Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Сегодня очевидно, что двигателем развития современного образовательного учреждения является инновационная деятельность, направленная на разрешение существующих проблем. Эффективное управление развитием инновационной деятельности в образовательном учреждении становится особенно актуальным для нашего времени. Так как является и условием выживания образовательного учреждения (как в прямом, так и в переносном смысле), и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и членов педагогического коллектива. Именно эффективное развитие инновационной деятельности позволяет образовательному учреждению стать конкурентоспособным в непростых современных условиях.

Инновационный процесс в образовании – это:

– процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И.Загвязинский);

– процесс управления изменениями в образовании, он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (М.М.Поташник, Т.И.Шамова).

Структура инновационного процесса включает четыре этапа:

1. Создание новшеств:

- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

- проектирование новшеств;

- экспериментальное апробирование новшеств;

- экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

- подготовка к распространению;

- информирование о новшествах;

- поддержка освоения новшеств;

- анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

- анализ образовательной деятельности и выявление потребности изменениях;

- поиск новшеств;

- оценка и выбор новшеств;

- проектирование желаемого будущего образовательной системы;

- внедрение новшеств;

- анализ и оценка результатов изменений;

- институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Различают два типа инновационных процессов в системе образования:

Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.


Второй тип — инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования — ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях управления образовательным учреждением обуславливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся организацией.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм.

Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Управление инновационным процессом в контексте целостного развития образовательного учреждения должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

- работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно - педагогической деятельности;

- работу с обучающимися, предполагающую изучение и учет их интересов и образовательных потребностей, создание условий для адаптации обучающихся к происходящим преобразованиям;

- работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в образовательном учреждении новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

- совершенствование работы совокупного субъекта управления образовательного учреждения с целью максимального использования имеющихся внутренних ресурсов;

- осуществление связей с окружающей образовательное учреждение средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;



- осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

- осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие образовательного учреждения на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии - это 1)целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, 2)выбору приоритетов, 3)перспектив развития организации и 4)выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума.

В настоящее время существуют следующие основные группы стратегий развития образовательного учреждения:

1. Стратегия локальных изменений, предполагающая улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности образовательного учреждения, достижение частных результатов (например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам).

2. Стратегия модульных изменений, которая ориентируется на осуществление нескольких комплексных изменений. Данная стратегия образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности образовательного учреждения, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет процесс ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

3. Стратегия системных изменений, которая предусматривает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержания, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки.

Она осуществляется либо при изменении статуса организации, либо как путь радикального обновления образовательного учреждения, находящегося в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Эта стратегия позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.


В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

- осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода "идейного вдохновителя" и "генератора" будущих идей;

- формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации;

- мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности педагогов к инновационной деятельности;

- проблемный анализ образовательного учреждения, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ;

- выработка проектной идеи развития ОУ. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретного образовательного учреждения и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса;

- определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации;

- отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

- разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

- определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие образовательного учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов образовательного учреждения, семьи и социальной среды;

- разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

- подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, обучающихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

- обновление структуры управления ОУ;

- создание инновационного совета ОУ, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, обучающихся, родителей;


-обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

- внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

- реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

- осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

- внедрение методики экспертизы инноваций;

- разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

- внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в ОУ.

Эффективность инновационных процессов зависит от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы управления инновационной деятельностью:

- методы создания эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций;

- методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль);

- методы создания условий для профессионального роста членов педагогического коллектива;

- методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования культуры внутри ОУ, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития ОУ.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в ОУ, является организация работы субъектов инновационного процесса. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправлениясамоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самокоррекцию.

Качество инновационной деятельности образовательного учреждения оценивается на основе трех групп критериев: