Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Инновационный менеджмент как система принципов, методов и форм управления инновационной деятельностью в образовании.

Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как

комплекс принциповметодов, организационных форм и технологических

приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение

эффективности их функционирования и развития, и позволяет перейти от

вертикальной системы управления (субъект-объект) к

горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества

(субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника,

так и личности педагога.

2. Задачи инновационного менеджмента в образовании

Задачи инновационного менеджмента:

  1. найти новое решение в организации образовательного процесса;

2) проведение научно-исследовательских и опытно-педагогических работ;

3) внедрение нового продукта (товара) или процесса в образовательный процесс;

4) одновременная подготовка и организация внедрения и сбыта этого новшества; 5) внедрение нового товара в ОУ и на рынок Об/Ус;

6) закрепление на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

3. Социокультурные детерминанты инновационной деятельности в образовании

Социокультурная детерминация. - влияние общества на что-либо (социальных и

практических потребностей, культурных и этнических традиции, морально-

нравственных предписаний, идеолого-политических установок и т.д.).

Инновационные процессы в сфере образования обусловлены рядом тенденций

социокультурного развития общества — глобализацией, информатизацией, тенденцией к

гуманизации и др. Система образования нашей страны находится в состоянии

динамичного развития: совершенствуются содержание образования, система оценки

учебных достижений учащихся, формы дифференциации обучения, разрабатываются

новые образовательные модели организации здоровьесбережения, формирования

умений, развития способностей, компетенций учащихся. Особое внимание уделяется

воспитанию детей и молодежи. Инновационная деятельность, ее ход и результаты


непосредственно влияют на целевые и ценностные ориентиры в образовании и,

соответственно, определяют новые требования к профессиональной деятельности

педагогических кадров. Для учреждения образования инновационная деятельность

является одним из механизмов развития профессиональных компетенций педагогов, и,

как следствие, повышение качества образования.

4. Содержание и структура инновационной деятельности в образовании.

Инновационный процесс в образовании представляет собой совокупность процедур и

средств, с помощью которых дидактическая идея превращается в образовательное

нововведение. Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по

обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам

этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение

компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств,

методов и форм обучения, системы управления и т.п.

В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества,

реализация новшества, рефлексия нововведения. Основным результатом поискового этапа

является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения. Далее

следует инновационный проект намеченных преобразований. На этапе реализации

инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-

сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и

оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение

полученных результатов с поставленными целями; полученный продукт сопоставляется с

его изначальным образом (моделью). Рефлексивный этап инновационной деятельности

выполняет функцию обратной связи.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идеи в нововведение, а

также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная

деятельность.

В инновационном процессе различают четыре взаимосвязанных вида деятельности: методологическая, исследовательская, педагогическая и учебная.

Методологическая деятельность направлена на разработку методологии инновационного процесса; она выполняется методологом.

Исследовательская деятельность, выполняемая ученым, направлена на изучение деятельности преподавателей и учащихся. Продуктом его деятельности является педагогическая инноватика (описание педагогической деятельности преподавателя в рамках инновации).



Педагогическая деятельность преподавателя – инноватора направлена на организацию учебной деятельности обучающихся. Продукт его деятельности – образовательный процесс, в который вводится новшество (инновационный образовательный процесс).

Учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, на развитие личности в условиях инновации.

Инновационные изменения в системе образования нашей страны идут по следующим направлениям: изменение целей и содержания образования на всех ступенях, начиная от детского сада; приведение их в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени; разработка и реализация новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личноcти в процессе обучения; создание и развитие творческих инновационных коллективов образовательных организаций; сочетание образовательного процесса с исследовательской работой преподавателей, студентов и многое другое.

Ввиду многоаспектности инновационной деятельности в образовании ограничимся рассмотрением только одной проблемы – вопросов разработки современной технологии обучения.

5. Основные свойства, критерии инновационной деятельности в образовании.



8 свойств инноваций в образовании: новизна; практическая применимость; реализуемость; эффективность; лучшее удовлетворение спроса на рынке образовательных услуг; рискованность; преимущества по сравнению с традиционными решениями; сложность и неоднозначность.

6. Тенденции развития инновационной деятельности в образовании

В современном обществе образование имеет огромное значение, поэтому особо актуальным становится поиск перспективных направлений его развития. Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, о соответствии образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований.


Обосновывая тенденции инновационной деятельности в образовании, следует, в качестве основных, отметить следующие: - обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования; - ориентация инновационной деятельности на приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации; - учет при осуществлении инновационной деятельности основных направлений социально-экономического развития конкретного региона, муниципального образования 

7. Стратегия управления инновационными процессами в образовании.

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОУ работы (С.В.Сидоров).

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;


· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

· осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

8. Методы стратегического управления инновационными процессами в образовании

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали

следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания

(формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной

системы коммуникаций ; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля,

мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов

педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе,

формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия

субъектов инновационного процесса в достижении целей.

9.Характеристика основных стратегий поведения образовательной организации в изменяющейся среде.

Стратегическое управление общеобразовательным учреждением — современный подход, который представляет собой совокупность процессов стратегического планирования, реализации стратегии и стратегического контроллинга. Одной из главных задач стратегического управления является определение стратегии развития общеобразовательного учреждения.
Рассматривая общеобразовательные учреждения в развивающейся конкурентной среде можно сказать о том, что стратегия развития должна содержать в себе два независимых элемента: конкурентную и инновационную стратегию. По каждой из этих стратегий администрация общеобразовательного учреждения должна принимать отдельное управленческое решение, заключающееся в выборе одного из альтернативных вариантов. Подбирая необходимый альтернативный вариант, администрация, во-первых, самоопределяется в своих намерениях относительно изменения и развития внутренних инновационных процессов, во-вторых — в своих намерениях относительно конкурентов.