионы. Благодаря этому, крупные компании развитых стран определяют развитие инновационной деятельности в развивающихся регионах мира, способствуя росту отраслей высоких технологий, выпускающих сложную конечную продукцию. Например, в Индии высокотехнологичный сектор экономики растет до 30% в год. В настоящее время страна имеет более чем десятилетний опыт аутсорсинга и размещает у себя свыше 80% мировых проектов в этой сфере.
Благодаря аутсорсингу в развивающихся странах создаются новые рабочие места, требующие высокого образовательного и профессионального уровня, увеличивается число желающих получить технические специальности.
Аутсорсинг стимулирует развитие конкуренции, подрывая олигополистические и монополистические структуры мировой экономики, предоставляя возможность входа на рынки новым субъектам.
В целом аутсорсинг - это новая форма развития производственно-экономических отношений, которая ускоряет развитие экономической глобализации в современном мире. [ Лепихина, Роль аутсорсинга в мировой экономике, статья ]
Не обошел аутсорсинг и нашу страну: около 7% молодых специалистов России зарабатывают сегодня деньги на рынке аутсорсинговых услуг, встраиваясь в цепочки процессов создания программных продуктов по заказам крупнейших западных компаний.
Не смотря на то, что аутсорсинг в России находится на начальной стадии, уже существует множество компаний, оказывающих услуги аутсорсинга. Постепенно набирают обороты аутсорсинг бухгалтерского учета, кадровых процессов, аутсорсинг в отраслях телефонной связи. Однако, более активному распространению практики аутсорсинга мешают психологические причины - немногие компании согласны передать часть своего бизнеса аутсорсеру. Также проблема российского аутсорсинга связана с дефицитом квалифицированного персонала на рынке. Поэтому российские заказчики предпочитают обращаться к ведущим мировым компаниям.