Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Инновационный менеджмент как система принципов, методов и форм управления инновационной деятельностью в образовании.
Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как
комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических
приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение
эффективности их функционирования и развития, и позволяет перейти от
вертикальной системы управления (субъект-объект) к
горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества
(субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника,
так и личности педагога.
2. Задачи инновационного менеджмента в образовании
Задачи инновационного менеджмента:
-
найти новое решение в организации образовательного процесса;
2) проведение научно-исследовательских и опытно-педагогических работ;
3) внедрение нового продукта (товара) или процесса в образовательный процесс;
4) одновременная подготовка и организация внедрения и сбыта этого новшества; 5) внедрение нового товара в ОУ и на рынок Об/Ус;
6) закрепление на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.
3. Социокультурные детерминанты инновационной деятельности в образовании
Социокультурная детерминация. - влияние общества на что-либо (социальных и
практических потребностей, культурных и этнических традиции, морально-
нравственных предписаний, идеолого-политических установок и т.д.).
Инновационные процессы в сфере образования обусловлены рядом тенденций
социокультурного развития общества — глобализацией, информатизацией, тенденцией к
гуманизации и др. Система образования нашей страны находится в состоянии
динамичного развития: совершенствуются содержание образования, система оценки
учебных достижений учащихся, формы дифференциации обучения, разрабатываются
новые образовательные модели организации здоровьесбережения, формирования
умений, развития способностей, компетенций учащихся. Особое внимание уделяется
воспитанию детей и молодежи. Инновационная деятельность, ее ход и результаты
непосредственно влияют на целевые и ценностные ориентиры в образовании и,
соответственно, определяют новые требования к профессиональной деятельности
педагогических кадров. Для учреждения образования инновационная деятельность
является одним из механизмов развития профессиональных компетенций педагогов, и,
как следствие, повышение качества образования.
4. Содержание и структура инновационной деятельности в образовании.
Инновационный процесс в образовании представляет собой совокупность процедур и
средств, с помощью которых дидактическая идея превращается в образовательное
нововведение. Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по
обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам
этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение
компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств,
методов и форм обучения, системы управления и т.п.
В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества,
реализация новшества, рефлексия нововведения. Основным результатом поискового этапа
является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения. Далее
следует инновационный проект намеченных преобразований. На этапе реализации
инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-
сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и
оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение
полученных результатов с поставленными целями; полученный продукт сопоставляется с
его изначальным образом (моделью). Рефлексивный этап инновационной деятельности
выполняет функцию обратной связи.
Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идеи в нововведение, а
также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная
деятельность.
В инновационном процессе различают четыре взаимосвязанных вида деятельности: методологическая, исследовательская, педагогическая и учебная.
Методологическая деятельность направлена на разработку методологии инновационного процесса; она выполняется методологом.
Исследовательская деятельность, выполняемая ученым, направлена на изучение деятельности преподавателей и учащихся. Продуктом его деятельности является педагогическая инноватика (описание педагогической деятельности преподавателя в рамках инновации).
Педагогическая деятельность преподавателя – инноватора направлена на организацию учебной деятельности обучающихся. Продукт его деятельности – образовательный процесс, в который вводится новшество (инновационный образовательный процесс).
Учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, на развитие личности в условиях инновации.
Инновационные изменения в системе образования нашей страны идут по следующим направлениям: изменение целей и содержания образования на всех ступенях, начиная от детского сада; приведение их в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени; разработка и реализация новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личноcти в процессе обучения; создание и развитие творческих инновационных коллективов образовательных организаций; сочетание образовательного процесса с исследовательской работой преподавателей, студентов и многое другое.
Ввиду многоаспектности инновационной деятельности в образовании ограничимся рассмотрением только одной проблемы – вопросов разработки современной технологии обучения.
5. Основные свойства, критерии инновационной деятельности в образовании.
8 свойств инноваций в образовании: новизна; практическая применимость; реализуемость; эффективность; лучшее удовлетворение спроса на рынке образовательных услуг; рискованность; преимущества по сравнению с традиционными решениями; сложность и неоднозначность.
6. Тенденции развития инновационной деятельности в образовании
В современном обществе образование имеет огромное значение, поэтому особо актуальным становится поиск перспективных направлений его развития. Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, о соответствии образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований.
Обосновывая тенденции инновационной деятельности в образовании, следует, в качестве основных, отметить следующие: - обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования; - ориентация инновационной деятельности на приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации; - учет при осуществлении инновационной деятельности основных направлений социально-экономического развития конкретного региона, муниципального образования
7. Стратегия управления инновационными процессами в образовании.
Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОУ работы (С.В.Сидоров).
На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.
Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
· работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
· совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;
· осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;
· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
8. Методы стратегического управления инновационными процессами в образовании
В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали
следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания
(формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной
системы коммуникаций ; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля,
мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов
педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе,
формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия
субъектов инновационного процесса в достижении целей.
9.Характеристика основных стратегий поведения образовательной организации в изменяющейся среде.
Стратегическое управление общеобразовательным учреждением — современный подход, который представляет собой совокупность процессов стратегического планирования, реализации стратегии и стратегического контроллинга. Одной из главных задач стратегического управления является определение стратегии развития общеобразовательного учреждения.
Рассматривая общеобразовательные учреждения в развивающейся конкурентной среде можно сказать о том, что стратегия развития должна содержать в себе два независимых элемента: конкурентную и инновационную стратегию. По каждой из этих стратегий администрация общеобразовательного учреждения должна принимать отдельное управленческое решение, заключающееся в выборе одного из альтернативных вариантов. Подбирая необходимый альтернативный вариант, администрация, во-первых, самоопределяется в своих намерениях относительно изменения и развития внутренних инновационных процессов, во-вторых — в своих намерениях относительно конкурентов.